ТРАНСФОРМАЦИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ: СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
TRANSFORMATIONS OF MISSIONARY ACTIVITIES OF THE NEW RELIGIOUS MOVEMENTS: FORMATS AND PRINCIPLES OF LEGALITY
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 3, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 298.9
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Griva O.A. V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/ 10.29039/2413-1695-2024-10-3-132-145
PAGES: from 132 to 145
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: new religious movements, missionary activity, Internet, information and communication technologies, Republic of Crimea.
ABSTRACT (ENGLISH): The article analyzes the methods of missionary activity of new religious movements used by their leaders and followers to spread their doctrines and spiritual practices. To analyze the missionary activity of new religious movements, the author primarily examined organizations and cults operating in the territory of Crimea and Sevastopol, using materials from the Internet, as well as those obtained in the course of practical work of an expert in religious studies and a teacher of religious studies. The author conducted a comparative analysis of the formats of missionary work used by representatives of new religious movements before the era of mass use of the Internet in the religious space, and the methods of missionary work by new religious movements at the present stage with the use of new information and communication technologies. As a result of the analysis, characteristic features of transformations in the nature of missionary activity of new religious movements at the present stage were revealed. An important point in the presented article was the correlation of the nature of modern missionary work with the changes in Russian legislation that have influenced the methods of conducting missionary work of new religious movements. The author draws attention to how the situation regarding the missionary activity of new religious movements has changed since 2016, when the Yarovaya-Ozerov Law was adopted, regulating missionary work in the Russian Federation. The changes in the environment of Internet users, which have been growing, including in connection with the spread of the new Covid-19 infection, which has caused restrictions on the functioning of believers in the physical religious space and contributed to the transfer of the center of gravity of religious, including missionary, activity to the virtual space, are also analyzed.
Одной из особенностей поликультурного Крыма является то, что этнические компоненты на его территории тесно взаимосвязаны с религиозными. Здесь представлены большинство функционирующих на территории Российской Федерации конфессий, среди которых доминирующими являются традиционные религии. Тем не менее, встречаются представители новых религиозных движений (НРД), которые на фоне современных этно-культурных, социально-политических и информационных процессов, ведут в разной степени интенсивности миссионерскую деятельность, направленную на распространение своего учения и привлечение новых последователей. До начала 2000-х годов миссионерская деятельность проводилась ими исключительно в физическом пространстве и характеризовалась определенными, устоявшимися с годами формами и методами работы. С началом наступления эры массового Интернета в деятельность таковых движений стали привноситься новые, инновационные методы работы с использованием современных цифровых технологий.
Ситуация в отношении миссионерской деятельности новых религиозных движений стала существенно меняться после 2016 года, когда в рамках политики противодействия терроризму был принят, так называемый, Закон Яровой-Озерова [1; 2], предусматривавший усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности религиозных организаций и расширение полномочий правоохранительных органов в этом отношении. Следующим фактором, существенно повлиявшим на характер миссионерской деятельности, стали быстрые изменения в среде пользователей Интернета, нараставшие, в том числе и в связи с распространением новой инфекции Ковид-19, вызвавшей ограничения функционирования верующих в физическом религиозном пространстве и способствовавшей переносу центра тяжести религиозной, а в ее ряду, миссионерской деятельности в виртуальное пространство.
Цель статьи состоит в том, чтобы в процессе осмысления религиозных процессов, происходящих на территории Крыма в последние два десятилетия, выявить особенности характера изменений способов ведения миссионерской деятельности новыми религиозными движениями на современном этапе в контексте соблюдения действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: 1. дать характеристику понятия «миссионерская деятельность», проследить изменения в ее характере в связи с изменениями в правовом и информационно-коммуникационном пространстве;
2. проанализировать миссионерскую деятельность новых религиозных движений, действующих на территории полуострова Крым с разбором их приемов и методов миссионерской деятельности на современном этапе;
3. выявить особенности актуальных трансформаций в характере миссионерской деятельности новых религиозных движений.
