СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЕС И США:
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
FAMILY POLICY IN THE EU AND THE USA: BASIC CONCEPTS AND
DEVELOPMENT DIRECTIONS
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 4, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 323
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Postnikova Olga Yuryevna — postgraduate student, Ryazan State University named after S.A.Yesenin, Ryazan.
E-mail: olga.yu.post@mail.ru
TYPE: Article
DOI: 10.29039/2413-1695-2024-10-4-137-147
PAGES: from 137 to 147
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS family, state, family policy, concepts of family policy implementation.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article provides a comparative analysis offamily policy in the countries of the
European Union and the United States of America. The main attention is paid to the study of
the four most significant concepts of family policy, which are considered through such key
criteria as support for motherhood and childhood, ensuring gender equality, protecting the
labor rights of parents, as well as social and economic measures aimed at improving the well-
being of families. These are the concept of universal welfare, typical for Norway, Sweden,
Denmark, the liberal concept used in the USA, the socially investing concept used in France
and Germany, and the mixed model of family policy used in the UK. The analysis includes
consideration of the main directions of family policy development in different countries,
including the introduction of more flexible forms of employment, increased access to childcare
services, as well as the adaptation of social support measures to changing demographic and
economic conditions. The relevance of this study is notedfor determining promising directions
for the development of family policy in the Russian Federation, which can contribute to
improving the well-being of families in the country and create conditions for more effective
support for the institution of parenthood.
Как известно, семейная политика представляет собой одну из ключевых сфер
социальной политики любого государства. Её возникновение и развитие в странах
Западной Европы и США происходило в послевоенный период (с 1945 года) в рамках
формирования идеологии государства всеобщего благоденствия (welfare state). В тот
период западноевропейские страны не только переживали экономический подъем, но и
активно разрабатывали концепции социальной поддержки семей с детьми [1, с. 201]. В
условиях современных сложных социально-экономических реалий семейная политика в
Европе и США рассматривается как одно из перспективных направлений для решения
актуальных демографических проблем и обеспечения институциональной адаптации
обществ к демографическим вызовам.
Целью настоящего исследования стал сравнительный анализ ключевых концепций
и направлений развития семейной политики в странах Европейского Союза и США.
Исследование направлено на выявление сходств и различий в подходах к формированию
политики в отношении семьи, а также на определение факторов, влияющих на их
трансформацию в современный период.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести обзор концептуальных основ семейной политики в странах ЕС и США,
опираясь на современные научные подходы.
2. Проанализировать механизмы реализации семейной политики, выделяя концепции
поддержки родительства.
3. Рассмотреть институциональные и культурные факторы, определяющие направления
развития семейной политики в исследуемых регионах.
Методологической базой исследования являются следующие подходы и методы:
1. Классификационный подход: используется для анализа моделей и механизмов
семейной политики в развитых странах, что позволяет структурировать исследуемые
явления по критериям уровня вовлеченности государства, направлений поддержки семей
и взаимодействия с социальными институтами.
2. Институциональный анализ: рассматривается институциональная основа семейной
политики, включая государственные и негосударственные структуры, вовлеченные в ее
реализацию.
3. Социально-экономический подход: основан на изучении влияния государственной
политики на социально-экономическое положение семей, таких как занятость матерей,
уровень доходов и уровень бедности.
4. Концептуальный подход: предполагает анализ ключевых концепций, лежащих в
основе современной семейной политики, включая идеи социальной инвестированности,
гендерного равенства и изменения роли семьи в обществе.
5. Сравнительный анализ: используется для выявления сходств и различий между
семейной политикой стран ЕС и США, а также их влияния на уровень благосостояния
семей.
Необходимо отметить, что в целом семейная политика включает в себя разработку и
реализацию комплекса мер, направленных на поддержку и защиту семьи. Это важная часть
социальной политики государства, включающая стратегии и программы, направленные
на укрепление семьи. Такая политика отражает взаимодействие между государством
и семьёй, обеспечивая баланс прав и обязанностей. Это, в свою очередь, способствует
повышению социально-экономического потенциала семьи как общественной структуры.
