СИМВОЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЕНЧАНИЯ ГЕОРГИЯ РОМАНОВА
THE WEDDING OF GEORGY ROMANOV AS A SYMBOLIC ACT OF THE RUSSIAN POLITICAL PROCESS
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 1, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 327.8
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Parubin K. O. V.I. Vernadskiy Crimean Federal University, Simferopol
TYPE: Article
DOI: 10.37279/2413-1695-2024-10-1-110-120
PAGES: from 110 to 120
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: wedding of Georgy Romanov, Russian political process, monarchical idea.
ABSTRACT (ENGLISH): The subject of this article is the political reaction in Russia to the wedding ceremony of the head of the Romanov Imperial House as a symbol of the formation of the monarchical idea in Russia. The analysis of the reaction of various political forces to the perfect symbolic act of the political process is carried out. On the example of the wedding of Georgy Romanov, the political reaction of church, secular, administrative, as well as foreign circles as an important phenomenon of the political process is considered.
Политический процесс определяется как последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества [1, с. 391]. При этом необходимо понимать, что сфера политики не может быть хаотичной, а направляется её основными двигателями – субъектами политической деятельности. Сам субъект не способен привести в движение какой-либо процесс без наличествующих ресурсов и инструментария. К тому же действия политического субъекта должны иметь определённую цель, выраженную в символах. Таким образом, политический процесс характеризуется следующими параметрами: субъектом действия, ресурсной базой, инструментами и символами.
Само слово «символ» буквально с древнегреческого (σύμβολον) означает условный знак, сигнал. В. Гегель определял символ как «непосредственно наличное или данное для созерцания внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем смысле» [2, с. 14]. Он же различал две стороны символа: смысл и выражение этого смысла. Советский философ А.Ф. Лосев полагал, что символ – это не просто знак тех или иных предметов, он заключает в себе обобщённый принцип дальнейшего развертывания, свернутого в нем смыслового содержания [3]. А немецкий философ Э. Кассирер даже определял человека как «животное символическое» [4]. Таким образом, символ играет существенную роль в нашей жизни, а в политике – одну из ведущих.
Как и в других сферах деятельности человека, в политическом процессе существует свой мир символов. При этом нужно заметить, что если символ в некоторых сферах человеческой деятельности может существовать сам по себе (мёртвые языки, неразгаданные знаки и т.д.), то одной из основных особенностей символа в политической сфере является то, что символикой возможно владеть только коллективно.
Мир политических символов имеет свой язык, своё развитие, а также свою динамику и актуальность. В зависимости от политической обстановки в государстве и мире, происходит снижение и повышение актуальности политических символов. При активизации политических процессов, актуальность символов повышается и, наоборот, при снижении политического взаимодействия можно наблюдать падение интереса к политическим символам.
Так как символ – это знак, а любая коммуникация – система знаков, посредством которых люди оказывают влияние друг на друга, то политический символ обладает информационно-коммуникативной функцией. При этом символ несет в себе гораздо больше информации, чем любая другая информационная единица.
Более точно политическую символику можно описать через её функции.
Во-первых, это функция политической идентификации, при которой различным политическим символам даётся определённая интерпретация. Её принятие и последующая идентификация себя на этой основе выводит разрозненных индивидов в определённую общность, по которой они могут узнавать (идентифицировать) друг друга.
Во-вторых, это мобилизационная функция, при которой символ объединяет людей в единый социально-политический организм, придавая им в момент использования символа внутренние силы и веру в успех собственной политической деятельности.
В-третьих, манипулятивная функция, которая заключается в том, чтобы выстроить и подать политические сигналы таким образом, чтобы заставить определённые политические силы реагировать на предъявляемые символы в нужном для источника сигнала направлении.
В-четвёртых, функция исторической преемственности заключается в том, что через символы передаются традиции, подчеркивается связь с историческим прошлым транслятора политических символов, обеспечивается создание образа исторической преемственности и непрерывности политического процесса.