Деятельность новых религиозных движений на территории Крыма имеет свою специфику. Уникальность расположения региона привлекает к себе различных последователей нетрадиционных и зачастую экзотических культов. Распространение в Крыму нетрадиционных религий, является частью мирового религиозного процесса, который в свою очередь, направлен на религиозный синтез. Их появление иногда рассматривают не только как вызов традиции или попытки создания религиозной культуры нового типа, но и как результаты духовных поисков и становления человечества в парадигме постмодерна [3]. Таким образом, территория Крыма представляет собой регион, привлекающий своим религиозным разнообразием последователей разнообразных НРД. Прежде, чем мы начнем анализировать непосредственно методы и приемы деятельности, используемые представителями новых религиозных движений, охарактеризуем саму миссионерскую деятельность.
Согласно ФЗ-125, можно отметить то, что миссионерство всегда имеет под собой наличие субъекта, который осуществляет миссионерскую деятельность. В свою очередь, деятельность субъекта направлена на распространение информации среди лиц, не являющихся участниками данного движения [4]. При этом, подчеркнем, что субъект миссионерской деятельности достигает цели вовлечения новых последователей в деятельность религиозной группы или организации. Кроме того, отметим, что данная деятельность направлена на публичную сферу распространения информации, используя, в том числе, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
В современном религиоведении миссионерство обычно подразделяют на внутреннее и внешнее. В первом случае мы можем понимать миссионерство как деятельность, которая осуществляется в рамках религиозной организации, в которой она и происходит. В свою очередь внешнее миссионерство действует на неосвоенных религиозным объединением территориях и слоях населения. Так, миссионеры, начиная свою деятельность во внешней среде, должны следовать законам, которые регулируют процесс создания общины, им необходимо задействовать максимальное информационное пространство той среды, для того чтобы потенциальный последователь обратил внимание на предлагаемое религиозное учение [5].
Среди форм распространения вероучения в миссионерстве традиционно выделяют следующие типы:
1. подомовой обход, который обычно сопровождается раздачей литературы, краткими беседами, распространением информации о местах проведения религиозных мероприятий;
2. миссионерские собрания и встречи, на которых могут проходить открытые лекции религиозного характера, обсуждаются вопросы вероучения, презентуется вероучительная литература; это также могут быть различные сообщества йоги, просветительские фестивали, бесплатная раздача еды для нуждающихся и т.п.;
3. распространение своего вероучения и духовных практик в местах скопления людей (парки, остановки, площади, фестивали, массовые праздники и гуляния); обычно сопровождается раздачей литературы, выполнением некоторых упражнений и практик;
4.Интернет-миссионерство, которое включает в себя распространение вероучения с целью вовлечения новых последователей посредством деятельности в сети Интернет.
Отметим, что среди традиционных способов ведения миссионерской деятельности в последние годы произошли значимые изменения. Так почти вышла из оборота такая форма миссионерства как подомовой обход, долгое время бывший одной из распространенных форм.
Спад использования данного метода обусловлен внесением дополнения в ФЗ-125, а именно части III.1, регулирующей миссионерскую деятельность, что усложнило процесс ее реализации, а точнее, сделало ее почти невозможной. В качестве примера можно привести деятельность, запрещенной на территории Российской Федерации организации «Свидетелей Иеговы»*, у которой подомовой обход был в приоритетных формах работы до момента запрета их деятельности на территории РФ в апреле 2017 года решением Верховного суда.
После присоединения Крыма к России в 2014 году и запрета деятельности «Свидетелей Иеговы»* в 2017 году, часть их последователей переехала на Украину, часть прекратили свою активность, а часть продолжили работать подпольно, используя новые методы и приемы ведения миссионерской деятельности [6].
Следующий распространенный тип миссионерской деятельности, который заключается в распространении вероучения, с целью последующего привлечения новых последователей, направлен на больший охват потенциальных адептов. Для него выбираются общественные места, среди которых парки, скверы, остановки и т.п. Данный тип миссионерства зачастую является поводом для правонарушений, связанных со статьей 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) [7]. В качестве примера приведем случай из практики Ленинского районного суда Республики Крым: постановление № 5-578/2021 от 13 июня 2021 г. по делу № 5-578/2021, в котором фигурирует деятельность запрещенной на территории РФ организации «Свидетели Иеговы»*. Суд установил, что в 10.10 часов в определенном публичном месте, гражданин N, являясь иностранным гражданином, «осуществлял миссионерскую деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а именно распространял листовки с религиозной идеологией теократической организации «Свидетели Иеговы»* без каких-либо разрешительных документов на данный вид деятельности, чем нарушил п.2 и п.3 ст. 24.2 Федерального Закона от 26.09.1997 года №125-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях», совершив своими действиями административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ» [8]. В данном случае мы можем видеть так называемую «плакатную евангелизацию», т.е. листовки, в которых прописаны в лаконичной форме руководящие идеи и требования религиозной организации. В данной организации обычно применяются обращения в форме вопросов: «Хотели бы вы изучать Библию?», «От чего спасет Иисус?», «Есть ли Бог»? Подобные плакаты напоминают рекламные плакаты по-своему исполнению и цветовой гамме, а также содержат выделенное крупными буквами слово «бесплатно», которое, безусловно, может привлечь внимание даже человека далекого от религии [9].
