О смысле, его генезисе и сущностных свойствах

О СМЫСЛЕ, ЕГО ГЕНЕЗИСЕ И СУЩНОСТНЫХ СВОЙСТВАХ

ON MEANING, ITS GENESIS AND ESSENTIAL PROPERTIES

JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES » 

Volume 10 (76), № 4, 2024

Publicationtext (PDF): Download

UDK: 124.2 : 130.122

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Garipova Natalya M. — Ph.D, docent (assistant professor) of department of Musical

Pedagogy and Performing. Humanitarian-Pedagogical Academy. V.I. Vernadsky Crimean Federal University (branch in Yalta), Simferopol.

E-mail: natamigo@,rambler. Ru

TYPE: Article

DOI: 10.29039/2413-1695-2024-10-4-29-45

PAGES: from 29 to 45

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:  meaning and sense (significance); genesis of meaning in phylogeny; sense (significance) as objectification of meaning; sense (significance)as a tool for expressing meaning; object and subject components of the meaning phenomenon; features of objectification and transfer to others of object and subjective components of meaning.

ABSTRACT (ENGLISH): The article examines meaning in a number of its manifestations that are of interest to various sciences; the genesis of meaning in phylogenesis and the stages offormation of a meaning phenomenon in ontogenesis are considered. The study of meaning as a temporal phenomenon made it possible to: detect differences in the objectification of meaning determined by the goals and objectives of activity; clarify some aspects of the relationship between meaning and sense (significance); identify the priority of meaning over sense
(significance); to explicate the role of “letter” and “number” in information processes that involve artificial intelligence in their orbit and come into conflict with the nature of meaning as a phenomenon not only understood, but also experienced. Consideration of the mechanism of the meaning phenomenon made it possible to see a number of its essential properties, as well as to highlight its objective and subjective elements — information that is objectified and transmitted to others. This information can be communicated thanks to conventional signs (with their rigid semantics), or/and psychophysiologically transmitted
(providing empathy and feeling like you are part of the world). Understanding meaning genesis contributes to the development of educational technologies that cultivate the human in a person in the process of mastering the valuable experience of mankind, and sets the trend for the spiritual improvement of society

Смысл — одна из самых понятных и в то же время неясных категорий философии.
Понятность смысла связана с тем, что человек всегда способен осознать, понимает
он или нет содержание, целесообразность, назначение и пр. сказанного, сделанного,
увиденного, связывая это уразумение со смыслом. Возникает же это понимание-уразу-
мение благодаря осознанию взаимодействия элементов смыслового контекста, порож-
дающему то, что Делёз назвал Событием и без чего смысл является «несуществующей
сущностью» [1, с. 11]. Неясность категории смысл открывается при попытках дать
ей объяснение и описать её содержание, выявляя имманентные смыслу измерения.

Семантическое же поле слова смысл достаточно широкое, что обусловлено ис-
пользованием этого понятия в самых разных ситуациях и по отношению к самым раз-
ным объектам, явлениям, процессам и пр., попадающим в сферу тех или иных инте-
ресов и потребностей субъекта. И это свойственно не только русскому языку [2]. В
связи с этим возникает вопрос о сущностных свойствах смысла, проявляющихся при
его объективации и постижении. Поскольку смысл вездесущ, а потому многолик в его
частных проявлениях, о последних говорить проблематично. И всё же имеются осно-
вания выделить некий «общий знаменатель», который обнаруживается при исследова-
нии генезиса смыслового феномена.

Цель статьи — выявить механизм генезиса смыслового феномена, эксплицировав
сущностные свойства смысла, присущие его разным ипостасям, что позволит глубже
понять исследуемое явление. Понимание механизма смысловых процессов в конеч-
ном счёте служит пониманию человеком самого себя, Другого, своих отношений с
миром и особенностей освоения опыта человечества. Выявление сущностных свойств
смысла способно помочь выстраиванию адекватных образовательных технологий, по-
ниманию места и роли искусственного интеллекта в обучении и воспитании подрас-
тающих поколений.

Исследование проблемы базируется на принципе дополнительности, сформули-
рованном Н. Бором в начале ХХ века. Данный принцип ориентирует на рассмотрение
изучаемого объекта с позиций различных областей знания.

Движение к поставленной цели потребовало рассмотреть глубинные истоки смыс-
ла в филогенезе и отношения между смыслом и значением. Осуществлённое в ука-
занных ракурсах исследование позволило выявить следующие сущностные свойства
смыслового феномена: понимаемость, переживаемость, темпоральность, целостность,
отражение отношений. Это те свойства смысла, которые наиболее очевидны и лежат
на его поверхности, а потому перечень их не следует считать закрытым.

Значение как превращённая форма смысла и инструмент его означивания

Имеется много оснований ставить знак равенства между смыслом и значением, и
не меньше оснований — различать их. В самом деле, в своей повседневной жизни мы
весьма часто пользуемся словами смысл и значение как синонимами. Нечто подобное
можно наблюдать и в научных текстах. Однако в логике и аналитической философии
изначально имело место чёткое разграничение этих понятий. Значение связывалось c
объективным содержанием понятия, вербального высказывания, а смысл интерпре-
тировался как субъективное представление об этом содержании. Наиболее явно это
различие выступало в случае логической ошибки, что служило причиной связывать
смысл с субъективно-отрицательными моментами [3]. Имело место и иное основание
различать смысл и значение. Так, Г. Фреге ввел в научный обиход понятие «понятий-
ное (отвлечённое) содержание», которое свободно от каких-либо психологических мо-
ментов и включает в себя «истинное значение» (как область проявления содержания),
и смысл (как реализацию истинного значения) [4]. Нередко исследовательская пози-
ция учёного не требует различения смысла и значения, как это имеет место, например,
в логике смысла А. Смирнова [5, с. 82]. Вместе с тем, ряд исследователей проводит
демаркационную линию между этими двумя понятиями. В философских и философ-
ско-лингвистических дискурсах двадцатого столетия это имеет место у Г. Шпета,
Р. Барта, М. Бахтина, Б. Рассела, Л. Витгенштейна и др. [6; 7; 8; 9; 10], а в психоло-
гической литературе — у Л. Выготского, А. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева
[11; 12; 13; 14]. В XXI веке проблема не теряет актуальности, обретая новые аспекты
осмысления. Так, Л. Рыскельдиева обращается к анализу существующих принципов
противопоставления смысла и значения, указывая на взаимодополнительность этих
понятий [15], а Д. Гаспарян показывает, что установка на отождествление смысла и
значения «является причиной многих неясностей, проблем и ошибок в анализе про-
блем ИИ» [16 с. 83].

