Уловка Поппера и парадокс Фрейда: Природа критики психоанализа и характер реакции на неё

УЛОВКА ПОППЕРА И ПАРАДОКС ФРЕЙДА: ПРИРОДА КРИТИКИ ПСИХОАНАЛИЗА И ХАРАКТЕР РЕАКЦИИ НА НЕЕ

POPPER’S TRICK AND FREUD’S PARADOX: ON THE NATURE OF CRITICISM OF PSYCHOANALYSIS AND THE NATURE OF THE REACTION TO IT

JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES » 

Volume 10 (76), № 4, 2024

Publicationtext (PDF): Download

UDK: 1 (091)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Stepanenko Alexander Davidovich — graduate student of the Department of History of Philosophy, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow.

E-mail: 1142221237@rudn.ru

TYPE: Article

DOI: 10.29039/2413-1695-2024-10-4-18-28

PAGES: from 18 to 28

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:  psychoanalysis, scientific character, worldview, positivism, materialism, rationalism, soul.

ABSTRACT (ENGLISH): This article outlines a view on the main reason for the appearance of numerous critical statements regarding Sigmund Freud ’s psychoanalytic concept. It contains the phenomenon criticism and the analysis of its key direction and the reasons. The conclusion regarding the
reasons for painful reaction to criticism based on content of Sigmund Freud and his followers ’ typical counterarguments in response to criticism is presented. Expressing the opinion that the postulation of the mental system hidden part presence has significantly expanded the scope of psychotherapy, the author at the same time argues that, while remaining devoted to the key positivist attitude, Sigmund Freud consistently rejected all methods other than science
knowledge, considering it speculative and therefore not trustworthy. Summarizing, the author puts forward the idea that the reluctance to consider one’s own theoretical and practical research outside the field of natural science research placed Freud’s “Viennese school” in a very narrow ideological framework as well as in extremely unfavorable polemical conditions, which in turn made it a convenient target for attacks from sides of theorists of demarcation of
scientific knowledge.

Под градом критики

Критические высказывания в адрес Зигмунда Фрейда и его последователей по пово-
ду отсутствия у психоанализа строгой методологической основы и, как следствие, его
несоответствия фундаментальным критериям научности давно стали общим местом.

Крупнейшим «обвинителем» психоанализа, можно сказать, одним из пионеров в
этой области стал Карл Поппер: не только, впрочем, психоанализа, но также и марксист-
ской теории классовой борьбы — то есть, заметим, на острие атак влиятельного британца
тогда оказались набравшие наибольшую популярность и при этом конкурирующие в
том числе с его «критическим рационализмом» материалистические философские си-
стемы; но можно взглянуть на эту историю и так, что Поппер использовал слабые сто-
роны психоанализа и марксизма для обоснования предлагаемого им самим подхода к
переосмыслению метода демаркации научного знания.

Противопоставляя методу верификации метод фальсифицируемости, в основу кото-
рого им было положено обязательное наличие самой возможности опровержения (или
фальсификации) любой теории (поскольку именно оно определяет также возможность
проверки гипотез, а следовательно, установления их научного характера), Поппер на-
стаивал на том, что психоанализ, в силу разрыва логических цепочек на стадии интер-
претации наблюдений (в данном случае, клинических случаев так называемых «невро-
зов»1) и вольности выводов, не предоставляет должного материала ни для верификации,
ни для опровержения.

Сравнивая впечатления своих знакомых от идей Маркса, Фрейда и Адлера, Поппер
заметил, что все они находились прежде всего под влиянием их «явной объяснительной
силы» [1, с. 240]. По этому поводу он, в частности, писал следующее: «Казалось, эти
теории способны были объяснить практически все, что происходило в той области, ко-
торую они описывали» [1, с. 240].