Страны Европы и США сталкиваются с серьезными демографическими проблемами,
связанными с естественной убылью населения и миграцией из менее благополучных
стран мира. Семейная политика играет ключевую роль в борьбе с этими явлениями,
создавая благоприятные условия для семей с детьми и поддерживая занятость женщин.
В Европе и США традиционно забота о детях больше ложится на матерей, чем на отцов.
Однако существуют тенденции, когда оба родителя отвечают за воспитание ребенка в
равной мере.
Современное понимание семейной политики в Европе и США включает в себя
разнообразные определения и концепции.
1. Концепция всеобщего благосостояния.
Это наиболее выдержанная и научно обоснованная концепция, сформулированная
после Второй мировой войны и направленная на восстановление утраченного социально-
экономического потенциала европейских государств. В основе концепции лежит идея
создания государства всеобщего благосостояния, которое обеспечивает гражданам
высокий уровень социальной защиты. Данная концепция в полной мере реализуется
в таких европейских государствах, как Норвегия, Швеция, Дания, частично ее можно
увидеть и в других европейских странах.
М. Дэйли в своей работе «Концептуализация и анализ семейной политики и ее
изменений» полагает, что семейная политика, реализуемая в настоящее время в Европе
и США, относится к государственной политике, ориентированной на благосостояние
семей с детьми, поддержку и регулирование семьи как общественного института и
образа жизни [2, с. 43].
Ее основными модальностями являются следующие составляющие: помощь от
государства в форме денежных пособий или налоговых льгот для семей с детьми,
услуги, ориентированные на уход за детьми дошкольного возраста и их образование,
меры, направленные на поддержку занятости родителей, например, серия отпусков
по уходу за детьми [2, с. 43]. Как отмечает М. Дэйли, в настоящее время наблюдается
тенденция стремления к более диверсифицированному набору поддержки семей, в
котором денежные льготы сочетаются с налоговыми льготами, услугами, отпусками и
мерами, основанными на занятости [2, с. 43].
Отметим, что семейная политика в ЕС включает важный компонент социальной
поддержки — это родительские отпуска. Материнский отпуск (Maternity leave)
оплачивается в предродовой и послеродовой периоды. Paternity leave предоставляется
отцу и обычно короче, дополняя материнский отпуск. Родительский отпуск (Parental
leave) гендерно нейтрален, следует за отпусками по беременности и родам и позволяет
родителям распределять льготы между собой. Обычно мать берет часть отпуска для
восстановления после родов. Отпуск по уходу за ребенком (childcare/child rearing leave)
в некоторых странах является продолжением отпуска по беременности и родам или
формой родительского отпуска [3, с. 117].
При этом, как указывает ряд исследований, в Европе в сфере реализации семейной
политики в рамках данной концепции стремятся примирить для родителей область
общественного труда на благо государства и самого гражданина и родительские
обязанности. О необходимости сбалансировать эти области пишет Дж. Льюис, отмечая,
что государство должно поддерживать не только безработных, но и работающих
родителей, которые могут получать повышенные стимулы и поддержку, позволяющие
им брать отпуск для ухода за своими детьми. При этом автор указывает на необходимость
заботы о детях не только матери, но и отца [4, с. 34]. М. Дейли также указывает на то,
что в государстве всеобщего благосостояния дети имеют право на поддержку не только
со стороны матери, но и отца [2, с. 43].
Как отмечают Дж. Мисра, М.Дж. Будиг, С. Меллер, государство в рамках данной
концепции использует 4 «пакета» поддержки семьи: первый пакет, так называемая
«Стратегия основного опекуна», реализуется в предоставлении пособий матерям,
занятым уходом за детьми, они же поддерживают работающего отца; второй пакет,
так называемая «Стратегия выбора», характерная для Бельгии и Франции, позволяет
матерям выбирать между активной работой с государственной поддержкой по уходу
за детьми и дополнительным отпуском с пособием для ухода за детьми; третий пакет,
«Стратегия основного дохода», предполагает не только финансовую, но и общественную
поддержку ухода за детьми, последний пакет, «Стратегия кормильца», применяемая
в скандинавских странах, направлена на поддержку обоих родителей в достижении
баланса между работой и уходом за детьми [5, с. 137].