Исследовательская позиция, основанная на различении смысла и значения, рас-
сматривает последнее (значение) в качестве инструмента выражения и трансляции
смысла. Широко и достаточно глубоко это изучено на материале текстов вербального
языка, слова которого являются универсальными знаками со своими значениями. Хотя
смысл текста и не возникает посредством сложения значений слов, что особо подчёр-
кивали Г. Шпет, М. Бахтин, Э. Бенвенист, Ж. Делёз, [6; 17; 18; 1], слово может быть
рассмотрено как инструмент для объективации смысла. Так, согласно М. Бахтину, зна-
чение слова, язык в целом можно понимать как «технический момент» для воплоще-
ния, «эстетического объекта», для познания (по сути — для объективации смысла) [17,
с. 46, 71]. Ещё ранее роль вербального языка в формировании и трансляции смыслов
особо подчёркивали М. Хайдеггер, указывающий на структуры в вербальном языке,
формирующие смыслы [19], Х.-Г. Гадамер, рассматривающий язык как средство во-
площения преданий, транслирующих смыслы [20]. Слово способно выполнять столь
важную функцию, поскольку оно обладает значением — оно несёт в себе информацию
(освоенную субъектом и социумом), позволяющую смысл отражать, воплощать, сооб-
щать и транслировать.

Если предположительно рассматривать процесс смыслогенеза в филогенетическом
срезе, можно заметить, что будучи инструментом воплощения смысла, само слово, не-
сущее в себе значение, изначально возникает из смысла, проявляющегося как особое
состояние субъекта, сфокусировавшего своё внимание на чем-то значимом (потреб-
ном). Данная точка зрения перекликается с концепциями развития речи, выдвинутыми
Л. Выготским, А. Потебней [21, с. 71-88]. Предмет смысла (не обязательно объект)
отражается на экране психики, вызывая активность сенсомоторной коры и значимые
подвижки в физиологическом состоянии, он переживается. Сенсомоторная кора — по-
нятие, раскрывающее совместное участие сенсорных и моторных структур мозга при
обработке информации. Говоря иначе, ощущения любой модальности связаны с мо-
торикой, что проявляется в активности мышц, обеспечиваемой деятельностью мото-
нейронов, их волокон. Одни из этих волокон иннервируют мышцы языка, горла, глаз,
лица, другие — «оказывают наибольшее влияние на мотонейроны скелетных мышц,
участвующих в тонких изолируемых движениях, особенно пальцев и кистей рук» [22,
с. 26]. Вот почему мы даже думаем кинетически [23].

Естественно, что эта двигательная активность при обработке важной для субъек-
та информации проявляется в вокализации и в жесте. И надо полагать, что так рож-
далось праслово. При этом в нем отражалось не только интенциональное состояние
субъекта — субъектный компонент смысла (состояние, связанное с отношением субъ-
екта к объекту и сходное по ряду параметров у людей, живших в сходных условиях,
а потому сходное и в звучании), но отражался и объектный компонент (информация,
связанная с предметом смысла). Данный вывод согласуется с теориями ряда зарубеж-
ных учёных. Так, М. Томаселло, выдвигая идею “совместной интенциональности”,
подчёркивает особое значение для возникновения человеческих языков указатель-
ного и изобразительного жестов [24, с. 11-77]. Д.Бикертон, исследуя возникновение
протоязыка у наших предков, указывает на необходимость передачи экзистенциональ-
ной информации (выходящей за пределы здесь-и-сейчас), которая сообщалась от-
дельной особью группе сородичей посредством звуков и жестов иконического плана
[25, с. 55-58 , 175-178, 240-249].

Исследование С. Воронина, охватывающее более, чем 100 языков, показало, что в
звучащих словах непосредственно отражаются звучащие свойства объекта (если тако-
вые имеются) и опосредованно — такие его стороны, как объем, масса, размер, форма
и пр. [26, с. 71-73]. Следует отметить, что именно этот механизм смыслогенеза, осно-
ванный на «физиологической изоморфности» в моделировании тех или иных свойств
предмета смысла в значении, обеспечивает феномен партиципации как приобщения
к некоему целому, как ощущения себя частью этого целого. «Присваивая» свойства
объекта, вводя их во внутренний план, субъект как бы сливается с ним, а в широком
контексте — он сливается с миром, что очень важно для сохранения и совершенство-
вания последнего. Заметим, в истории человечества имели место взгляды, согласно
которым возникновение праязыка (языка Адама) было обусловлено причастностью
человека к структуре мироздания, к природе самих вещей. Именно на поиск этого
языка был направлен проект интеллектуального («умственного») движения XV-XVII
веков [27]. Как считали люди того времени, этот язык обладал особой силой влияния
на бытие человека.

В звучащем праслове (а оно сочеталось с жестом) переживаемое интенциональное
состояние субъекта не только отражалось и фиксировалось психикой самого субъек-
та, но и транслировалось другим. Это обеспечивалось процессуальностью звучащего
слова, которая располагает к со-интонированию — к своеобразному «считыванию» те-
лесной информации, выходящей за пределы связок, к присвоению состояний тела, к
«считыванию» переживания. Не случайно Л. Бернштейн предположил, что изначаль-
ное использование звуков для коммуникации было вокальным [28]. «Считывание»
телесной информации (движения мышц) обеспечивало присвоение симптомов эмо-
циональных реакций, а следовательно вызывало эмоцию [29] и служило процессам
эмпатии. Члены социума проникались сходными эмоциональными переживаниями.

Другой путь фиксации и трансляции содержания (значения) слова обусловлен ак-
тивностью мышц пальцев рук (обеспечиваемой закономерностями функционирования
сенсомоторной коры) и связан с возможностью отражения жеста и «стоящей» за ним
информации на некой плоскости. Думается, что так возникали первые пиктограммы.
Они в большей степени, чем звучащее слово, способны отражать объект (объектный
компонент смысла) в плане его видимых свойств. Именно на их основе возникали
иероглифы и письменные слова [30].