По мнению Поппера, с попавшими под влияние идей указанных мыслителей слу-
чалось своего рода духовное перерождение, раскрывающее глаза на новые истины,
скрытые от непосвященных, в результате чего подтверждающие воспринятую теорию
примеры они начинали видеть повсюду, а причины чьих-либо сомнений трактовали в
рамках своей новой системы координат (несовместимость с классовыми интересами,
подавленность и т.п.).

Поппер также утверждал, что упомянутые теории оказываются в итоге ориентиро-
ваны сами на себя, поскольку все наблюдения «верифицируются» на основе уже сде-
ланных утверждений; тогда как на самом деле те же самые наблюдения вполне могут
служить подтверждением и совершенно иных построений. В качестве иллюстрации он
приводил такой пример: и поведение человека, толкающего в воду ребенка с целью уто-
пить его, и поведение человека, жертвующего собой ради того, чтобы спасти тонущего
ребенка, можно с одинаковым успехом интерпретировать и в рамках теории Фрейда, и
в рамках теории Адлера1 2. Так, согласно Фрейду, первый человек страдает от подавле-
ния, а второй достиг сублимации; согласно же Адлеру, и первый, и второй испытывают
чувство неполноценности, только в первом случае человек пытается доказать себе, что
способен на преступление, а во втором — что способен спасти ребенка [1, с. 241].

Теории Маркса и Фрейда Поппер сравнивал с теорией относительности Альберта
Эйнштейна, где, согласно его оценке, дела обстоят иначе, поскольку предсказания вполне
можно подтвердить экспериментами, а в случае неудачи эксперимента тем самым опро-
вергнуть их3; в то время как психоаналитические теории, по утверждению британского
философа, являются и непроверяемыми, и неопровержимыми, поскольку «нельзя пред-
ставить себе человеческого поведения, которое могло бы опровергнуть их» [1, с. 242].

Из этого он заключает: наблюдения, в том числе клинические, которые предпри-
нимаются для подтверждения теорий, являются их же интерпретациями, поэтому не
имеют ценности; настоящее подтверждение можно получить только из тех наблюдений,
которые специально предприняты для опровержения теории [1, с. 247].

Вывод Поппера следующий: «Это означает, что те «клинические наблюдения», ко-
торые, как наивно полагают психоаналитики, подтверждают их теорию, делают это не
в большей степени, чем ежедневные подтверждения, обнаруживаемые астрологами в
своей практике» [1, с. 246-248].

Уловка Поппера

Отметим еще раз, что Поппер объявил не относимым к разряду научных теорий
не только психоанализ, но также и марксизм. Примечательно это потому, что в сво-
ей основе попперовский фальсификационизм, являясь, по сути, развитием по отри-
цательному принципу постпозитивистского верификационизма, вообще-то представ-
ляет собой следующий после упомянутого уровень реакции на кризис классической
парадигмы в эпистемологии и противостоит в первую очередь релятивизации науки,
философии и знания как такового.

Релятивизм в науке (или, по выражению Поппера, интеллектуальный релятивизм)
не устраивает Поппера в основном потому, что следствием его является моральный ре-
лятивизм, то есть он, по всей видимости, полагает, что прекращение поиска истины
наукой повлечет за собой размывание ключевых моральных и нравственных норм и
приведет к разложению социума. Вместе с тем, есть основания предполагать наличие
более фундаментальных причин неприятия релятивизма как постпозитивистами, так и
Поппером. Дело в том, что позитивистская установка относительно принципиальной
достижимости истины корнями уходит в науку, которая стремится к установлению ис-
тины органически, то есть по своей природе; однако же получилось в итоге так, что
именно обожествленная позитивизмом наука и поставила этот казавшийся незыблемым
постулат под сомнение, причем шаг к релятивизации был произведен не где-нибудь, а
в святая святых естественных наук: в физике. Понятно почему: именно физика первой
столкнулась с таким изменением содержания научного знания, которое подкосило фун-
дамент классической эпистемологии — в первую очередь в части отношения к основным
принципам познаниям и критериям их объективности4. Так, например, В. Гейзенберг
высказывался на этот счет следующим образом: «.. .прогресс в науке обходится, как пра-
вило, без сопротивления и пререканий. Дело, однако, оборачивается иначе, когда новая
группа явлений заставляет произвести изменения в структуре мышления. Здесь даже
наиболее выдающиеся физики испытывают величайшие затруднения, ибо требова-
ние изменить структуру мышления вызывает такое ощущение, будто почва уходит
из-под ног» [2, с. 197].