Следовательно, основными чертами концепции всеобщего благосостояния в
реализации семейной политики в западноевропейских странах являются следующие
положения: во-первых, это широкая система социальных гарантий, заключающаяся
в предоставлении родителям оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком (Parental
leave), оказание им доступных услуг по уходу за детьми, а также финансовую поддержку
многодетных семей; во-вторых, это идеи гендерного равенства, включающие в себя
принятие идеи равноправного участия женщин и мужчин в трудовой деятельности и
семейной жизни (поддержка занятости женщин и отцовских отпусков); в-третьих, это
универсальные пособия, включающие в себя выплаты и льготы всем семьям, независимо
от их дохода.
2. Либеральная концепция
Данная концепция семейной политики реализуется в первую очередь в США и
уходит своими корнями в идеологические основы данного государства. В частности,
используются идеи либерального подхода, который акцентирует внимание на
индивидуальной ответственности родителей и частной инициативе.
Как справедливо отмечает Т Омс, в американской социальной политике принято
считать, что семья — это определенный бастион, внутрь которого государство не имеет
права проникать, даже с добрыми намерениями [6, с. 18]. Отсюда иные подходы к
организации взаимодействия государства и семьи. Поэтому в семейной политике
США нет единого подхода. Законодательство в области поддержки семьи может
различаться в разных штатах, органы власти не стремятся вмешиваться в деятельность
благотворительных организаций, помогающих семьям, многое передано частной
инициативе работодателей (отпуска по уходу за ребенком для матерей и т. д.).
Как отмечает Дж. Барон, семейная политика США эволюционировала от идеи
поддержки детей (XIX век) до признания важности всех членов семьи, включая отцов,
бабушек, дедушек и других родственников. При этом семейная политика в США сугубо
индивидуализирована и порой не имеет четких рамок, определенных на федеральном
уровне. Основной вопрос исследований семейной политики — насколько государственная
политика помогает семьям. В США существуют федеральные программы борьбы с
бедностью, помощи одиноким матерям и родителям, налоговые вычеты (например,
налоговый кредит на ребенка (Child Tax Credit), программа медицинской помощи для
семей с детьми (CHIP)), а также программы по ответственному отцовству, помогающие
отцам с низкими доходами, включая их обучение навыкам родительства и поддержке
детей [7, с. 41].
Согласимся с позицией Д.В. Шведовой о том, что социальная политика в США
определяется теми изменениями, которые происходят сегодня в американском обществе
[8, с. 106]. Современная американская семья все чаще представляет собой деловое
партнерство между двумя взрослыми людьми, заключившими брачный контракт.
Родители все чаще отказываются жить совместно с детьми. В эпоху индивидуализма,
известную как «Я-поколение», на первый план выходит личность индивида, а не семья.
Следовательно, основными чертами либеральной концепции в реализации
семейной политики в США являются следующие положения: во-первых, ограничение
государственного вмешательства, при котором само государство предоставляет
минимальные социальные гарантии, делегируя основные обязанности по поддержке
семьи на частный сектор и самих граждан; во-вторых, это использование частных
инициатив (государство приветствует развитие корпоративных программ поддержки
сотрудников, таких как страхование здоровья, отпуск по уходу за ребенком и гибкие
графики работы); в-третьих, это налоговые льготы как основная форма поддержки.
3. Социально-инвестирующая концепция
Указанная концепция реализации семейной политики характерна в первую очередь
для таких европейских стран, как Франция и Германия. Эта модель объединяет
элементы концепции общества всеобщего благосостояния и идей экономической
эффективности, делая акцент на долгосрочных инвестициях в человеческий капитал (то
есть государственных инвестициях в семью с детьми).