Как видно из изложенного материала, семантика праслова обеспечивалась и за-
креплялась благодаря закономерностям функционирования человеческого мозга. Из-
начально значение (содержание) слова переживалось/ощущалось, «отливаясь» в его
звучащей и графической форме, что способствовало тождественности смысла (как
состояния ответа на нечто значимое, важное) и значения (как превращённой формы
этого состояния). На основе праслов, благодаря осмыслению роли их элементов (се-
мантики корневых согласных, приставок, суффиксов, окончаний и пр.) для передачи
информации объектного и субъектного планов возникали новые слова. Трансляция их
содержания уже базировалась прежде всего на деятельности мышления. Способность
же человеческого мозга к ассоциациям, включающим разномодальные ощущения, пер-
цепты, жесты, возгласы и праслова, обеспечивала возникновение вербального языка
[31]. Слова вербального языка запоминались и передавались другим членам социума в
совместной деятельности, в обыденной жизни на основе гласной и негласной (обеспе-
чиваемой повторяемостью сходных жизненных ситуаций) конвенциональности. Они
использовались для объективации и трансляции более сложных смыслов при опоре
на различные смысловые логики, различные механизмы структурирования, по поводу
которых на протяжении полувека ведутся научные споры [24; 25; 32; 33]. В конце кон-
цов слово вербального языка стало представать как условный знак (хотя шлейф есте-
ственной семантики можно обнаружить в самой его звучащей и графической форме).
В смысловых процессах усиливалась функция мышления и изначальный приоритет
переживания (ощущений и эмоций) ослабевал, уступая место мыслительным опера-
циям, а слова с их значениями оказались «заточенными» прежде всего на объектный
компонент смыслового феномена, на передачу информации интеллектуального плана.

Вместе с тем, закреплялись системы знаков, обслуживающие субъектный компо-
нент смыслового феномена, призванный отражать отношение субъекта к предмету
смысла, и не требующий включения слова, связанного с объектным компонентом. Эти
системы знаков, базирующиеся на состояниях тела, на моторике, на разномодальных
ощущения и перцептах, обеспечивают трансляцию самого переживаемого состояния.
Они лежат в основе художественных языков и текстов, в недрах которых возникают
различные знаки (семантико-перцептивные универсалии, художественные символы,
знаки хронотопики, метафорики и др.), знаковая природа которых, как правило, от-
крывается лишь стороннему наблюдателю.

Наряду с естественными механизмами возникновения слов (а шире — любых зна-
ков) и закрепления за ними семантики (значений) существовал и существует иной
путь их рождения и функционирования, основанный преимущественно на конвенци-
ональности. Таковы, например, языки науки, в которых каждый знак обладает дого-
ворным, чётко оговоренным значением, которое не требует какого-либо переживания
(если не считать сенсорные системы, считывающие сам знак) для понимания пере-
даваемой информации. Однако, следует отметить то, что даже в этом случае смысло-
вые процессы не освобождаются полностью от субъектного компонента, связанного с
переживанием человека, поскольку последний ощущал необходимость (потребность)
в создании конкретного знака, что всегда включает эмоцию. Здесь можно перефра-
зировать В. Маяковского: «Ведь, если знаки возникают — значит — это кому-нибудь
нужно?». Другое дело, что переживаемые семантические предпосылки любого искус-
ственного знака (а они всегда имеют место и могут быть выявлены), не являются су-
щественными для объективации сугубо объектной информации. Но переживания (как
правило индивидуального характера) могут возникнуть при декодировании данной
информации и понимании её. На связь понимания и переживания в науке неоднократ-
но указывалось в литературе [34; 35].

Таким образом, изначально значение — это естественный и закономерный результат
объективации смысла. Движение от смысла к значению часто характеризуется ослабле-
нием переживания. В вербальном языке этому способствовала письменная фиксация
значения посредством букв. Если значения (его объектные и субъектные элементы) пер-
вых праслов непосредственно отражались, моделировались в самой форме знаков (в зву-
чании и в графике пиктограмм), что обеспечивало некое тождество смысла и значения,
то буквенная фиксация способствовала их размежеванию. Буква, обладая договорённо-
стью, отсылает не столько к содержанию слова, сколько к его звучанию и этимологии.
Знак значения (слова), воплощённый с помощью букв, уже не моделирует изоморфно
содержание значения, хотя связи с объектным и субъектным компонентами смысла ещё
могут проявиться. Переживание содержания значения становится излишним для его по-
нимания, которое зиждется на знании, на договорённости, на деятельности мышления.
К абсолютному разрыву смысла и значения привела цифра: оцифрованное значение в
своей форме, лишённой вообще какого-либо изоморфного моделирования, совершенно
свободно от переживания как объектного, так и субъектного компонентов смыслового
феномена. Именно с этими знаками работает искусственный интеллект. Но эти зна-
ки уже не отражают смыслы в их изначальной естественной природе. Они отражают
значения, с которыми искусственный разум справляется весьма успешно. Однако при
этом теряется та связь с закономерностями обработки информации мозгом и психикой,
которая принципиально не устранима из смысловых процессов человека как живого,
чувствующего и сопереживающего существа.

Значение, «отлитое» в ту или иную форму (в тот или иной знак) может по-разному
отражать объектный и субъектный элементы смысла. В своём крайнем проявлении
это многие знаки формальных, точных наук и знаки искусства. Значения науки сво-
бодны от субъектного компонента смысла. При означивании научного смысла учёный
исключает отражение в знаке своего отношения к объекту; он стремиться отразить
лишь «устройство» последнего и использует условные знаки. Смыслы науки могут
быть названы смыслами-логосами. В искусстве же творец-художник воплощает в ху-
дожественном произведении, прежде всего, отношение к предмету смысла, которое
транслируется как переживаемое состояние. На заключительных этапах смыслогенеза
это (или сходное) состояние присваивается и переживается реципиентом. Смысл в
искусстве может быть назван смыслом-эмпатией. Если в смыслах науки на первый
план выступает объектный компонент смыслового феномена, то в смыслах искусства
 его субъектный компонент. Если о смыслах науки сообщается, и тут важны гласная
конвенциональность и деятельность мышления, то смыслы искусства транслируются
благодаря включённости тела и всех уровней психики, и тут важен опыт жизненных
и художественных эмоциональных переживаний. Надо полагать, что нередко наличие
или отсутствие в смысловом феномене объективации и трансляции состояния пере-
живания как раз и является критерием для различения смысла и значения.