Приведем еще один пример распространения вероучения запрещенной на территории РФ организации «Свидетелей Иеговы»* в местах скопления людей. В официальной группе «Вконтаке» ГCУ СК РФ по Республике Крым и г. Севастополю 27 февраля 2023 года была выложена новость касательно задержания активиста ячейки запрещенной религиозной организации «Свидетели Иеговы»*. В комментариях некий гражданин N указал, что «в Щелкино активизировались свидетели Иеговы*. Ходят по пляжу, раздают литературу и пристают к людям. В районе 28 дома приставали с распространением нелегальной литературы» [10]. В данном случае мы видим тот же метод распространения религиозного учения, но уже с использованием религиозной литературы.
Подобную картину мы наблюдаем и в среде других НРД. В качестве примера приведем деятельность неоиндуисткой организации, относящейся к НРД, в данном случае, международного общества сознания Кришны (далее – МОСК). Некоторое время назад организация вела достаточно активную деятельность на территории Крыма, но в последние годы мы наблюдаем тенденцию к снижению активности и более осторожному ведению миссионерской деятельности, что можно связать с соответствующими изменениями в законодательстве.
По нашим сведениям в Крыму существуют 7 религиозных центров последователей МОСК. Основным типом внешнего миссионерства у последователей Кришны является такой, как практика Харинама-санкиртана – воспевание мантр «Харе Кришна, Харе Рама» на улицах городов [11]. Во время данного действия также может происходить раздача религиозной литературы. Данная практика направлена на привлечение внимания окружающих и позиционированию себя как жизнерадостных и счастливых людей. Также последователи периодически осуществляют бесплатную раздачу жертвенной пищи. Есть сведения о проведении подобной деятельности в Севастополе, Керчи, Саках, Феодосии, Ялте и Евпатории. Например, в Керчи по данным за 2019 г. община насчитывала около 30 преданных, которые занимались разными видами служения: приготовлением и раздачей прасада (жертвенной пищи), служением Божествам, проповедью сознания Кришны, в т.ч. посредством распространения религиозной литературы [11].
Таким образом, при анализе миссионерской деятельности новых религиозных движений с целью привлечения новых последователей в общественных местах, можно выделить следующие особенности данного типа и сделать соответствующие выводы:
— ключевым из них является распространение литературы (брошюры, книги, листовки религиозного содержания);
— следует отметить рекламные акценты проповеди (красочные листовки, плакаты, привлекательный характер подачи информации);
— эмоционально-окрашенный характер деятельности (воспевание мантр, яркие одежды, использование музыкальных инструментов, веселые и счастливые лица последователей, раздача пищи).
Рассмотрим еще один тип миссионерской деятельности, а именно миссионерские собрания, которые могут включать в себя открытые лекции религиозного или около-религиозного характера, проповеди и т.п.
*запрещенная в РФ экстремистская организация
Приведем пример из миссионерской деятельности движения «Ананда Марга». Данное движение из группы неориенталистских новых религиозных на территории России и Крыма в частности, ведется преимущественно посредством проекта «урокимедитации.рф», основателем которого является Дада Садананда, представляющийся как монах, учитель йоги и медитации. На территории Республики Крым данный проект имеет несколько центров, в которых собираются последователи для проведения совместных практик: в Симферополе, Севастополе и Феодосии. Все встречи в данных городах проходят по единой схеме, которую можем описать на основе полевого материала, собранного в г. Симферополь. Так программа начинается с исполнения практик, описанных в проекте «урокимедитации.рф», а именно с выполнения практики йоги, которая, по мнению последователей, является подготовкой к медитации, после чего происходит киртан (ритуальное песнопение), за которым следует практика медитации. По завершению программы последователи собираются вместе для проведения духовных бесед и знакомства с новыми участниками. В процессе знакомства с новоприбывшими не упоминается о принадлежности проекта к организации «Ананда Марга».