Мало того: физика не просто «изменила» позитивистам — своей релятивизацией она,
естественно, поставила под сомнение и сам позитивизм; неудивительно, что наследники
позитивизма заняли в связи с этим круговую оборону. Постпозитивизм, стремясь удержать
науку и философию на твердой почве, стал настаивать на необходимости любое знание
подвергать верификации, то есть проверке опытом (экспериментом) — с тем, чтобы таким
образом устанавливать научный или ненаучный характер знания. Отметая неверифици-
руемое знание как ненаучное и, следовательно, неистинное, постпозитивисты пытаются
предотвратить релятивистское умножение истин; проблема, однако, оказалась в том, что
предложенный Венским кружком принцип верификации, во-первых, полностью уничто-
жил метафизику (а с ней, соответственно, и философию — то есть, собственно, позити-
визм), а во-вторых, позволил устанавливать не столько истинность, сколько ту или иную,
пусть даже в отдельных случаях очень высокую, степень вероятности.

Последнее особенно волновало Поппера (собственно, он и сформулировал данную
проблему), поэтому для установления истинности он предложил проверять теорети-
ческие построения не с целью их подтверждения, а с целью опровержения, причем
опровержения не с целью опровергнуть, а с целью подтвердить наличие самой воз-
можности опровержения, поскольку, согласно утверждению Поппера, любая научная
теория должна быть в принципе опровержима, то есть хотя бы гипотетически должен
существовать такой эксперимент, который может опровергнуть теорию. Если же такой
возможности в принципе нет — тогда невозможно проверить и истинность; это как раз и
ставит вопрос о целесообразности отнесения такой теории к разряду научных.

Помимо предложенного принципа демаркации научного знания («демаркация» — тер-
мин, введенный Поппером), Поппер предпринял еще один важный антирелятивистский
шаг: защищая абсолютность истины, он абсолютизировал в рамках своей концепции и
путь к ней, объявив его бесконечным.

Что важно: концепция Поппера не только остается в русле позитивистской установ-
ки на наличие абсолютной истины и ее безотносительность, но, по сути, и создается
именно для ее защиты (то есть защиты парадигмы, в понимании Т. Куна5), предлагая
изменить лишь отношение и, как следствие, подход к ее достижению. Фаллибилизм
Поппера даже допускает отсутствие возможности достичь абсолютного знания, однако
не ставит под вопрос необходимость движения к данной цели. Релятивизм для Поппера
— это прежде всего кризис целеполагания, «болезнь философии нашего времени»; стре-
мясь не допустить подобного, он в итоге предлагает своего рода псевдорелятивизм в
противовес релятивизму настоящему (создает защитный пояс, по И. Лакатосу6), то есть
в некотором смысле отвлекает тем самым внимание на негодный объект.

Нас, однако, интересует больше то, каким образом Поппер берется обосновывать
свой метод «демаркации». Удивительным образом, воюя с релятивизмом, произраста-
ющим из эйнштейновской теории относительности, Поппер именно общую теорию от-
носительности объявляет положительным примером «фальсифицируемости», приводя
при этом довод как раз из серии «верификаций», то есть указывающий, согласно его же
характеристике, на высокую вероятность того, что ОТО верна; тогда как нефальсифици-
руемыми и, соответственно, сомнительными он называет совершенно позитивистский
по духу марксизм7 и фрейдовский психоанализ, который релятивистичен, что называет-
ся, вопреки воле автора (о чем речь пойдет ниже). На такую хитрость или уловку Поп-
пер, как представляется, идет неспроста. Основных причин, думается, три:

1. Противопоставляя позитивизм релятивистской физике, то есть науке, Поппер отрицал бы самое себя, то есть позитивизм — на это пойти он, конечно, не может.