Необходимо уточнить, что любого исследователя будет интересовать тот «политический коллектив», который не просто претендует на какие-либо достижения, но и способен реализовывать свои политические амбиции. То есть такой политический коллектив, который обладает субъектностью. Обладающий субъектностью политический коллектив, для краткости, будем называть элитными группами.
Стоит заметить, что поскольку символика служит языком политики, то символы, создаваемые политическими субъектами, при верной интерпретации, позволят более точно понять вектор политического процесса в стране. Так, например, быстрое чередование символов на политическом горизонте говорит о нарастающей борьбе элитных групп.
Говоря об участии элитных групп в политических процессах, хотелось бы размежевать политические коллективы на те, которые лишь заявляют свои политические претензии и те, которые способны реализовать свои амбиции – «импотентные» и обладающие субъектностью, соответственно. Обозначив это, необходимо указать на тот факт, что в политической жизни часто происходит процесс использования политических сил, не имеющих собственного потенциала, для реализации своих амбиций одними элитными группами в отношении других элитных групп. В связи с этим в политической жизни можно встретить такое явление: незначительный («импотентный») политический коллектив навязывает свою символику (со всеми перечисленными функциями) политическим субъектам несоразмерно более сильным, чем он сам. Так выглядит процесс, когда за выдвинутой символикой слабых политических коллективов стоят значительные по своему влиянию политические субъекты.
В качестве наиболее ярких примеров описанного явления – навязывания политических символов импотентными политическими коллективами – можно привести:
— «цветные революции» в арабском мире в 2011–2012 годах, где малая группа навязала свои либерально-демократические символы традиционной власти, опирающейся на большинство исламского населения, которому не свойственны ни демократические, ни либеральные ценности;
— в «цветных революциях», проходивших в странах СНГ, малыми группами была дана интерпретация демократических ценностей, несовпадающих с реальностью, и навязаны определённые символы политическим субъектам, обладающим полнотой власти как силовой, так и административной;
— в ходе государственного переворота 2014 года на Украине действующей власти и большинству населения страны, стремящемуся к демократизации, малыми группами были навязаны неприемлемые нацистские символы.
Разбирая сферу политических символов, необходимо обратить внимание на их свойство, при котором не всегда, но часто персонажи и их действия носят редукционный характер. В связи с этим не рекомендуется ни самих персонажей, ни их действия рассматривать буквально. Важно отметить, что среди всего многообразия персонажей и их действий нельзя потерять сам символический акт, который способен превратить персонаж в феномен, а его действия – в элемент политической игры.
Контекстно необходимо указать, что в современной России идёт борьба за выбор политического пути дальнейшего развития. Проблематика преемственности власти, а также закрепления положения элит, сформированных в постсоветскую эпоху, выделила в этой борьбе сторонников монархической формы правления в качестве одной из противоборствующих групп. Эта группа ориентирована на расширение возможностей влияния на всех участников политического процесса.
Как справедливо указано в диссертации Н.Н. Виноградовой «Коронации в России второй половины XIX века как общественно-политическое явление», современные исследователи предлагают рассматривать монархию как некое автономное пространство, отдельный политический субъект или определенную систему символов. При таком анализе невозможно избежать обращения к изучению атрибутов империи и их своеобразия в России. К примеру, основными атрибутами православной империи являются ее церемонии (и в частности, обряд коронования). Исследование церемоний, традиций, правил и норм поведения, существующих при дворе, позволяет лучше понять российскую монархию. Неразрывно с этими вопросами связаны проблемы презентации власти и восприятия транслируемого образа власти [5, с 102].
Важной вехой в этом контексте, с точки зрения игры символических актов, является событие венчания представителя рода Романовых – Георгия Романова, заявляющего себя в качестве наследника Дома Романовых и Его Императорского Высочества, с гражданкой Италии – Ребеккой Беттарини.