По информации с официального сайта проекта он направлен на то, чтобы «медитация и йога-практики были доступны каждому и позитивно меняли общество» [11]. Таким образом, в проекте фактически скрывается связь с «Ананда Марга». В нем предлагаются различные курсы духовного роста, направленные на то, чтобы помочь «каждому человеку найти личный смысл жизни и раскрыть свой великий потенциал» [12]. В рамках проекта регулярно выходят различные медийные материалы, рассказывающие о том, как и что следует для этого делать. Можем утверждать, что данная деятельность выступает в качестве скрытой миссионерской деятельности. Иваненко С.И., разбирая кейс «Ананда Марга» в России, также отмечает, что общественная деятельность данной организации в России представлена в основном благотворительными программами [13]. Что подтверждается и крымскими материалами. На «урокимедитации.рф» в Республике Крым, в официальной группе «Вконтакте» регулярно появляются объявления с приглашением посетить встречу для всех желающих с целью обучения практике медитации [14]. Во время практики медитации, по мнению последователей, происходит развитие эмпатии: «мы начинаем ощущать себя частью одного большого целого, люди становятся добрее и терпимее к другим и появляется чувство сопереживания» [14]. Особое внимание уделяется также техникам психо-духовных йогических танцев, которые понимаются в проекте либо как физические упражнения, помогающие в профилактике или излечении физических недугов, либо, как средство для очищения ума для тренировки и концентрации [15].
В последствии, новоприбывшие на Урокимедитации узнают о возможности углубиться в медитативную практику, для чего следует тайно пройти обряд инициации. Во время данного обряда последователи узнают об основателе движения «Ананда Марга» — он же презентуется как божество, которому следует молиться. Во время инициации новообращенный получает новое имя индийского происхождения. Желающие пройти обряд инициации в среде крымских последователей отправляются в ближайшие регионы Южного федерального округа к одному из гуру, именуемых в среде «Ананда Марга» как Дада.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на территории Республики Крым и Севастополя движение «Ананда Марга» ведет достаточно активную деятельность в таких городах как Симферополь, Севастополь и Феодосия, которая осуществляется под эгидой проекта «урокимедитации.рф», именующего себя как некоммерческая благотворительная и просветительскую организация. Тем не менее, некоторые, наиболее упорные участники проекта подвергаются инициации – религиозному обряду, который проходит в тайне, тем самым, попадая в движение «Ананда Марга». Из этого сделаем вывод, что деятельность, в том числе, и миссионерская данной организации на территории Республики Крым и г.Севастополь имеет скрытый характер.
Обращаясь к анализу способов ведения миссионерской деятельности новыми религиозными движениями через сеть Интеренет, отметим, что основы миссионерства, как распространение веры в среде новых, ранее не вовлеченных людей (внешнее) и распространение вероучения с целю укрепления и углубления в вере в среде своих последователей (внутреннее) – сохраняются, но их существенные изменения связаны с изменениями в способах «упаковки» и трансляции религиозных идей и практик в контексте значительных изменений в информационных технологий и изменений, происходящих в Российском законодательстве.
На данный момент большинство НРД реализуют свою миссионерскую деятельность именно в Интернете. Так, активным распространением своего учения занимаются уже ранее упомянутые нами запрещенные на территории РФ «Свидетели Иеговы»*, движение «Ананда Марга», Центр духовно-нравственного возрождения «Аура Руса» (под руководством Александра Набабкина, уже осужденного за незаконную миссионерскую деятельность) и др., базирующиеся, в том числе и на территории Крымского полуострова. На сегодняшний день Интернет является одним из самых больших каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и, следовательно, средством для осознания личности своей культурной и религиозной идентичности.