6 Ирме Лакатос, поначалу двинувшийся вслед за Поппером по пути развития концепции фальсификационизма, в итоге по многим аспектам встал на позиции, противоположные попперовским.
Хотя в полемике Куна с Поппером он вроде бы склоняется к согласию с последним (поскольку считает попперовское объяснение того, как происходит изменение научного знания, более рационально обоснованным, тогда как «научную революцию» Куна сравнивает с «мистическим преображением»), фактически намеченная Лакатосом структура развития «исследовательской программы» дополняет теорию «научных революций» Куна: Лакатос показывает, каким образом происходит накопление противоречий в «господствующей» парадигме, как оно влияет на изменение ее внутреннего содержания, а также каким образом парадигма выстраивает свою защиту (защитный пояс ad hoc гипотез), пытаясь приспособиться к изменениям, и в какой момент критическая масса противоречий приводит к разрушению сердцевины (ядра) концепции [См. 4].

7 Марксисты также противопоставляли себя позитивизму, который они в свою очередь относили к идеализму, тогда как себя — к «истинному материализму». Здесь, очевидно, имеют место, с одной стороны, типичное для марксизма неприятие оттенков, с другой — все тот же фактор конкуренции. В любом случае марксистская оценка позитивизма является весьма спорной — хотя бы по той причине, что в угоду поставленной цели используются негодные средства: как и в ряде иных случаев, марксисты намеренно размывают суть понятий «идеализм» и «материализм», проводя дифференциацию не по принципу первичности (идеи или материи), а фактически по отношению к опытным данным и теоретическим построениям (к метафизике). Трактуя первые как «идеи», на которые опираются позитивисты, а также обвиняя последних в фиксации на опыте (якобы, ограничиваясь опытом, те не желают проникать в суть явлений, раскрывать их природу) марксисты провозглашают «истинными материалистами» тех, кто, по их мнению, активно осмысляет реально существующий мир как первичный объект (то есть, естественно, себя). Фундаментально, однако, осмысление, следующее за объективным существованием есть как раз позитивистская мировоззренческая установка, в рамках которой физический мир первичен и постигается посредством анализа опытных данных («нет ничего, кроме опыта» является констатацией ограниченности доступного человеку познавательного инструментария, а не отрицанием наличия источника опытных данных); то есть реальные различия между позитивизмом и марксизмом не выходят за рамки дискуссии о способах и формах такого осмысления.

2.  В случае с релятивистской физикой также возникает то, что Кун называет «несоизмеримостью»: находясь в классической парадигме, Поппер просто неспособен аргументировать свою позицию в отношении теории относительности или тем более основных принципов квантовой механики.

3.  Препятствием был также авторитет А. Эйнштейна и физики как научной области в целом, поскольку с ней в тот период связывались основные надежды на быстрый технический прогресс (в первую очередь, как это пи печально, в сфере развития вооружений — однако сбрасывать со счетов данный фактор никак нельзя).

В этом смысле психоанализ и марксизм «подошли» Попперу больше — и как теории
вполне соизмеримые, и как более удобные политически, и в итоге, сосредоточившись
на них, он обошел самое сложное и вряд ли преодолимое препятствие на пути развития
своей концепции. Впрочем, вполне вероятно, что на выбор Поппером мишеней повли-
яла также и политическая целесообразность; в любом случае трудно не заметить еще
одно, ставшее следствием, противоречие: представляя в дальнейшем свою «теорию от-
крытого общества», сам Поппер вряд ли всерьез рассчитывал на то, что она сможет в
полной мере удовлетворить требованиям принципиальной фальсифицируемости.