Сущностные свойства смысла

Изложенный выше материал позволяет указать на такие его сущностные свойства,
как понимание и переживание. Если говорить о понимании, то следует отметить не-
однозначность и многоаспектность в его толковании, которое дают философы и гер-
меневты (Локк, Спиноза, Лейбниц, Вольф, Кант, Гумбольдт, Шлейермахер, Гегель,
Дильтей, Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Шпет, Витгенштейн и др.), что отражено и
обобщено в ряде работ [6; 19; 20; 35; 36; 37; 38]. Однако все учёные однозначно свя-
зывают понимание со смыслом и значениями.

Нелишне отметить, что понимание, согласно психологии, — это «психологическая
специфичность мысли» [39, с. 227]. Его признаками являются: 1) «“усмотрение” от-
ношений между элементами ситуации» (объектами-операндами, выступающими эле-
ментами некой целостной структуры); 2) наличие «органической связи» понимания «с
целостными пространственно-структурными компонентами мысли» (отражающими
объекты-операнды), и с символически-операционными её компонентами; 3) операции
с операндами [39, с. 227-236]. Второй признак понимания однозначно свидетельству-
ет о его связи с сенсорикой, следствием чего, по-видимому, следует считать ощуща-
емость (переживаемость) смысла, которая может быть различной по интенсивности.
Он также отсылает к значениям/знакам (которые в концепциях философов представ-
лены и словами вербального языка, и понятиями, и идеями, и поведенческими актами,
и даже результатами деятельности сенсорного уровня психики, на котором выстраи-
вается перцепт).

Ценный вклад в понимание понимания внесли нейронауки, разработавшие мето-
ды, позволяющие выявить электрический отклик мозга на различные когнитивные и
моторные стимулы (события) — слова и фразы вербального языка, изображения, му-
зыкально-звуковые структуры и пр. Большое количество экспериментов проведено на
основе восприятия вербальной речи и представляет собой изучение реакций мозга на
её семантическую и синтаксическую стороны. Эти эксперименты показали, что мозг
особым образом реагирует на релевантные (отвечающие реальности, выстроенные со-
гласно грамматичским норнам) и нерелевантные (бессмысленные, с нарушением син-
такциса или грамматики) слова и фразы [40; 41]. Феномен понимания получает таким
образом объективное отражение. Следует отметить, что в подавляющем большинстве
подобных экспериментов понимание не только связывают со смыслом, но и ставят
знак равенства между смыслом и семантикой (или синтаксисом, закономерностями
структурирования). Вместе с тем, нельзя не упоминуть об экспериментах К. Прибра-
ма, обнаружившего при «замерах» деятельности головного мозга, избыточность ин-
формации в мозговых каналах (наличие «шума» и дополнительной «сверхреферент-
ной» информации), что учёный и связывал со смыслом [42].

Если говорить о другом сущностном признаке смысла — его переживаемости, то
следует отметить, что обычно переживание понимается как активность эмоциональной
сферы. Однако переживание не сводиться лишь к эмоции. Согласно психологии, пережи-
вание — это «непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состо-
яний…» [39, с. 381]. Эти состояния нередко ощущаемые и осознаваемые, обусловлены
процессами, происходящими в субъекте как живом существе, а потому они абсолютно
не доступны искусственному интеллекту. Как было показано при анализе естественного
генезиса вербального значения (звучащего и письменного слова), переживание лежит в
его истоках, детерминируя форму знака. Оно (как переживаемая необходимость) имеет
место и в смысловых процессах, связанных с целенаправленным созданием искусствен-
ных языков. «Выпадая» из картины означивания смысловой информации, связанной
только с объектным компонентом смысла (а это имеет место в науке), переживание мо-
жет вновь возникнуть при декодировании информации сугубо интеллектуального плана
(о чём шла речь выше). Это позволяет знанию как смыслу-значению вновь обрести тот
«интенционально-эмпатический» компонент, который свойственен человеку как живо-
му существу. Не случайно в теориях смысла ряда учёных (Гуссерля, Дильтея, Бахтина,
Шпета и др.) переживание находится в фокусе исследовательского внимания.

В смысловых процессах переживание обусловлено особой ролью тела, значе-
ние которого трудно переоценить не только для переживания смысла, но и для его
понимания. Согласно концепции воплощённого познания (а она в разных аспектах
разрабатывалась М. Джонсоном, Д. Лакоффом, Э. Кларком и др. существует тесное
взаимодействие между разумом, телом и миром [43; 44]. То, как человек ощущает
мир, осмысляет его и принимает решения, во многом зависит от особенностей его
тела, обеспечивающего переживаемость смысла. Интенциональное состояние, прояв-
ляющееся как подвижки во внутренних системах и органах человека, в его моторном
аппарате, самым непосредственным образом связано и с эмоцией, возникающей при
участии различных механизмов [29]. Эмоция же, по мнению А.Н. Леонтьева, является
сигналом личностного смысла [45, с. 157].

Темпоральность — ещё одно сущностное свойство смысла, рассматриваемое в тео-
риях ряда философов (Гуссерля [46], Эко [47], Смирнова [48] и др.). Понимаемая как
временная структура смыслового феномена, она позволяет осознать его движение от
переживания состояния взаимодействия субъекта с предметом смысла до объектива-
ции этого состояния в значении, от «пересечения» значений к означиваемой смысло-
вой информации более сложного уровня (к развёрнутому тексту), а далее — от текста
к пониманию и переживанию со стороны другого субъекта. Темпоральность смысла
проявляется не только в коммуникационном цикле — его трансляции от адресанта к
адресату, но и в методе «герменевтического круга», разработанном Шлейермахером.
Её можно увидеть и в изменениях содержания, стоящего за тем или иным словом/
понятием, происходящих во времени.

Нелишне заметить, что темпоральность свойственна пониманию как психическо-
му явлению, представляющему интерес для психологии, где оно рассматривается не
только в качестве результата, но и в качестве процесса, приводящего к этому резуль-
тату (к пониманию смысла).