М. Кляйн, Т. Вейровски, Р. Кюнкеле отмечают, что одним из ключевых признаков
реализации такой концепции в ФРГ стало принятие в 2008 году закона о демографической
поддержке (Kinderförderungsgesetz). Этот закон нацелен на расширение доступа женщин
к рынку труда путем развития различных организационных форм ухода за детьми,
таких как детские сады (Kindergarten) и другие учреждения, обеспечивающие присмотр
(Aufpassung) и уход (Betreuung) за детьми. Таким образом, акцент сделан на инвестициях
в инфраструктуру детского воспитания [9, с. 684].
Как указывает А.Дж. Черлин, при таком подходе семья и брак рассматриваются как
институционализированная форма «партнерского» контракта, который характеризуется
регулярным взаимодействием между супругами и наличием специфического семейного
капитала (marital-specific capital), что способствует снижению риска развода. Таким
образом, указанный подход обладает высокой объяснительной силой, позволяя детально
анализировать процессы трансформации семейных отношений. Это включает не только
традиционные брачные отношения, но и альтернативные формы, такие как сожительства
или «гражданские браки» [10].
Анализируя семейную политику в ФРГ, Е.А. Капогузов, Р.И. Чупин, М.С.
Харламова справедливо заключают, что семейная политика в Германии строится на
увеличении государственных расходов, направленных на создание развитой социальной
инфраструктуры. Эта политика направлена на повышение рождаемости и создание
условий, при которых женщины могут продолжать профессиональную деятельность, не
отказываясь от семейных обязанностей [11, с. 275].
Как указывает Б. Жаки-Васкес, современная французская семейная политика
фокусируется на двух миссиях: защите и солидарности. Первая подразумевает
государственное вмешательство для защиты прав граждан и детей, когда это необходимо.
Вторая миссия направлена на борьбу с социальным неравенством и рисками,
поддерживая семьи через социальные механизмы [12]. Таким образом, семейная
политика во Франции основана на принципе универсализма, обеспечивающим помощь
всем семьям с детьми, что отражает национальный консенсус о важности комплексной
помощи. Семейная политика отвечает на растущий родительский спрос в условиях
структурных изменений семьи и общества, разрабатывая инновационные механизмы
поддержки, адаптированные к разнообразным потребностям семей.
Согласимся с позицией Е.И. Бражник, И.С. Даниловой, отмечающих, что
особенность французской государственной семейной политики заключается в том, что
она поддерживает родительство, способствуя социальной интеграции родителей и их
коллективной вовлеченности в развитие компетентностного родительства. Она поощряет
личную инициативу семей и рассматривает родительские обязанности отца и матери
как гражданский долг. Несмотря на разнообразие современных французских семей,
существующая поддержка позволяет родителям с минимальными рисками успешно
пройти весь путь от рождения ребенка до достижения им автономии [13, с. 230].
Следовательно, основными чертами данной концепции семейной политики можно
считать следующие: во-первых, поддержка занятости матерей (обеспечение условий
для совмещения работы и семейных обязанностей, включая гибкие графики работы и
частичные рабочие дни); во-вторых, инвестиции государства в образование и развитие
детей (развитие дошкольного образования и раннего развития, а также поддержка
семейных образовательных инициатив); в-третьих, финансовая поддержка семьи с
детьми (системы детских пособий и субсидий для малообеспеченных семей).
4. Смешанная модель семейной политики
Данная концепция государственной семейной политики характерна, в первую
очередь, для Великобритании, сочетает элементы либеральной и социально-
инвестирующей концепций.
Как пишут Т.К. Ростовская и Н.А. Безвербная, в настоящее время семейная
политика в Великобритании переживает период своей трансформации: она постепенно
отходит от либеральной модели невмешательства в дела семьи к осуществлению
инвестиционной поддержки как самих родителей, так и детей, предлагая им различного
рода образовательные и развивающие программы [14, с. 133].