Сам акт их бракосочетания состоялся в одном из московских ЗАГСов 24 сентября 2021 года. Он проходил скромно и практически незаметно для широкой публики. А венчание прошло 1 октября торжественно, с приглашением многих гостей и широким освещением в отечественных и иностранных СМИ: «Россия 24», телеканал «Звезда», НТВ, «РИА Новости», Газета.ru, РБК, «Московский комсомолец», BBC и другие. Из этого следует, что важен был не факт бракосочетания, как формальная необходимость для венчания, а сам акт венчания, который de jure не играет никакой роли. Известно, что обстоятельство, при котором широко освещаемое событие не имеет юридического значения, является признаком символа. Соответственно, сам факт венчания необходимо рассматривать как символ. А то, что этот процесс был преподнесён организаторами и многими СМИ не как рядовое венчание молодожёнов, а как венчание потомка монархической династии, правившей в России более 300 лет, делает этот символ политическим с определённым окрасом.
Стоит обратить внимание на сопутствующие обстоятельства, которые не имеют прямого отношения к указанному акту венчания, но, тем не менее, определяют его как политический символ.
В традицию дома Романовых, как и других монархических домов, вошел обычай, впоследствии трактовавшийся как претензия на престол, – вступление в брак. Так поступил Петр I в период политической борьбы с ветвью Милославских. Также Николай II, являясь наследником, женился через месяц после неожиданной кончины Александра III. И если бы женитьба Георгия Романова не была организована как символ, а некоторые СМИ и сами организаторы не именовали жениха как «Государя Наследника, Цесаревича и Великого Князя» [6], то не стоило бы обращать внимание на эту деталь. Однако соответствующее освещение в СМИ и присутствие многих представителей монархических домов не дают пройти мимо акта венчания именно как политического символа.
Знаменательно в данном случае и то, что его мать Мария Владимировна Романовна при замужестве в 1976 году не именовала себя цесаревной. Вообще, после отречения Николая II в 1917 году цесаревичами российского престола потомки из рода Романовых объявлялись лишь дважды: в 1924 году Кирилл Владимирович (предполагая неустойчивость советской власти) и в 1992 году – его правнук Георгий Михайлович.
Через месяц после венчания 31 октября 2021 года в интервью журналу «Goara vetisyan» Георгий Романов заявил следующее: «Уверен, что государственная власть современной России не против статуса Императорского Дома принципиально, но размышляет над тем, в какой момент такой акт будет наиболее уместен. Всему своё время. Иногда хочется, чтобы какие-то процессы развивались быстрее. Но любой плод должен созреть. Мы никуда не спешим» [7].
В венчании Георгия Романова символично внимание различных групп, которое они уделили самому акту.
Реакция церковных кругов проявилась в том, что венчание было произведено митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, что не свойственно для рядового случая. На венчании присутствовал митрополит Дубинский Иоанн, управляющий приходами русской традиции в Западной Европе, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (как символ выхода Романовых из Костромы). В числе почётных гостей на венчании присутствовал «любимый патриархом священник» – епископ Златоустовский и Саткинский Викентий [8]. На время мероприятия музей «Исаакиевский собор» временно закрывали для посетителей. Также на православном обряде присутствовали католический епископ и священники.
Представители светских кругов тоже приняли участие в церемонии. Присутствовали члены монархических семей из 20 государств, в том числе последний царь (1943–1946) и экс-премьер-министр Болгарии Симеон II из династии Саксен-Кобург-Готской (правящая в Бельгии и Великобритании), последний король Египта и Судана Ахмед Фуад II, присутствовали принц Лихтенштейна Рудольф и его супруга принцесса Тилсим.
Событие освещали центральные телеканалы и издания (российские: НТВ, «Звезда» и др.) и зарубежные (BBC), в том числе анонсировалось событие на канале «Россия 1» и информировали о нем наиболее популярные интернет-издания и каналы YouТube с многотысячными и миллионными аудиториями (Константин Сёмин, Dmitriy Puchkov, Бесогон TV и другие).