Реакция психоанализа на критику

Ответная реакция психоанализа на обвинения в несоответствии критериям научно-
сти, равно как и на иные нападки на него, идейно сводилась в основном к двум типам
аргументации.

Для первого из них, полагает А.М. Руткевич, характерен был принцип ad hominem,
а именно: «Противники психоанализа критикуют его из-за своих «комплексов», выска-
зываться о психоанализе могут лишь те, кто его прошел» [5, с. 10].

Как утверждает Руткевич, часто критики психоанализа оцениваются его адептами
как невротики или психотики, а иногда прямо обвиняются в антисемитизме, в чем, по
его мнению, они напоминают сторонников тоталитарных идеологий или религиозных
сект [5, с. 11].

Второй тип аргументации представляет собой попытки, охарактеризовав теорию
Фрейда как набор интуитивных гипотез, провести параллели между психоанализом и
теми великими прозрениями в области точных наук, которые предвосхитили будущие
открытия и создали задел для дальнейшего прогресса.

Такой точки зрения, что важно, придерживался сам Фрейд. В частности, в «Восемнад-
цатой лекции» высказывается так: «.. .выдвижением бессознательного на первый план в
душевной жизни мы вызвали самых злых духов критики психоанализа. Не удивляйтесь
этому и не верьте также тому, что сопротивление против нас заключается лишь в трудно-
сти понимания бессознательного или в относительной недоступности опытных данных,
которые его доказывают. Я полагаю, оно имеет более глубокие причины. В течение ве-
ков наивное самолюбие человечества вынуждено было претерпеть от науки два великих
оскорбления. Первое, когда оно узнало, что наша земля не центр вселенной, а крошечная
частичка мировой системы, величину которой едва можно себе представить. Оно связа-
но с именем Коперника, хотя подобное провозглашала уже александрийская наука. Затем
второе, когда биологическое исследование уничтожило привилегию сотворения челове-
ка, указав ему на происхождение из животного мира и неискоренимость его животной
природы. Эта переоценка произошла в наши дни под влиянием Ч. Дарвина, Уоллеса и их
предшественников не без ожесточённейшего сопротивления современников. Но третий,
самый чувствительный удар по человеческой мании величия было суждено нанести со-
временному психоаналитическому исследованию, которое указало Я, что оно не является
даже хозяином в собственном доме, а вынуждено довольствоваться жалкими сведениями
о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно» [6, с. 181].

Данную позицию развивали в дальнейшем и последователи Фрейда, например,
австрийский психоаналитик Эльза Френкель-Брансвик, которая полагала, что, выходя
за пределы сознательной деятельности, Фрейд объясняет разрозненные и непонятные
действия, выстраивает между ними доказуемую связь. Так, она пишет: «С точки зре-
ния логики бессознательные тенденции представляют собой частный случай латент-
ных или «диспозиционных» характеристик, их можно сравнить с такими физически-
ми характеристиками, как магнетизм» [7, с. 298].

Несложно заметить, что как в субъективном («диагностическом»), так и в объ-
ективном («экстраполирующем») варианте реакция психоанализа на критику свиде-
тельствует о весьма болезненном ее восприятии: выдвигая контраргументы, данное
сообщество либо сразу «переходит на личности», либо оперирует категориями своей
элитарности (недоступности для понимания не только широкому кругу лиц, но даже
и интеллектуалам).

Уязвимость как следствие идентичности

При ознакомлении с вышеописанным дискурсом трудно отделаться от ощущения,
что, помимо «уловки», существует еще какая-то причина того, что критиками психо-
анализа длительное время настойчиво выбиралось именно это направление «прило-
жения усилий»: претензии к несоответствию критериям научности (вряд ли подобное
можно объяснить одним лишь авторитетом Поппера). Возникает и еще ряд вопросов,
например, таких: почему ни Фрейд, ни его последователи «не заметили» уловку Поп-
пера? почему они по сей день не сумели эффективно затупить критические стрелы
«демаркантов»? почему, в конце концов, они вообще посчитали нужным включаться в
эту, довольно бесплодную, по фактическим результатам, дискуссию?