Дж. Миллар, К. Роулингсон, анализируя семейную политику в королевстве, изучают
шаги по увеличению социальной помощи семьям с детьми. Они отмечают, что в 2004
году была принята Концепция социальной поддержки детей, рассчитанная на 10 лет,
предусматривающая расширение социальных гарантий для детей и семей за счет
государственного финансирования. В рамках этой программы государство полностью
финансирует дошкольную подготовку для детей 3-4 лет, увеличило оплачиваемый
декретный отпуск до 8 месяцев, повысило выплаты при рождении ребенка и ввело
оплачиваемый отпуск для отцов. Основной целью семейной политики является
увеличение периода выплат по программам помощи семьям до года и рассмотрение
увеличения отпуска по уходу за ребенком для отцов до 26 недель. Правительство
поддерживает инициативу «Уверенный старт» для помощи бедным и неблагополучным
семьям и планирует расширить сеть социальных услуг, включая медицинское и
социальное обслуживание. Закон о социальном обеспечении детей (2006) возложил на
местные власти обязанность отвечать за политику социального обеспечения семей [15].
Таким образом, основными чертами реализации семейной политики в
Великобритании согласно смешанной модели стали: во-первых, гибкие социальные
программы, сочетающие государственные субсидии и частные инициативы; во-вторых,
таргетированная поддержка (используются программы, ориентированные на помощь
наиболее уязвимым группам, таким как малообеспеченные семьи и одинокие родители);
в-третьих, финансовые стимулы, при которых налоговые льготы и пособия для семей
стимулируют экономическую активность родителей и их самодостаточность.
На основе вышесказанного мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, разнообразие подходов к семейной политике в Европе и США
отражает различные культурные, экономические и исторические условия. Европейские
страны чаще придерживаются концепций всеобщего благосостояния и социальных
инвестиций, акцентируя внимание на равенстве и социальной защите. В то же время
США придерживаются либерального подхода, ориентируясь на индивидуальную
ответственность и рыночные механизмы. Великобритания занимает промежуточное
положение, сочетающее элементы обеих концепций.
Во-вторых, общим для всех концепций является идея оказания государством помощи
семьям с детьми, предоставление работающим матерям права на оплачиваемый отпуск,
поддержка отцовства, налоговые льготы, организация системы дошкольного образования,
предоставление возможностей для обучения ребенка и т. д. При этом разные концепции
предполагают разную степень участия государства в реализации семейной политики, а
также вовлечение или невовлечение в этот процесс частных партнеров (работодателей,
благотворительных организаций и прочее). При этом отметим, что в последние годы
вектор с либеральной концепции смещается в сторону смешанной модели (как в
Великобритании) или к социально-инвестирующей модели (как в Германии и Франции).
Традиционной остается также модель государства всеобщего благосостояния, характерная
для государств Северной Европы (Норвегии, Швеции, Дании).
В-третьих, опыт реализации государственной семейной политики европейских
стран и США может быть полезен и для России. Основные элементы такой семейной
политики включают предоставление отпусков по уходу за детьми, развитие дошкольного
образования и выплату пособий. Достижения в этой области последних десятилетий
включают длинные отпуска по уходу за детьми, расширение дошкольных учреждений,
снижение гендерного неравенства и поддержку одиноких родителей. Однако все равно в
современной Европе и США остаются определенные проблемы (ограниченные размеры
пособий, отсутствие универсальных выплат и нехватка дошкольных учреждений). Ведется
дискуссия относительно улучшения участия отцов в уходе за детьми и снижения нагрузки
на матерей, а также обеспечение финансовой стабильности и личностного развития
всех членов семьи. По мнению западноевропейских ученых, все эти меры обладают
существенным потенциалом для улучшения демографической ситуации в ЕС и США.
References
1. Темирбаева Д.М. Классификация моделей и механизмов семейной политики в
развитых странах // Вестник Карагандинского университета. Серия: Экономи-
ка. 2017. Т. 87, № 3. С. 201-208.
Temirbaeva D.M. Klassifikacija modelej i mehanizmov semejnoj politiki v razvityh
stranah [Classification of Models and Mechanisms of Family Policy in Developed
Countries] // Vestnik Karagandinskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2017. T 87,
№ 3. S.201-208.
2. Daly M. Conceptualizing and Analyzing Family Policy and How It Is Changing //
The Palgrave Handbook of Family Policy // R. Nieuwenhuis, W. V. Lancker. Cham:
Springer Nature, 2020. Р. 25-44.