Предполагается, что большому количеству иностранных гостей, в условиях ковид-карантинов, для того чтобы в короткий срок получить разрешение на въезд, пересечь границу и вернуться обратно было необходимо разрешение Министерства иностранных дел. Проведение торжества с большим количеством гостей (присутствовало только в одном соборе более 1,5 тысяч человек) в условиях запрета на массовые мероприятия предполагает поддержку нерядовыми сотрудниками МИД.
В проведении церемонии, как части мероприятия, было задействовано подразделение Министерства обороны Российской Федерации. Командование Западного военного округа обеспечило сопровождение мероприятия ротой почётного караула. Однако, обращают на себя внимание противоречивые интерпретации данного события. 6 октября РБК подаёт этот акт таким образом, что действия почетного караула рассматриваются не как официальные: «Во время церемонии в храме находились действующие военнослужащие в парадной форме, стоя по стойке «смирно». По окончании венчания они поприветствовали молодоженов, отсалютовав им саблями на крыльце храма» [9]. А секретарь Дома Романовых Закатов в интервью «Интерфаксу» описал ситуацию иначе: «В отношении участия почетного караула было дано соответствующее указание командующим войсками Западного военного округа. Присутствие почетного караула не нарушило никаких законов, норм, уставов и традиций. Только больные люди могут жаловаться на совершенно обычные и законные вещи. Это или от злости, или от психического расстройства» [10]. Но в тот же день «ТАСС» сообщает о наказании за участие почётного караула в негосударственном мероприятии: «Должностные лица Западного военного округа, принявшие решение о привлечении почетного караула на церемонию венчания потомка дома Романовых Георгия Романова с гражданкой Италии Ребеккой Беттарини, привлечены к дисциплинарной ответственности по поручению министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. Об этом сообщил ТАСС источник в военном ведомстве» [11]. А после, агентство «Фонтанка.ру» сообщило об отсутствии привлечённых к дисциплинарной ответственности: «Попытки «Фонтанки» узнать имена наказанных Шойгу С.К. не привели к успеху. В департаменте массовых коммуникаций Минобороны сказали, что не владеют подобной информацией, пресс-служба Западного военного округа призналась, что поставлена в аналогичную позицию. В Главном военно-политическом управлении сообщили, что именно они были инициаторами проверки, но её итоги им неизвестны, имена «привлеченных к дисциплинарной ответственности» – тоже.
Офицеры штаба на Дворцовой и функционеры усадьбы на столичной Знаменке говорят, что не видели приказа о взыскании и что само его существование под большим вопросом» [12].
Рассматривая позицию президентской власти к мероприятию, стоит упомянуть высказывания пресс-секретаря президента. «У Кремля нет мнения по поводу венчания потомка династии Романовых Георгия Михайловича с Ребеккой Беттарини», – прокомментировал венчание пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков [13]. Однако дочь самого Дмитрия Пескова, Елизавета, на церемонии присутствовала. Также присутствовала член Совета Федерации Л. Нарусова.
Подобная концентрация внимания и разрозненность реакций различных представителей власти и общества на федеральном уровне указывают на прошедшее событие венчания Георгия Романова как на неординарное политическое мероприятие в России. Важно отметить, что не имеет значения, какого рода была реакция тех или иных лидеров общественного мнения и представителей элитных групп, в данном случае важно то, что сам акт венчания не оставил в стороне никого из них.
Если рассматривать венчание с точки зрения стремления представителей высших политических институтов поддержать любое начинание Георгия Романова, а также, учитывая их желание вписаться в элитные группы западноевропейских стран, нельзя не упомянуть о номинальном положении Георгия Романова. Он является прямым потомком двоюродного брата последнего российского императора Николая II, а также единственным сыном принца Прусского Франца-Вильгельма Гогенцоллерна, правнука кайзера Вильгельма II. А по линии своей прабабушки, принцессы Виктории Мелиты, также является потомком английской королевы Виктории и 140-м в порядке наследования британского престола [14].