*запрещенная в РФ экстремистская организация
НРД через Интернет несут новые знания и информацию, определенно воздействуя на массовое сознание человека (и даже подсознание), трансформируя их согласно мировоззренческим постулатам своих религиозных организаций. Основная задача новых религиозных движений в сети Интернет направлена на проведение ими целенаправленной миссионерской деятельности с целью вовлечения в нее как можно большего количества последователей. Чему способствует и создание медиаобразов новых религиозных движений в Интернете. В данном случае вызов заключается во все нарастающем присутствия НРД в медиапространстве. В связи с чем, нами видится очередной риск, связанный с потерей инициативы в медиапространтстве для традиционных религий и для светской культуры. При этом отметим, что расширение возможностей новых религиозных движений произошло не просто физически, как иногда думают, за счет расширения аудитории, увеличения физических возможностей влияния на большее количество людей. А ретрансляция образов НРД в медиапространстве в корне смогла изменить сами подходы к явлению. Поскольку медиа не просто доносят до реципиентов информацию, они, как бы, видят и слышат, и даже чувствуют за них, они формируют норму, отталкиваясь от понятия которой у потребителей информации формируется новая реальность, уже становящаяся их реальностью. Таким образом, обычная, привычная жизнь трансформируется под влиянием медиа. Медиа становятся не только и не столько средством репрезентации подлинной реальности; сколько создают свою медиареальность, где медиа репрезентируют себя самих, а не внешнюю реальность. Что происходит и с медиаобразами НРД.
Быстро развивающийся Интернет, сначала служил как инструмент взаимодействия, потом распространения информации, а вскоре и как механизм формирования нового цифрового человека с новыми цифровыми потребностями.
Анализируя медиаобразы новых религиозных движений в пространстве российского Интернета, необходимо отметить признаки, характерные для них:
- непродолжительность существования, быстрая трансформация образа;
- возведение последователями до абсолюта представлений о личности лидера, который принес долгожданную «истину», чаще всего почерпнутую им самим из литературы и сети Интернет;
- доктринальные разногласия с традиционными религиями, которые теперь имеют возможность быстро обрастать дополнительной («объясняющей») информацией, способствующей формированию новых образов на расстоянии.
Благодаря простоте и дешевизне всемирной компьютерной сети Интернет новые религиозные движения чувствуют себя достаточно комфортно в новой информационной среде. В связи с такими удачными факторами развития у НРД возникают новые и более изощренные способы вербовки людей и их дальнейшего «обучения» и вовлечения в свои ряды.
Мы наблюдаем в сети Интернет на сайтах, страницах, видеохостингах новых религиозных движений значительное количество материалов, которые сами по-себе далеко не всегда можно отнести к миссионерским, однако пробуждаемый ими интерес часто мотивирует пользователей обратиться к более детальному изучению духовных практик и вероучения презентуемых НРД [16].
Более того, отметим, что на современном этапе миссионерские практики работы в значительной степени переместились в Интернет-пространство: изучение Библии у Свидетелей Иеговы* (экстремистская, запрещенная в РФ организация), использование исключительно электронных версий вероучительной и другой литературы, коммуникации только через мессенджеры и т.д. Литература, которую использовали приверженцы свидетелей Иеговы*, издавалась центральным управленческим центром Свидетелей Иеговы*, находящимся в США. К ней относятся: Библия в переводе нового мира (New World Translation of the Holy Scriptures), журналы «Пробудитесь!», «Сторожевая башня», брошюры, а также рекламные и информационные буклеты, признанные в соответствии с действующим законодательством экстремистскими [17]. В настоящее время все названные издания распространяются на наших территориях Свидетелями Иеговы* исключительно в электронном формате. Для чего всем уже действующим членам организации и вновь поступающим приобретаются электронные планшеты, которые снабжаются соответствующим программным обеспечением и на них скачивается запрещенная литература со специальных сайтов.
В настоящее время деятельность экстремистской, запрещенной в РФ организации Свидетелей Иеговы* по пропаганде своего учения, вовлечению новых приверженцев в деятельность организации, а также обучение ведению проповеднической деятельности рядовых членов, оттачивание их проповеднического мастерства в большей степени перенесена в дистанционный формат и является незаконной, что наблюдалось нами в большинстве представленных видеозаписей для проведения религиоведческих экспертиз.
С экономической и технической сторон запрещенная религиозная организация Свидетелей Иеговы* хорошо оснащена и финансируется. Что также играет немаловажную роль в возможностях использования представителями данной организации информационно-коммуникационных технологий. Если раньше, до 2017 г. пропагандисты объединения «Свидетели Иеговы»*, по многочисленным свидетельствам, бесцеремонно приставали со своими пропагандистскими материалами к людям на улице, то в данное время их миссионерская деятельность преимущественно перешла в Интернет, например, рассылка писем.