Daly M. Conceptualizing and Analyzing Family Policy and How It Is Changing //
The Palgrave Handbook of Family Policy // R. Nieuwenhuis, W. V. Lancker. Cham:
Springer Nature, 2020. Р. 25-44.
3. Ковалева О.В. Семейная политика в Западной Европе на рубеже ХХ-ХХ1 веков
// Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: На-
уки об обществе и гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 115-118.
Kovaleva O.V. Semejnaja politika v Zapadnoj Evrope na rubezhe XX-XXI vekov
[Family Policy in Western Europe at the Turn of the XX-XXI Centuries] // Vestnik
Tverskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Nauki ob obshhestve
i gumanitarnye nauki. 2016. № 2. S. 115-118.
4. Lewis J. Work-family balance, gender and policy. Cheltenham, UK: Edward Elgar,
2009.
5. Misra J., Budig M.J. Moller S. Reconciliation Policies and the Effects of Motherhood
on Employment, Earnings and Poverty// Journal of Comparative Policy Analysis:
Research and Practice. 2017. № 9. PP. 135-155.
6. Ooms T The evolution of family policy: Lessons learned, challenges, and hopes for
the future. Journal of Family Theory & Review. 2019. № 11(1). PP. 18-38.
7. Baron J. A brief history of evidence-based policy. Annals of the American Academy
of Political and Social Science. 2018. № 78. PP. 40-50.
8. Шведова Д.В. Pоль семьи в американском обществе и семейная политика //
Женщина в российском обществе. 2011. № 4(61). С. 100-107.
Shvedova D.V. Rol’ sem’i v amerikanskom obshhestve i semejnaja politika [The Role
of the Family in American Society and Family Policy] // Zhenshhina v rossijskom
obshhestve. 2011. № 4(61). S. 100-107.
9. Klein M., Weirowski T., Künkele R. Geburtenwende in Deutschland — was ist dran
und was sind die Ursachen? // Wirtschaftsdienst. 2016. Vol. 96. PP. 682-689.
10. Cherlin, A.J. Degrees of change: An assessment of the deinstitutionalization of
marriage thesis // Journal of Marriage and Family. 2020. № 1 (82). PP. 62-80.
11. Капогузов, Е.А. Институциональный аспект семейной политики OPE: опыт для
Pоссии в свете национальных проектов / Е. А. Капогузов, P. И. Чупин, М. С.
Харламова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, про-
гноз. 2021. Т 14. № 6. С. 275-284.
Jacquey-Vazquez, B. Le soutien a la parentalite, un levier pour l’investissement social
// Informations sociales. — novembre-decembre 2015. № 192.
12. Jacquey-Vazquez, B. Le soutien a la parentalite, un levier pour l’investissement social
// Informations sociales. — novembre-decembre 2015. № 192.
13. Бражник Е.И. Зарубежный опыт: поддержка родительства во Франции / // Соци-
альная и психолого-педагогическая поддержка родительства: опыт, проблемы,
перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции,
Минск, 05 ноября 2019 года. Минск: Учреждение образования «Белорусский
государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. С.
229-232.
Brazhnik E.I. Zarubezhnyj opyt: podderzhka roditel’stva vo Francii [Foreign
Experience: Support for Parenthood in France] // Social’naja i psihologo-
pedagogicheskaja podderzhka roditel’stva: opyt, problemy, perspektivy : Materialy
Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 05 nojabrja 2019 goda.
Minsk: Uchrezhdenie obrazovanija «Belorusskij gosudarstvennyj pedagogicheskij
universitet imeni Maksima Tanka», 2019. S. 229-232.
14. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Сущность и генезис государственной семей-
ной политики Великобритании // Социальная политика и социология. 2019. №
2 (131). С. 125-133.
Rostovskaja T.K., Bezverbnaja N.A. Sushhnost’ i genezis gosudarstvennoj semejnoj
politiki Velikobritanii [The Essence and Genesis of the State Family Policy of Great
Britain] // Social’naja politika i sociologija. 2019. № 2 (131). S. 125-133.
15. Millar J., Rowlingson K. Lone parents and employment: Cross-national comparisons.
UK: Policy press, 2007. 87 p.