Темпоральность смысла связана с его целостностью: любой этап в процессуальной
картине смысла, для того, чтобы смысл сложился, предполает объединение с предыду-
щим или последующим этапами (переживание и понимание смысла требует его объ-
ективации и кодирования; объективированный смысл предполагает декодирование).
Смысловое «движение по герменевтическому кругу» также призвано обеспечивать
целостность смысла, объектное содержание которого и его субъектное переживание
всякий раз зависят от включаемых в него элементов. Целостность находится в центре
теорий смысла Э. Гуссерля, указывающего на целостное конституирование мира и
времени, которое осуществляется в соединении смыслов в новые смысловые синтезы
[49], А. Смирнова, рассматривающего воплощение смысла посредством вербального
языка, с имманентными для него субъект-предикатными отношениями, проявляющи-
мися в субъект-предикатном комплексе целостном по своей природе [5, с. 41].

Целостность — имманентное свойство понимания как психического процесса, что
отражается в его дефиниции, изложенной выше. Так, при совершении мыслительных
операций, как указывает Л. Веккер, понимание предполагает удержание в сознании
осмысливаемого объекта как некой целостной структуры (структуры операндов). В
процессе же мышления, приводящего к пониманию, удерживаемые сознанием опе-
ранды должны быть связаны с символико-операторными знаками [39, с. 227-236]. В
противном случае смысл не состоится. От полноты охвата элементов предмета смысла
зависит глубина его понимания в науке или особенности его переживания в искусстве.

Отражение отношений — это ещё одно сущностное свойство смысла, предполага-
ющееся самим пониманием как психическим процессом (поскольку понимание как
раз и заключается в выявлении отношений между операндами), и проявляющееся
по-разному в разных видах деятельности. Различного рода отношения изучаются ло-
гикой. Не случайно логика смысла является квинтэссенцией смысловых теорий ряда
философов (Делёза, Смирнова). В науке на этапе объективации смысла отражаются
отношения между элементами исследуемого объекта, т.е. отражается только объект-
ный компонент. В искусстве же объективируются не только такие отношения, но и
отношение субъекта к объекту — субъектный элемент смысла. Отражение субъектно-
го элемента проявляется в моделировании эмоций, которые транслируются художе-
ственным произведением (хотя о них можно и сообщить, что не является, однако,
существенным для их трансляции). Отражённое и транслируемое состояние эмоци-
онального переживания свидетельствует об отношении субъекта к предмету смысла.
Косвенно и предмет смысла, и отношение к нему могут эксплицировать отношение
субъекта к самому себе, к Другому, к окружающему миру. И эта ипостась смысла
представляется важной в широком контексте существования человека и человечества.

Выводы

Смысл рождается в переживании интенционального акта и обусловлен закономер-
ностями функционирования сенсомоторной коры, которые обеспечивают реализацию
объектного и субъектного компонентов смыслового феномена. Объектный компонент
обусловлен деятельностью сенсорного и мыслительного уровней психики; субъект-
ный — обеспечивается прежде всего подвижками в теле и активностью эмоциональ-
ной сферы. Переживаемый смысл объективируется в значении, обретая новую форму
своего существования в знаках (жесте, позе, мимике, возгласе, интонировании и пр.),
одним из которых в рамках филогенеза явилось праслово, отражающее и объектный,
и субъектный компоненты (что делает его универсальным знаком). Фиксируемые пси-
хикой субъектов праслова и другие знаки закрепляются в общественном сознании,
обретают конвенциональность (которая уменьшает долю сенсорики в смысловых про-
цессах, а также обеспечивает рождение искусственных знаков) и участвуют в консти-
туировании и объективации более сложных смыслов. Именно этот, во многом «за-
гадочный», этап смыслогенеза характеризуется проявлением различных смысловых
логик и обусловливает генезис различных знаковых систем и вербальных языков с их
нормами и особенностями структурирования значений.

Если в глубинных истоках генезиса смысла объектный и субъектный элементы
транслировались (благодаря изоморфному психическому моделированию отдельных
свойств объекта и выражению переживаемого отношения субъекта, и в этом состояла
естественная семантизация), то с утверждением гласной конвенциональности оказа-
лось возможным о них лишь сообщать. В различных ипостасях смысла, на разных
этапах становления смыслового феномена, зависящего от особенностей деятельности,
её целей и задач, соотношение субъектного и объектного компонентов, а также пере-
живания и понимания различно. Например, в науке на этапе означивания смысла на
первый план выступает информация об объекте, передаваемая посредством условных
знаков, обусловливающих понимание объектного компонента, а в искусстве принци-
пиально важным является трансляция субъектного компонента.

Понимание и переживание, обеспечивающие (благодаря объективации) постиже-
ние другими людьми субъектного и объектного компонентов смыслового феномена,
являются сущностными его свойствами. Их соотношение всякий раз варьируется и
сказывается на характере других сущностных свойств. Так, на различных этапах ге-
неза смысла как темпорального явления это соотношение может выступать в своих
крайних проявлениях: означивание смысла возможно всецело на основе понимания
(с помощью условных знаков) или переживания (посредством мимики, пантомими-
ки и интонирования). Это соотношение влияет на характер целостности смыслового
феномена: она может быть «завязана» преимущественно на элементах объекта, кото-
рые должны быть охвачены мышлением человека в их связях и отношениях во всей
их полноте; однако нередко постижение смыслового феномена предполагает особую
активность эмоциональной и/или сенсорной сфер, необходимо участвующих в его
целостной картине. Такое свойство смысла, как отражение отношений также испы-
тывает влияние особенностей соотношения понимания и переживания. Так, в науке
принципиально важным является понимание отношений между элементами предмета
смысла, в искусстве — важна трансляция состояния переживаемого отношения субъ-
екта к этому предмету.

Приоритет гласной конвенциональности и широкое использование в связи с этим
условных знаков способствуют тому, что в смысловых процессах уменьшается доля
естественной семантизации. А потому человек теряет способности партиципации
(приобщения, сопричастности к миру и ощущения себя частью этого мира) и эмпатии
(сопереживания Другому), что весьма пагубно для судеб человечества. Усиление эф-
фектов трансляции смысла требует особого подхода к образованию, в лоне которого
важна опора на методы и технологии, актуализирующие сенсорную и эмоциональную
сферы в познавательных актах. Не менее важным является и обращение к высокому
искусству, обеспечивающему естественную семантизацию.