Говоря о символике, а тем более политической, нельзя обойти стороной вопрос истории подающихся символов. Без рассмотрения исторической аллюзии символа нельзя будет в полной мере осветить вопрос венчания представителя российской царской династии в XXI веке как политического символа. Среди многих аллюзий внимания заслуживают, как минимум, три.
Первой исторической отсылкой рассматриваемого действия можно назвать сам факт события, как намёк на претензию на занятие престола. Не только в российской, но и в мировой истории сложилась традиция, заключающаяся в том, что, за единичными исключениями, на престол не может взойти неженатый или бездетный человек. Таким образом венчание монарха часто предшествовало вступлению на престол или объявлению претензии на него.
Обращает на себя внимание и происхождение невесты, а также присутствие священников католической церкви в православном обряде. Ни представителей англиканской, ни протестантской, ни исламской или какой-либо иной конфессии на церемонии замечено не было. В связи с этим возникает отсылка к тому периоду времени, когда Ватикан уже присылал «в царицы» невесту – Зою (Софью) Палеолог, вышедшую замуж за Великого князя Московского Ивана III Васильевича.
Третьей аллюзией является выбор места венчания. За всю историю России венчание в Исаакиевском соборе царской четы проходило лишь однажды: в 1712 году – венчание Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I). Петру I тогда тоже было 40 лет.
Привлекает также внимание и ещё один акт венчания, другого потомка императорской династии Романовых, вице-президента Объединения членов рода Романовых Ростислава Ростиславовича Романова с Фотеини Марией Кристиной Георгантой в православном соборе Александра Невского в Париже 12 сентября 2021 года. Примечательно, что их свадьба состоялась ещё в 2019 году в Великобритании, а венчание – за две недели до венчания Георгия Романова.
В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что таких высоких гостей, как на венчании Георгия Романова, не было, а из представителей российской власти на ужине перед венчанием присутствовал лишь российский посол во Франции Алексей Мешков. К тому же, как заявляет журнал «Tatler», обвенчаться Ростислав Романов изначально хотел в Санкт-Петербурге еще летом 2020-го, но в планы вмешались всем известные обстоятельства. Достойной альтернативой стал Париж» [15].
Настолько частое чередование венчаний Романовых на языке политических символов является сигналом обострения противоречий между разными ветвями российской монархической династии. Чем оно вызвано, какова природа такого «совпадения», вопрос требует отдельного рассмотрения.
Подводя итог, следует обозначить ряд значимых моментов.
Во-первых, необходимо отметить, что в настоящее время на политическом поле России происходит демонстрация различных политических символов: от установления памятника Ф. Дзержинскому и строительства Соборной мечети в Крыму до венчания потомка династии Романовых и установления памятника А. Солженицыну. Подобное чередование разнонаправленных символов на политическом поле России говорит об обострении борьбы между элитными группами.
Во-вторых, в соответствии с обозначенными выше функциями, событие венчания Георгия Романова рассматривается как политический символ:
— мероприятие определялось как венчание наследника российской монархической династии с соответствующими атрибутами, что позволяет идентифицировать его участников как приверженцев монархической идеи, независимо от занимаемой политической позиции в настоящий момент;
— рассматриваемое событие широко освещалось и не оставило в стороне и противников монархической идеи, что заставило мобилизоваться сторонников монархии. К тому же, организация такого масштабного мероприятия вынудила мобилизовать имеющиеся ресурсы представителей династии;
— акт венчания Георгия Романова явился своего рода сигналом, который вызвал реакцию различных политических групп: от сочувствующих до противников. Освещение мероприятия, как в отрицательном, так и в положительном ключе, оживило монархическую тематику в России, что в конечном итоге сыграло в пользу сторонников монархии;
— венчание потомка рода Романовых проходило впервые с начала прошлого века, к тому же – в Исаакиевском соборе, в котором венчался российский царь Петр I, что явно адресует к исторической преемственности Дому Романовых, подчеркивая связь с историческим прошлым.
В-третьих, придавать политическую значимость главным участникам мероприятия, как субъектам политической игры, будет ошибочно. Однако, как было указано, за некоторыми «импотентными» политическими группами могут стоять значительные политические субъекты. Анализ материалов, выложенных в публичный доступ, позволяет очертить контур такого политического субъекта.