Нечто подобное прослеживается и у другой экстремистской, запрещенной в РФ организации — Хизб ут-Тахрир* — организации неоисламского толка, имеющей выраженную политическую окрашенность.
В качестве примера проведения незаконной миссионерской деятельности, как в реальном, так и в Интернет пространстве приведем еще исследуемое нами новое религиозное движение Фалуньгун, деятельность которого признана нежелательной на территории Российской Федерации. По классификации Н.Я. Кантерова Фалуньгун является неоориенталистским НРД с признаками мироотвергающего отношения к миру [18].
Внешне деятельность сторонников Фалуньгун проявляется, как правило, в групповых физических упражнениях – практической части учения – гимнастики, напоминающей китайскую гимнастику цигун. Очень часто раньше рядом с такой группой располагался информационный стенд, содержащий материалы о Фалуньгун, иногда и столик с литературой, другими материалами, которые раздавали заинтересовавшимся и просто оказавшимися рядом случайно людям.
До 2014 г. подобные акции в Крыму можно было наблюдать регулярно. Например, каждые выходные сторонники Фалуньгун выходили в центр города Симферополя, где становились в ряды и выполняли свои упражнения. Это можно было видеть в Симферополе возле Музыкального театра, на площади Ленина, у бывшего Дворца пионеров и т.д, т.е. в наиболее посещаемых местах. Сегодня деятельность Фалуньгун в Крыму, как и во всей РФ, признана нежелательной. Однако до сих пор время от времени можно встретить небольшие группы практикующих в районе площади Куйбышева и в Гагаринском парке г. Симферополя. Чаще всего это женщины пожилого возраста.
До недавних пор сторонники данного учения участвовали в различных светских праздниках и фестивалях, днях города и т.п. мероприятиях, выполняя упражнения на виду у собравшихся местных жителей и приезжих. Так, в августе 2014 года в Крыму прошла акция «Лепестки мира». Акции состоялись в Симферополе, Евпатории и Черноморском. В рамках мероприятий прохожим предлагалось подписать петицию DAFOH с призывом остановить издевательства над сторонниками мирной практики Фалуньгун [19]. Отметим тот факт, что сторонникам НРД Фалуньгун свойственны стремления к демонстрации и пропаганде своих идейно-религиозных убеждений. Показательным является случай конца 2018 года, когда по обвинению в незаконной миссионерской деятельности в отношении жительницы Крыма были приняты административные меры наказания. Во время суда над жительницей г.Ялта, организовавшей в Гагаринском парке г.Симферополя так называемые занятия гимнастикой с раздачей литературы, выяснилось, что ответчица отрицает факт незаконной миссионерской деятельности, проводимой ею и ее сторонниками. Она и ее адвокаты на суде подчеркивали светский характер проводимого мероприятия и литературы, которая раздавалась прохожим. Но анализ эксперта-религиоведа показал наличие религиозного содержания в раздаточных материалах. А показания свидетелей говорили о том, что литературу раздавали активно, привлекая внимание прохожих, завлекали в деятельность группы самым активным образом [20].
Данный случай и ему подобные, а также миссионерская деятельность в сети Интернет подпадают под действие Статьи 24.1. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму», по которому миссионерской деятельностью признается «деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами».
Пропаганда данного учения в последние годы тоже в значительной степени перекочевала и Интернет, чаще всего проводится завуалировано с использованием манипулятивных практик.
В заключение сделаем следующие выводы:
Среди традиционных способов ведения миссионерской деятельности в последние годы произошли значимые изменения. Почти вышли из оборота такие формы миссионерства как подомовой обход, массовые публичные мероприятия религиозного характера, долгое время бывшие одними из распространенных форм.
Деятельность некоторых организаций, в том числе, и миссионерская на территории Республики Крым и г. Севастополь в настоящее время имеет скрытый характер, что может происходить по разным причинам: из-за запрета деятельности, как у экстремистских, запрещенных в РФ Свидетелей Иеговы* и Хизб ут- Тахрир*; из-за признания нежелательной, как Фалунь-гун; из-за политики самого религиозного объединения, как Ананда Марга; в результате уже имеющихся проблем с Законом, как у Центра духовно-нравственного возрождения «Аура Руса» (под руководством Александра Набабкина, уже осужденного за незаконную миссионерскую деятельность).