References

  1. Делез Ж. Логика смысла / пер. с фр. Я.И. Свирского. М., 1998. 480 с.

Delez Zh. Logika smysla / per. s fr. Ya.I. Svirskogo. M., 1998. 480 s.

  1. Ogden C.K. & Richards I.A. The Meaning of Meaning. A study of the influence of language upon thought and of the science of symbolism. Harcourt, Brace & World, Inc. New York, 1923. 363 p.

Ogden C.K. & Richards I.A. The Meaning of Meaning. A study of the influence of language upon thought and of the science of symbolism. Harcourt, Brace & World, Inc. New York, 1923. 363 p.

  1. Барежев К. В. Смысл как критическое истолкование понятия сущности: автореф. дисс. … канд. философских наук : 09.00.01. Санкт-Петербург, 2000. 21 c.

Barezhev K. V. Smysl kak kriticheskoe istolkovanie ponyatiya sushchnosti : avtoref. diss. … kand. filosofskih nauk : 09.00.01. Sankt-Peterburg, 2000. 21 s.

  1. Фреге Г. Логика и логическая семантика: сборник трудов. М.: Аспект Пресс, 2000. 512 с.

Frege G. Logika i logicheskaya semantika: sbornik trudov. M.: Aspekt Press, 2000. 512 s.

  1. Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 с.

Smirnov A.V Soznanie. Logika. Yazyk. Kul’tura. Smysl. M.: Yazyki slavyanskoj kul’tury, 2015. 712 s.

  1. Шпет Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и её проблемы (1914). Томск: Водолей, 1996. 192 с.

Shpet G. G. Yavlenie i smysl: fenomenologiya kak osnovnaya nauka i eyo problem (1914). Tomsk: Vodolej, 1996. 192 s.

  1. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: “за” и “против”. М. : Прогресс, 1975. С. 138-139.

Bart R. Osnovy semiologii // Strukturalizm: “za” i “protiv”. M. : Progress, 1975. S. 138-139.

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

Bahtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. 423 s.

  1. Рассел Б. Исследование значения и истины. М.: Идея-Пресс, 1999. 399 с.

Rassel B. Issledovanie znacheniya i istiny. M.: Ideya-Press, 1999. 399 s.

  1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы. 1958. 132 c.

Vitgenshtejn L. Logiko-filosofskij traktat. M.: Izdatel’stvo inostrannoj literatury. 1958. 132 c.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 323 с.

Vygotskij L.S. Myshlenie i rech’. M.; L.: Socekgiz, 1934. 323 s.

  1. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. 172 с.

Luriya A. R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel’nyh processov. M.: Nauka, 1974. 172 s.

  1. Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д.А.Леонтьева. М. : Изд-во МГУ, 1994. 228 с.

Leont’ev A. N. Filosofiya psihologii. Iz nauchnogo naslediya / pod red. A. A.
Leont’eva, D.A.Leont’eva. M. : Izd-vo MGU, 1994. 228 s.

  1. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 1999. 487 c.

Leont’ev D. A. Psihologiya smysla : priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real’nosti. M. : Smysl, 1999. 487 s.

  1. Рыскельдиева Л.Т. О грамматике и метафизике смысла // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 70-80.

Ryskel’dieva L.T. O grammatike i metafizike smysla // Voprosy filosofii. 2018. №7. S. 70-80.

16. Гаспарян Д.Э. Таинство естественной семантики: трансцендентальное измерение смысла и проблема искусственного интеллекта // Вопросы философии.
2017. № 4. С.81-94.

Gasparyan D.E. Tainstvo estestvennoj semantiki: transcendental’noe izmerenie smysla i problema iskusstvennogo intellekta // Voprosy filosofii. 2017. № 4. S.81-94.

17.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики : Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

Bahtin M. Voprosy literatury i estetiki : Issledovaniya raznyh let. M.: Hudozhestvennaya literatura, 1975. 504 s.

  1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: УРСС, 2002. 448 с.

Benvenist E. Obshchaya lingvistika. M.: URSS, 2002. 448 s.

  1. Хайдеггер М. Присутствие и речь. Язык // Бытие и время [Электронный ресурс]. URL: https://heidegger.ru/wpcontent/uploads/2019/09/heidegger_bytie_i_vremya_ screen.pdf от 12.04.2024.

Hajdegger M. Prisutstvie i rech’. Yazyk // Bytie i vremya [Elektronnyj resurs].

URL: https://heidegger.ru/wp-content/uploads/2019/09/heidegger_bytie_i_vremya_

screen.pdf ot 12.04.2024.

  1. Гадамер Х.-Г Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Gadamer H.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki. M.: Progress, 1988. 704 s.

  1. Завершнева Е.Ю. «Сознание без слова»: Л.С. Выготский о доречевом горизонте
    человека // Электронная библиотека. С. 71 — 88. URL: https://psychlib.ru/mgppu/
    periodica/VP052016/ZSb-17.htm#$p71

Zavershneva E.Yu. «Soznanie bez slova»: L.S. Vygotskij o dorechevom gorizontecheloveka // Elektronnaya biblioteka. S. 71 — 88. URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP052016/ZSb-17.htm#$p71

  1. Рощина Л.В. Влияние чрескожной электрической стимуляции спинного мозга на функциональное состояние моторной системы человека. Дисс. … канд. био-
    лог. наук. 03.03.01 — Физиология. Великие Луки, 2021. 142 с.

Roshchina L.V. Vliyanie chreskozhnoj elektricheskoj stimulyacii spinnogo mozgana funkcional’noe sostoyanie motornoj sistemy cheloveka. Diss. … kand. biolog.nauk. 03.03.01 — Fiziologiya. Velikie Luki, 2021. 142 s.

  1. Seitz J. The Bodily Basis of Thought. New Ideas in Psychology 18 (2000). Pp. 23-40.

Seitz J. The Bodily Basis of Thought. New Ideas in Psychology 18 (2000). Pp. 23-40.

  1. Томаселло М. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М.В. Фаликман, Е.В. Печенковой, М.В. Синицыной, А.А. Кибрик, А. И. Карпухиной. М.: Языки славянских культур, 2011. 328с.