Ответ на эти вопросы может быть дан, если обратить пристальное внимание на спец-
ифическое «слабое место» классического психоанализа: наличие острого противоречия
между содержанием концепции и мировоззренческой идентичностью ее создателя.

Что касается последнего, вспомним, что в «Будущем одной иллюзии» Фрейд без
обиняков заявляет следующее: «Научная работа остается для нас… единственным пу-
тем, способным вести к познанию реальности вне нас» [8, с. 120]. Там же, недвусмыс-
ленно провозглашая как примат научного знания, так и принципиальное отношение к
вопросу о познаваемости, он заявляет: «Мы верим в то, что наука в труде и исканиях
способна узнать многое о реальности мира, благодаря чему мы станем сильнее и смо-
жем устроить свою жизнь» [8, с. 141].

Нет сомнений: существенное расширение спектра исследований структуры пси-
хического, которое подразумевает как сама гипотеза о наличии скрытых его частей,
так и накопление и обобщение практического материала с целью выявить и сформу-
лировать принципы функционирования бессознательного, Фрейд также понимает как
научное исследование, то есть, по сути, он не делает различий между разработкой
метода толкования сновидений и изучением нервных клеток спинного мозга. Более
того, в «Тридцать пятой лекции» Фрейд откровенно признается в том, что всегда же-
лал видеть психоанализ частью науки: «Думаю, что психоанализ не способен создать
свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может
примкнуть к научному мировоззрению» [9, с. 415].

Свою собственную задачу основатель психоанализа при этом формулирует как
«распространение исследования на область души» [9, с. 400] или, иными словами,
он признается, что рассматривает душу как материальный и, стало быть, полностью
доступный познанию объект. Что неудивительно — ведь классический психоанализ
вырос, с одной стороны, из естественнонаучной и медицинской, в том числе психиа-
трической, практики Фрейда, с другой — из его естественнонаучного же, материали-
стического в своей основе, мировоззрения6/

Вместе с тем, именно сформулированная Фрейдом гипотеза о наличии скрытой
части психики (бессознательного), возможно, вопреки его собственному желанию,
превратила психоанализ в глобальную систему (и теорию) познания личности, под-
разумевающую к тому же тотальную экстраполяцию: на всех индивидов вместе и на
каждого в отдельности. Восхождение на уровень структуры психики в принципе не
могло уже подразумевать практическое соприкосновение только с душевными рас-
стройствами — теперь речь шла о проблематике формирования личности: таким обра-
зом, потенциальным клиентом психоаналитика или объектом изучения в психоанализе
сделались и любой индивид как субъект, и индивидуальность как явление. Факти-
чески Фрейд тем самым сделал заявку на становление «теории души», в известном
смысле — и на установление дуалистичности ее, человеческой души, психофизической
природы, однако на пути дальнейшего развития мысли в данном направлении — в рам-
ках классического психоанализа — встал удивительный парадокс: свое смелое и, без-
условно, эпохальное предположение Фрейд так и не сумел в полной мере примирить
с собственным мировоззрением. Приблизившись сам и, вероятно, существенно при-
близив все человечество к пониманию природы душевного, именно в этом Фрейд так
и не решился признаться самому себе; наоборот, до конца своей жизни он фанатично
стремился рационализировать бессознательное, выискивая различные возможности
максимально сократить расстояние между ним и сознанием, а также так или иначе
привязать содержание бессознательных процессов к конкретным материальным собы-
тиям и явлениям; тем самым и весь психоанализ он фактически пытался так или иначе
вернуть обратно в русло одновременно научной теории и медицинской практики.