3. Миссионерская деятельность представителей новых религиозных движений, проводимая в общественных местах, а также в сети Интернет, все чаще трактуется как незаконная, что влечет за собой соответствующие юридические последствия.
4. Медиобраз НРД формируется целенаправленно самими НРД, но его трансформация и форматирование происходит также под влиянием и внешних по отношению к ним факторов – материалов в сети, создаваемых журналистами, специалистами в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений, конкурентами и т.п.
- Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». // Federal’nyj zakon ot 6 ijulja 2016 g. № 374-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon „O protivodejstvii terrorizmu“ i otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija dopolnitel’nyh mer protivodejstvija terrorizmu i obespechenija obshhestvennoj bezopasnosti».
- Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». // Federal’nyj zakon ot 6 ijulja 2016 g. № 375-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija dopolnitel’nyh mer protivodejstvija terrorizmu i obespechenija obshhestvennoj bezopasnosti».
- Гарас Л. Н. Религиозный фактор в социально-политических процессах: крымское измерение / Л. Н. Гарас // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2014. Т. 10. № 2. С. 199–214. // Garas L. N. Religioznyj faktor v social’no-politicheskih processah: krymskoe izmerenie [The religious factor in socio-political processes: the Crimean dimension] // Politicheskaja jekspertiza: POLITJeKS, 2014. T. 10. № 2. Р. 199–214.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция). // Federal’nyj zakon «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah» ot 26.09.1997 N 125-FZ (poslednjaja redakcija)
- Ефанов В.Ю. К типологии миссионерства: современные реалии. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология, 2020. 6 (72) (2). 125–134 с. // Efanov V.J. K tipologii missinerstva: sovremennye realii [Towards a typology of misery: modern realities] // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofija. Politologija. Kul’turologija, 2020. 6 (72) (2). 125–134 р.
- Шишина Е. А. К вопросу противодействия деятельности экстремистской организации «Свидетели Иеговы»* / Е. А. Шишина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. Т. 6, № 3. С. 252–260. // Shishina E. A. K voprosu protivodejstvija dejatel’nosti jekstremistskoj organizacii «Svideteli Iegovy»* [On the issue of countering the activities of the extremist organization «Jehovah’s Witnesses»]// Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. 2020. T. 6, № 3. Р. 252–260.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1. 2016. № 27. (ч. 1). Ст. 4205. // Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 № 195-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 1. (ch. 1). St. 1. 2016. № 27. (ch. 1). St. 4205.
- Судебные и нормативные акты РФ. Постановление № 5-578/2021 от 13 июня 2021 г. по делу № 5-578/2021. URL: https://sudact.ru/regular/doc/QjMoEZf6hkdV/ (дата обращения 02.04.2024). // Sudebnye i normativnye akty RF. Postanovlenie № 5-578/2021 ot 13 ijunja 2021 g. po delu № 5-578/2021. URL: https://sudact.ru/regular/doc/QjMoEZf6hkdV/ (data obrashhenija 02.04.2024).
- Горюнов Д. В. Новые миссионерские практики религиозного объединения «Свидетели Иеговы»* / Д. В. Горюнов // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2017. № 1. С. 116–119. // Gorjunov D. V. Novye missionerskie praktiki religioznogo ob#edinenija «Svideteli Iegovy»* [New missionary practices of the religious association «Jehovah’s Witnesses»] // Integrativnaja perspektiva v gumanitarnyh naukah. 2017. № 1. Р. 116–119.
- ГCУ СК РФ по Республике Крым и г. Севастополю. Официальная группа «Вконтакте». URL:https://vk.com/wall-152644343_4051 (дата обращения 07.02.2024). // GCU SK RF po Respublike Krym i g. Sevastopolju. Oficial’naja gruppa «Vkontakte». URL:https://vk.com/wall-152644343_4051 (data obrashhenija 07.02.2024).
- СК в Крыму. Наша история. URL:https://ramana-reti.com/ (дата обращения 01.04.2024). // SK v Krymu. Nasha istorija //. URL:https://ramana-reti.com/ (data obrashhenija 01.04.2024).
- Уроки медитации. Официальный сайт. URL: https://урокимедитации.рф/?ysclid=lhosf74jkl730221935 (дата обращения 01.04.2024). // Urokimeditacii. Oficial’nyj sajt. URL: https://urokimeditacii.rf/?ysclid=lhosf74jkl730221935 (data obrashhenija 01.04.2024).