В постсоветский период некоторыми элитными группами при реализации политики игнорируется ближайший по времени – советский – опыт государственного строительства: происходит аргументация единоначалия с точки зрения монархии с игнорированием принципов советского государства. Ряд политиков заимствуют из монархии модель социального строительства по принципу общины как наиболее эффективную, по сравнению с принципами советского строительства; на законодательном уровне были попытки возвращения понятия «поместья» [16].
С учётом развившихся методов как политической теории, так и технических средств реализации государственной власти, более логичным было бы опереться на опыт советского прошлого, чем адресовать к опыту царской России.
Освоение монархической тематики представителями элитных групп открывает обширный спектр организаций: от подразделений боевого порядка до исследовательских организаций за рубежом; от антиправительственных организаций до проправительственных партий.
После развала Советского Союза основным стремлением российской элиты было вхождение в западную цивилизацию. Основой вхождения стало экономическое сотрудничество на самых разных уровнях, но по всей видимости, некоторые элитные группы считают более важным в этом процессе связи со старой аристократией Европы. Широкие возможности в этом плане предоставляются организаторам мероприятия, на котором присутствовали многие представители европейских династий.
- Мельвиль А. Ю. Политология: учеб. / Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России. – М.: ТК Велби, «Издательство Проспект», 2008. – С. 407 // Mel’vil’ A. YU. Politologiya: ucheb. / Moskovskij gosudarstvennyj institut mezhdunarodnyh otnoshenij (U) MID Rossii. – M.: TK Velbi, «Izdatel’stvo Prospekt», 2008. – S. 407
- Гегель Г.В. Эстетика. Т. 2. – М.: «Искусство», 1969. – 326 с. // Gegel’ G.V. Estetika. T. 2. – M.: «Iskusstvo», 1969. – 326 s.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – 2-е изд. испр. – М.: «Искусство», 1995. – 320 с. // Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. – 2-e izd. ispr. – M.: «Iskusstvo», 1995. – 320 s.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры (Перевод Муравьев А.Н.). // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Москва : Издательство «Прогресс», 1988. – C.3–30. // Kassirer E. Opyt o cheloveke: Vvedenie v filosofiyu chelovecheskoj kul’tury (Perevod Murav’ev A.N.). // Problema cheloveka v zapadnoj filosofii. / Perevody / Sost. i poslesl. P.S. Gurevicha; Obshch. red. YU.N. Popova. Moskva : Izdatel’stvo «Progress», 1988. – S.3–30.
- Виноградова Н.Н. Коронации в России второй половины XIX века как общественно-политическое явление: дис. канд. историч. наук: 07.00.02 / Виноградова Наталья Николаевна. – Волгоград, 2004. – 241 с. // Vinogradova N.N. Koronacii v Rossii vtoroj poloviny XIX veka kak obshchestvenno-politicheskoe yavlenie: dis. kand. istorich. nauk: 07.00.02 / Vinogradova Natal’ya Nikolaevna. – Volgograd, 2004. – 241 s.