Заключение

Приверженность Зигмунда Фрейда и его последователей сугубо научной карти-
не мире (вернее, современным ему представлениям о природе научного знания — об-
щеизвестно, например, его скептическое отношение к релятивизму, к философии в
целом, а также не слишком высокая оценка творчества), неготовность уступить хоть
какое-то место прочим формам познания («иллюзии») и, соответственно, граничащее
с фанатизмом нежелание рассматривать собственные теоретические и практические
изыскания вне области «научных исследований» стали основными факторами, сделав-
шим классический психоанализ весьма удобной мишенью для поборников соответ-
ствия критериям научности. С одной стороны, в силу особенности своего положения
на стыке естественных и гуманитарных наук (а желание Фрейда считать его частью
науки и медицинские корни психоанализа такому вовлечению весьма способствовали)
психоанализ и оказался вовлечен в дискуссию о методологии демаркации научного
знания в качестве «удачного примера» — вне всякой связи с его культурной ценностью
и динамикой результатов соответствующей практики. С другой — психоанализ сам
себя поставил себя в неравные условия, лишившись аргументов: не имея возможности
ни подтвердить — в силу умозрительности — большинство построений, ни обеспечить
их верификацию (и, соответственно, возможность опровержения) практическими ре-
зультатами в силу характерного для гуманитарных областей знания отсутствия четких
критериев результативности, он заведомо отмел саму возможность формулировать
контраргументы вне позитивистской установки (поставив себя в один ряд не с физи-
кой и химией, а допустим, с философией — ведь философию Фрейд тоже не приемлет,
считая ее метод спекулятивным).

References

1. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М.: Прогресс, 1983.

Popper K. Logika i rost nauchnogo znanija: Izbr. raboty. M.: Progress, 1983.

2. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

Gejzenberg V. Shagi za gorizont. M.: Progress, 1987. 368 s.

3. Кун Т Структура научных революций. Пер. с англ. И.З. Налетова. М.: АСТ, 2020.

Kun T Struktura nauchnyh revoljucij. Per. s angl. I.Z. Naletova. M.: AST, 2020.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

Lakatos I. Fal’sifikacija i metodologija nauchno-issledovatel’skih programm. M.: Medium, 1995.

5. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа. Вопросы философии. 2000. N 10. С. 9-14.

Rutkevich A.M. Nauchnyj status psihoanaliza. Voprosy filosofii. 2000. N 10. S. 9-14.

6. Фрейд З. Восемнадцатая лекция. Фиксация на травме, бессознательное. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука.1991.

Freud Z. Vosemnadcataja lekcija. Fiksacija na travme, bessoznatel’noe. Vvedenie v psihoanaliz. Lekcii. M.: Nauka.1991.

7. Frenkel-Brunswik Else. Meaning of Psychoanalytic Concepts and Confirmation of Psychoanalytic Theories, The Scientific Monthly, Nov., 1954, Vol.79, No.5. Pp. 293-300.

Frenkel-Brunswik Else. Meaning of Psychoanalytic Concepts and Confirmation of Psychoanalytic Theories, The Scientific Monthly, Nov., 1954, Vol.79, No.5. Pp. 293-300.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. М., 1989.С. 94-143.

Freud Z. Budushhee odnoj illjuzii. Sumerki bogov. M., 1989.S. 94-143.

9. Фрейд З. Тридцать пятая лекция. О мировоззрении. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука. 1991.

Freud Z. Tridcat’ pjataja lekcija. O mirovozzrenii. Vvedenie v psihoanaliz. Lekcii. M.: Nauka. 1991.

10. Юнг К.Г. Аналитическая психология и мировоззрение. Проблема души нашего времени. М.: АСТ. 2022.

Jung K.G. Analiticheskaja psihologija i mirovozzrenie. Problema dushi nashego

vremeni. M.: AST. 2022.