- Иваненко С. И. Международная организация «Ананда Марга» и её деятельность в РФ. URL: Ананда Марга в России. [https://web.archive.org/web/20100129052205/http://www.anandamarga.ru/materialy/mezhdunarodnaya-organizatsiya-ananda-marga-i-ee-deyatelnost-v-rossiiskoi-federatsii.html (дата обращения 01.12.2023). // Ivanenko S. I. Mezhdunarodnaja organizacija «Ananda Marga» i ejo dejatel’nost’ v RF. [International organization «Ananda Marga» and its activities in the Russian Federation]/ URL: Ananda Marga v Rossii. https://web.archive.org/web/20100129052205/http://www.anandamarga.ru/materialy/mezhdunarodnaya-organizatsiya-ananda-marga-i-ee-deyatelnost-v-rossiiskoi-federatsii.html (data obrashhenija 01.12.2023)
- Урокимедитации Крым. URL: https://vk.com/uroki_meditacii_crimea?w=wall-149160597_1633 (дата обращения 01.04.2024). // Urokimeditacii Krym. URL: https://vk.com/uroki_meditacii_crimea?w=wall-149160597_1633 (data obrashhenija 01.04.2024).
- Урокимедитации. Официальная группа «Вконтакте». URL: https://vk.com/meditation_lessons?w=wall-63294313_34003 (дата обращения 01.04.2024). // Urokimeditacii. Oficial’naja gruppa «Vkontakte». URL: https://vk.com/meditation_lessons?w=wall-63294313_34003 (data obrashhenija 01.04.2024).
- Община Виссариона. URL: https://vissarion.ru/(дата обращения: 14.05.2024). YouTube: Виссарион. URL: https://www.youtube.com/channel/UCiyK-eolH-bUvHXDiS6GDLg/about (дата обращения 15.04.2024). // Obshhina Vissariona. URL: https://vissarion.ru/(data obrashhenija: 14.05.2024). YouTube: Vissarion. URL: https://www.youtube.com/channel/UCiyK-eolH-bUvHXDiS6GDLg/about (data obrashhenija 15.04.2024).
- Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» включена в перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/42956/ (дата обращения 14.05.2024). // Religioznaja organizacija «Upravlencheskij centr Svidetelej Iegovy v Rossii» vkljuchena v perechen’ nekommercheskih organizacij, v otnoshenii kotoryh sudom prinjato reshenie o likvidacii ili zaprete dejatel’nosti. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/42956/ (data obrashhenija 14.05.2024).
- Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006.- 140 с. // Kanterov I.Ja. Novye religioznye dvizhenija (vvedenie v osnovnye koncepcii i terminy): ucheb. posobie. [New religious movements (introduction to basic concepts and terms): textbook. allowance.] V 2 ch. Ch. 1. – Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2006.- 140 p.
- Акция «Лепестки мира» прошла в трёх городах Крыма // Информационный центр Фалунь Дафа. URL: https://faluninfo.ru/falungun-i-obshchestvo/meropriyatiya-falungun/akciya-lepestki-mira-proshla-v-tryoh-gorodah-kryma/ (дата обращения 05.19.2018). // Akcija «Lepestki mira» proshla v trjoh gorodah Kryma // Informacionnyj centr Falun’ Dafa / URL: https://faluninfo.ru/falungun-i-obshchestvo/meropriyatiya-falungun/akciya-lepestki-mira-proshla-v-tryoh-gorodah-kryma/ (data obrashhenija 05.19.2018).
- Грива О. А. Новое религиозное движение Фалуньгун: особенности незаконной миссионерской деятельности в Крыму / О. А. Грива // Труды Таврической духовной семинарии : Сборник трудов. Том Выпуск 1. Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. С. 35–45. // Griva O. A. Novoe religioznoe dvizhenie Falun’gun: osobennosti nezakonnoj missionerskoj dejatel’nosti v Krymu [New religious movement Falun Gong: features of illegal missionary activity in Crimea] // Trudy Tavricheskoj duhovnoj seminarii : Sbornik trudov. Vypusk 1. Simferopol’ : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost’ju «Izdatel’stvo Tipografija «Arial», 2020. P. 35–45.