- Великий князь Георгий Романов обвенчался в Петербурге. URL: https://rg.ru/2021/10/01/reg-szfo/velikij-kniaz-georgij-romanov-obvenchalsia-s-nevestoj-v-peterburge.html (Дата обращения 02.05.2022) // Velikij knyaz’ Georgij Romanov obvenchalsya v Peterburge. URL: https://rg.ru/2021/10/01/reg-szfo/velikij-kniaz-georgij-romanov-obvenchalsia-s-nevestoj-v-peterburge.html (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Цесаревич Георгий Михайлович Романов в контакте. Великий князь Георгий Романов: Могу жениться и на Золушке! URL: https://goaravetisyan.ru/cesarevich-georgii-mihailovich-romanov-v-kontakte-velikii-knyaz-georgii/ (Дата обращения 02.05.2022) // Cesarevich Georgij Mihajlovich Romanov v kontakte. Velikij knyaz’ Georgij Romanov: Mogu zhenit’sya i na Zolushke! URL: https://goaravetisyan.ru/cesarevich-georgii-mihailovich-romanov-v-kontakte-velikii-knyaz-georgii/ (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Любимого патриархом челябинского священника повысят в Екатеринбурге URL: https://ura.news/articles/1036275375 (Дата обращения 02.05.2022) // Lyubimogo patriarhom chelyabinskogo svyashchennika povysyat v Ekaterinburge URL: https://ura.news/articles/1036275375 (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Шойгу наказал военных из-за почетного караула на венчании Романовых. URL: https://www.rbc.ru/society/06/10/2021/615da2a49a7947e3c2ce422c (Дата обращения 02.05.2022) // SHojgu nakazal voennyh iz-za pochetnogo karaula na venchanii Romanovyh. URL: https://www.rbc.ru/society/06/10/2021/615da2a49a7947e3c2ce422c (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Дом Романовых заявил, что участие военных в церемонии венчания было согласовано. URL: https://www.interfax.ru/russia/795723 (Дата обращения 02.05.2022) // Dom Romanovyh zayavil, chto uchastie voennyh v ceremonii venchaniya bylo soglasovano. URL: https://www.interfax.ru/russia/795723 (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Шойгу привлек к ответственности выделивших караул на венчание Романова URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/12594375?utm_source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_referrer=google.ru (Дата обращения 02.05.2022) // SHojgu privlek k otvetstvennosti vydelivshih karaul na venchanie Romanova URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/12594375?utm_source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_referrer=google.ru (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- «Он, конечно, виноват, но он – не виноват!» Как Шойгу наказал ЗВО за роту почетного караула URL: https://www.fontanka.ru/2021/10/07/70179233/ (Дата обращения 02.05.2022) // «On, konechno, vinovat, no on – ne vinovat!» Kak SHojgu nakazal ZVO za rotu pochetnogo karaula URL: https://www.fontanka.ru/2021/10/07/70179233/ (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Почётный караул на венчании в Петербурге был согласован – «Дом Романовых» URL: https://regnum.ru/news/society/3391495.html (Дата обращения 02.05.2022) // Pochyotnyj karaul na venchanii v Peterburge byl soglasovan – «Dom Romanovyh» URL: https://regnum.ru/news/society/3391495.html (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Историк намекнул, кто мог организовать помпезное венчание потомка Романовых в Исаакиевском соборе URL: https://dailystorm.ru/hayp/istorik-nameknul-kto-mog-organizovat-pompeznoe-venchanie-potomka-romanovyh-v-isaakievskom-sobore?ysclid=l2pulcw9fn (Дата обращения 02.05.2022) // Istorik nameknul, kto mog organizovat’ pompeznoe venchanie potomka Romanovyh v Isaakievskom sobore URL: https://dailystorm.ru/hayp/istorik-nameknul-kto-mog-organizovat-pompeznoe-venchanie-potomka-romanovyh-v-isaakievskom-sobore?ysclid=l2pulcw9fn (Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Как прошла парижская свадьба потомка императорской династии Ростислава Романова URL: https://www.tatler.ru/heroes/kak-proshla-parizhskaya-svadba-potomka-imperatorskoj-dinastii-rostislava-romanova?ysclid=l2pvprfpy7(Дата обращения 02.05.2022) // Kak proshla parizhskaya svad’ba potomka imperatorskoj dinastii Rostislava Romanova URL: https://www.tatler.ru/heroes/kak-proshla-parizhskaya-svadba-potomka-imperatorskoj-dinastii-rostislava-romanova?ysclid=l2pvprfpy7(Data obrashcheniya 02.05.2022)
- Внесение законопроекта в Государственную Думу. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/87131-8 (Дата обращения 27.10.2023) // Vnesenie zakonoproekta v Gosudarstvennuyu Dumu. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/87131-8 (Data obrashcheniya 27.10.2023)