 

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login 2025 macaoslot official isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor RTP interwin interwin login STARWIN88 Official Situs Slot Online Scatter Hitam Mahjong Thailand Interwin # Login Situs Slot Gacor Hoki Slot Interwin Mudah Jackpot Interwin Aplikasi Slot Yang Mudah Digunakan Interwin The Best Gaming Site Online Ez Win No Dark System Only Black Scatter Daftar Situs Slot Deposit Qris 2025 Tanpa Potongan Interwin Interwin Bonus Slot Gacor Melimpah Special Untuk Kaum Deadwood Pemburu Scatter Hitam Interwin: Raja Slot Gacor untuk Kemenangan Maksimal Interwin: Rumahnya Slot Gacor dan Jackpot Menggoda INTERWIN Link Slot Demo Game Terlengkap Server Luar Thailand Interwin Slot - Situs Slot Akun Resmi Indonesia Terpercaya 2025 INTERWIN Official Link Situs Slot Casino online Tergacor INTERWIN Game Slot Penghasil Uang Langsung ke Dana Terbukti Membayar Interwin Link Slot Hoki Asia Terpercaya Pragmatic Play Interwin Slot | Situs Slot Gacor Gampang Menang Terbaru Hari ini INTERWIN Link Slot Hoki Gacor Deposit Qris dijamin crot scatter INTERWIN Slot Hoki Gacor Server Thailand Pasti Jackpot Interwin Official Link Situs Anti Phising & Scam Hanya Disini Slot Depo Dana Hari Ini Tanpa Potongan Interwin Official Slot Deposit Kripto Usdt Rate Tertinggi Interwin Official Interwin Login interwin link alternatif Rtp Interwin Interwin Info Gampang Maxwin Interwin Situs Resmi untuk Maxwin Gampang dan RTP Tinggi Interwin Cek RTP Situs Slot Online Tertinggi Hari Ini Interwin Slot Thailand Terbaik 2025 INTERWIN Link Slot Demo Anti Rungkad Kemenangan Maxwin 2025 Interwin Official Link Situs Interwin Gacor Malam ini Terbaru dan Website Interwin Resmi Terpercaya Interwin 愛 Login Website Pencari Cuan Tergampang Di Indonesia Interwin: Situs Judi Slot Online Gacor Terpercaya Link Slot88 INTERWIN Gacor Pusat Game Online Penghasil Uang Terpercaya 2025 Interwin Official The King of Slot Games with the Highest Winning Rate & Rtp Live Interwin Login slot Interwin daftar interwin link Interwin Login alternatif rtp Interwin STARWIN88 Link Alternatif Resmi Slot Hoki Gacor deposit Qris ROYALSLOT Login Akun Situs Slot Resmi dengan Game Terlengkap 2025 ROYALSLOT Link Alternatif Slot Qris Depo 25k Server Thailand Terbaik IBET44 Login Link Alternatif IBET44 Link Alternatif Situs Bandar Slot TOTO deposit Qris 25k Terbaik ISPORT365 Slot Login Link Alternatif Scatter Hitam Mahjong 2025 ISPORT365 Official High Quality Slot Online Games best profit recommended RTP MACAOSLOT Login Link Alternatif Game Slot Persentase Kemenangan Tertinggi 2025 MACAOSLOT Link Alternatif Slot Hoki Gacor Depo 25k gampang Maxwin STARWIN88 Login Hoki INTERWIN Link Alternatif Login slot hoki gacor deposit qris terbaik INTERWIN Official INTERWIN Login Heylink Situs Slot Gacor Ultimate Gaming Terbaik 2025 STARWIN88 login slot resmi 88 2025 INTERWIN Slot Login 2025 interwin interwin slot qris gacor interwin deposit 25 ribu INTERWIN Link Slot Vip Mahjong Wins 3 Black Scatter Terbaru 2025 ISPORT365 INTERWIN gampang maxwin STARWIN88 ROYALSLOT IBET44 IBET44 INTERWIN slot gacor MACAOSLOT ISPORT365 INTERWIN Link Alternatif INTERWIN INTERWIN Login MACAOSLOT Royalslot Link Alternatif Interwin INTERWIN INTERWIN Link INTERWIN Situs Slot