Tomasello M. Istoki chelovecheskogo obshcheniya / Per. s angl. M.V Falikman, E.V. Pechenkovoj, M.V. Sinicynoj, A.A. Kibrik, A. I. Karpuhinoj. M.: Yazyki slavyanskih kul’tur, 2011. 328 s.

  1. Бикертон Д. Язык Адама: Как люди создали язык, как язык создал людей / Пер. с англ. О. Кураковой, А. Карпухиной, Е. Прозоровой. М.: Языки славянских культур, 2012. 336 с.

Bikerton D. Yazyk Adama: Kak lyudi sozdali yazyk, kak yazyk sozdal lyudej / Per.s angl. O. Kurakovoj, A. Karpuhinoj, E. Prozorovoj. M.: Yazyki slavyanskih kul’tur, 2012. 336 s.

  1. Воронин С.В. Основы фоносемантики / предисл. О.И. Бродович. Изд. 2-е, стереотипное. М.: ЛЕНАНД, 2006. 248 с.

Voronin S.V. Osnovy fonosemantiki / predisl. O.I. Brodovich. Izd. 2-e, stereotipnoe. M.: LENAND, 2006. 248 s.

  1. Карабыков А.В. Греза Ренессанса: Язык Адама в европейской культуре XV-XVII веков. СПб.: Издательство РХГА, 2022. 215 с.

Karabykov A.V Greza Renessansa: Yazyk Adama v evropejskoj kul’ture XV-XVII vekov. SPb.: Izdatel’stvo RHGA, 2022. 215 s.

28.    Bernstein L. The Unanswered Question: Six Talks at
Harvard. Harvard University Press, Cambridge, Ma.1976.

Bernstein L. The Unanswered Question: Six Talks at Harvard. Harvard University Press, Cambridge, Ma. 1976.

  1. Гарипова Н.М. Психологические истоки эмоциогенности музыки // Вопросы психологии. 2011. № 4. С.78-86.

29. Garipova N.M. Psihologicheskie istoki emociogennosti muzyki // Voprosy psihologii. 2011. № 4. S.78-86.

30. Недель А.Ю. Как язык научился думать? Первоэлементы в языке и мышлении древних цивилизаций (на материале китайского, египетского и армянского языков) // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 176-188.

Nedel’ A.Yu. Kak yazyk nauchilsya dumat’? Pervoelementy v yazyke i myshlenii drevnih civilizacij (na materiale kitajskogo, egipetskogo i armyanskogo yazykov) //Voprosy filosofii. 2016. № 8. S. 176-188.

31. Benedetti G. Peyohe and Biologie. Stuttgart, 1975. 222 s.

Benedetti G. Peyohe and Biologie. Stuttgart, 1975. 222 s.

32. Chomsky N. Syntactic Structures. Mouton &Co. 1957. 117 pp.

Chomsky N. Syntactic Structures. Mouton &Co. 1957. 117 pp.

33. Пинкер С. Языковой инстинкт: Как разум создаёт язык / Пер. с англ. Н. Пучковой. М.: Альпина нон-фикшн, 2024. 562 с.

Pinker S. Yazykovoj instinkt: Kak razum sozdayot yazyk / Per. s angl. N. Puchkovoj. M.: Al’pina non-fikshn, 2024. 562 s.

34. Гарипова Н.М. О смыслах смысла и его ипостасях // Социология. 2020. № 1. С.210-221.

Garipova N.M. O smyslah smysla i ego ipostasyah // Sociologiya. 2020. № 1. S.210-221.

35. Косилова Е.В. Понимание как переживание // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2021. №2. С. 50-63.

Kosilova E.V. Ponimanie kak perezhivanie // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2021. №2. S. 50-63.

36. Огурцов А. П., Абушенко В. Л., Бернштейн В. О., Голдберг Ф. Н. Понимание/ Гуманитарный портал : Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002-2023 [Электронный ресурс] (последняя редакция: 08.12.2023). URL: https://
gtmarket.ru/concepts/7378

Ogurcov A. P., Abushenko V. L., Bernshtejn V. O., Goldberg F. N. Ponimanie /Gumanitarnyj portal : Koncepty // Centr gumanitarnyh tekhnologij, 2002-2023

[Elektronnyj resurs] (poslednyaya redakciya: 08.12.2023). URL: https://gtmarket.

ru/concepts/7378

37. Шлейермахер Ф. Д. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского. СПб.: Европейский Дом, 2004. 242 с.

Shlejermaher F. D. Germenevtika / per. s nem. A.L. Vol’skogo. SPb.: Evropejskij

Dom, 2004. 242 s.

38. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. 1913. “Электронная библиотека по философии — http://filosof.historic.ru». 395 с.

Gusserl’ E. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. 1913.

“Elektronnaya biblioteka po filosofii — http://filosof.historic.ru\». 395 s.

39. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

Vekker L.M. Psihika i real’nost’: edinaya teoriya psihicheskih processov. M.: Smysl, 1998. 685 s.

40. Kutas, M. & Federmeier, K. Electrophysiology reveals semantic memory use in
language comprehension. Trends Cogn. Sci. 2000. № 4. Pp. 463-470.

Kutas, M. & Federmeier, K. Electrophysiology reveals semantic memory use in

language comprehension. Trends Cogn. Sci. 2000. № 4. Pp. 463-470.

41. Марьина И.В., Стрелец В.Б. Влияние смыслового содержания вербальных стимулов и их значимости на вызванные потенциалы мозга. Физиология высшей нервной (психической) деятельности человека. 2010. Т 60. № 1. С. 22-31.

Mar’ina I.V., Strelec V.B. Vliyanie smyslovogo soderzhaniya verbal’nyh stimulov

i ih znachimosti na vyzvannye potencialy mozga. Fiziologiya vysshei nervnoi

(psihicheskoi) deyatel’nosti cheloveka. 2010. T 60. № 1. S. 22-31.

42. Pribram K. H. Brain Mechanism in Music: Prolegomena for a Theory of the Meaning of Meaning. In Music, Mind, and brain. M. Clynes (Ed). New-York: Plenum. 1982. Pp. 21-36.

Pribram K. H. Brain Mechanism in Music: Prolegomena for a Theory of the Meaning of Meaning. In Music, Mind, and brain. M. Clynes (Ed). New-York: Plenum. 1982. Pp. 21-36.

43. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / перевод с английского А.Н.Баранова и А.Б.Морозовой. Под редакцией и с предисловием А.Н.Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem / perevod s anglijskogo

A.N.Baranova i A.B.Morozovoj. Pod redakciej i s predisloviem A.N.Baranova. M.:

Editorial URSS, 2004. 256 s.

44. Clark A. An Embodied Cognitive Science? // Trends in Cognitive Sciences. 1999. Vol. 3. No 9. Pp. 345 — 351.

Clark A. An Embodied Cognitive Science? // Trends in Cognitive Sciences. 1999.
Vol. 3. No 9. Pp. 345 — 351.

45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Позитиздат, 1977. 304 с.

Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. 2-e izd. M.: Pozitizdat, 1977. 304 s.

46. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Собрание сочинений. Т 1. М.: Риг «Логос» Издательство Гносис, 1994. 102 с.

Gusserl’ E. Fenomenologiya vnutrennego soznaniya vremeni // Sobranie sochinenij.

T 1. M.: Rig «Logos» Izdatel’stvo Gnosis, 1994. 102 s.

47. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. А.Г. Погоняйло, В.Г. Резник. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.

Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu / per. A.G. Pogonyajlo, V.G. Reznik. SPb.: Petropolis, 1998. 432 s.

48. Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. 504 c.

Smirnov A.V Logika smysla. Teoriya i ee prilozhenie k analizu klassicheskoj arabskoj filosofii i kul’tury. M.: Yazyki slavyanskoj kul’tury, 2001. 504 s.

49. Гуссерль Э. Картезианские размышления // Кризис европейских наук и тран- сцендентальная феноменология. Минск: Харвест; Москва: Аст, 2000. 452 с. URL: https://refdb.ru/look/1312695-pall.html от 01.03.2024.

Gusserl’ E. Kartezianskie razmyshleniya // Krizis evropeiskih nauk i transcendental’naya fenomenologiya. Minsk: Harvest; Moskva: Ast, 2000. 452 s. URL: https://refdb.ru/look/1312695-pall.html ot 01.03.2024.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login 2025 macaoslot official isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor RTP interwin interwin login STARWIN88 Official Situs Slot Online Scatter Hitam Mahjong Thailand Interwin # Login Situs Slot Gacor Hoki Slot Interwin Mudah Jackpot Interwin Aplikasi Slot Yang Mudah Digunakan Interwin The Best Gaming Site Online Ez Win No Dark System Only Black Scatter Daftar Situs Slot Deposit Qris 2025 Tanpa Potongan Interwin Interwin Bonus Slot Gacor Melimpah Special Untuk Kaum Deadwood Pemburu Scatter Hitam Interwin: Raja Slot Gacor untuk Kemenangan Maksimal Interwin: Rumahnya Slot Gacor dan Jackpot Menggoda INTERWIN Link Slot Demo Game Terlengkap Server Luar Thailand Interwin Slot - Situs Slot Akun Resmi Indonesia Terpercaya 2025 INTERWIN Official Link Situs Slot Casino online Tergacor INTERWIN Game Slot Penghasil Uang Langsung ke Dana Terbukti Membayar Interwin Link Slot Hoki Asia Terpercaya Pragmatic Play Interwin Slot | Situs Slot Gacor Gampang Menang Terbaru Hari ini INTERWIN Link Slot Hoki Gacor Deposit Qris dijamin crot scatter INTERWIN Slot Hoki Gacor Server Thailand Pasti Jackpot Interwin Official Link Situs Anti Phising & Scam Hanya Disini Slot Depo Dana Hari Ini Tanpa Potongan Interwin Official Slot Deposit Kripto Usdt Rate Tertinggi Interwin Official Interwin Login interwin link alternatif Rtp Interwin Interwin Info Gampang Maxwin Interwin Situs Resmi untuk Maxwin Gampang dan RTP Tinggi Interwin Cek RTP Situs Slot Online Tertinggi Hari Ini Interwin Slot Thailand Terbaik 2025 INTERWIN Link Slot Demo Anti Rungkad Kemenangan Maxwin 2025 Interwin Official Link Situs Interwin Gacor Malam ini Terbaru dan Website Interwin Resmi Terpercaya Interwin 愛 Login Website Pencari Cuan Tergampang Di Indonesia Interwin: Situs Judi Slot Online Gacor Terpercaya Link Slot88 INTERWIN Gacor Pusat Game Online Penghasil Uang Terpercaya 2025 Interwin Official The King of Slot Games with the Highest Winning Rate & Rtp Live Interwin Login slot Interwin daftar interwin link Interwin Login alternatif rtp Interwin STARWIN88 Link Alternatif Resmi Slot Hoki Gacor deposit Qris ROYALSLOT Login Akun Situs Slot Resmi dengan Game Terlengkap 2025 ROYALSLOT Link Alternatif Slot Qris Depo 25k Server Thailand Terbaik IBET44 Login Link Alternatif IBET44 Link Alternatif Situs Bandar Slot TOTO deposit Qris 25k Terbaik ISPORT365 Slot Login Link Alternatif Scatter Hitam Mahjong 2025 ISPORT365 Official High Quality Slot Online Games best profit recommended RTP MACAOSLOT Login Link Alternatif Game Slot Persentase Kemenangan Tertinggi 2025 MACAOSLOT Link Alternatif Slot Hoki Gacor Depo 25k gampang Maxwin STARWIN88 Login Hoki INTERWIN Link Alternatif Login slot hoki gacor deposit qris terbaik INTERWIN Official INTERWIN Login Heylink Situs Slot Gacor Ultimate Gaming Terbaik 2025 STARWIN88 login slot resmi 88 2025 INTERWIN Slot Login 2025 interwin interwin slot qris gacor interwin deposit 25 ribu INTERWIN Link Slot Vip Mahjong Wins 3 Black Scatter Terbaru 2025 ISPORT365 INTERWIN gampang maxwin STARWIN88 ROYALSLOT IBET44 IBET44 INTERWIN slot gacor MACAOSLOT ISPORT365 INTERWIN Link Alternatif INTERWIN INTERWIN Login MACAOSLOT Royalslot Link Alternatif Interwin INTERWIN INTERWIN Link INTERWIN Situs Slot