ПОНЯТИЕ ЭКОФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
THE CONCEPT OF ECOPHILOSOPHY IN WESTERN EUROPEAN PHILOSOPHICAL DISCOURSE
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 11 (77), № 1, 2025
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 101.3
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Rochnyak Elena Vladimirovna — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and History, V. Shatalov Donetsk State Pedagogical University, Gorlovka.
Email: lero1981@yandex.ru
TYPE: Article
DOI: 10.29039/2413-1695-2025-11-1-23-30
PAGES: from 23 to 30
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: ecophilosophy, ecosophy, human-society-nature triad, Western European philosophical discourse
ABSTRACT (ENGLISH): The article reviews the works of French-, Spanish-, Italian- and German-speaking authors working within the framework of ecophilosophical issues. It analyzes the specifics of their understanding of the term “ecophilosophy” as a rather new, but widely discussed direction of philosophical thought. It is concluded that, despite the differences in approaches, the thinkers unambiguously interpret eco-philosophy as a super-negative discipline with deep ethical roots.
Термин «экофилософия» был введенный философский дискурс в середине 1960-х го-
дов норвежским философом Зигмундом Квалёйем Сетренгом (Sigmund Kvaloy Setreng),
научным руководителем Арне Нэсса, для обозначения своей исследовательской группы
в Университете Осло и получивший свое широкое распространение уже в конце 1980-х
— начале 1990-х годов. Изначально он трактовался достаточно узко, не выходя за рамки
понимания экофилософии как философии экологии: «Экофилософия передает направ-
ленность философской мысли на осмысление недавно возникшей экологической ситу-
ации во всей ее новизне и специфичности с тем, чтобы не допустить ее перерастания в
экологическую катастрофу с самыми трагическими для людей последствиями» [цит. по:
1, с. 300]. При этом сам З.К. Сетренг подчеркивал активный характер экофилософии,
необходимость для профессионального экофилософа не просто размышлять и анализи-
ровать, а переходить непосредственно к экополитическому действию.
Однако на данный момент термин «экофилософия» используется для обозначения
комплексного социально-философского направления, всесторонне исследующего диа-
лектику универсальных законов и всеобщих принципов взаимодействия триады «че-
ловек — общество — природа» с акцентом на необходимость их гармонии, сотворчества,
сотрудничества, понимая мир как нераздельное органическое целое.
Франкоязычные работы по экофилософской проблематике
Среди франкоязычных работ, посвященных проблемам экофилософии, мировую
известность приобрела работа «Три экологии» (1989) Феликса Гваттари (Pierre-Felix
Guattari). Эссе Гваттари — это не только удивительно глубокие и актуальные размыш-
ления и предостережения, но и в какой-то степени программа действий. Мыслитель
указывает, что нужно перестать ассоциировать экологию с людьми, любящими приро-
ду, или группой специалистов, занимающихся наукой экологией, т.к. объект экологии
предельно широк. В своем эссе он обращает внимание на экологический кризис пла-
неты прежде всего с политической, социологической, культурной и психологической
точек зрения, предлагая необходимость реконверсии человеческой жизни исходя из трех
экологий: экологии окружающей среды (environmental), социальной (social) экологии и
ментальной (mental) экологии. Данная концепция о трёх взаимодействующих и взаи-
мозависимых экосистемах природы, общества и разума происходит от концепции трех
экологий, разработанной изначально англо-американский антропологом, биологом, со-
циологом, кибернетиком и философом Грегори Бейтсоном (Gregory Bateson) в работах
«Корни экологических кризисов» (1970) и «Шаги к экологии разума» (1972).
Согласно Гваттари, три основных регистра или уровня, на которых экология имеет
значение, суть окружающая среда, социально-политические отношения и человеческая
субъективность. Красной нитью в его работе проходит мысль о том, что любые ради-
кальные трансформации должны одновременно совершаться как на внутреннем уровне
индивидуального и общественного сознания, так и на внешнем уровне материальной и
социальной среды обитания человека.
В своем эссе Ф. Гваттари определяет экофилософию / экософию как течение мысли,
которое способствует поиску мудрости в разгар глобального экосистемного кризиса.
Там же указывается, что можно считать объектом экософии: «Проблема в том, чтобы
знать, как мы собираемся жить на этой планете отныне, в контексте ускорения науч-
но-технических мутаций и значительного роста населения» [2, с. 8]. Другими словами,
тематизируется разработка трансдисциплинарных знаний, гарантирующих выживание
человеческого вида в гармонии с природой.
В философском поле Франции последних лет следует отметить книгу Шарлотты
Люйкс «Экофилософия. Корни и философские проблемы экологического кризиса» [3],
где экофилософия рассматривается как научный подход, целью которого является изу-
чение проблем, общих для экологии и философии. Автор использует его для создания
собственной модели «интегральной экологии», призванной найти рычаги воздействия
на политических, экономических и промышленных деятелей для того, чтобы их реше-
ния во всех областях были «основаны на экологии и для нее». Ш. Люйкс подчеркивает,
что хотя корни нынешних экологических бедствий глубоко экзистенциальны, пробле-
мы невозможно решить, если отнести их только к области индивидуального сознания.
Нельзя изменить нашу модель общества, изменяя лишь индивидуальные привычки и
представления о мире. Лишь коллективная работа во всех сферах жизни даст толчок для
возникновения новой «устойчивой» цивилизации.
Эта же мысль о необходимости не индивидуального, а коллективного пути в по-
исках выхода из системы цивилизационных кризисов красной нитью проходит через
тексты другой французской мыслительницы и экоактивистки Шарлотты Ласковски, вы-
ставленные на её официальном сайте. «Нашему миру катастрофически не хватает му-
дрости; экофилософия работает над восстановлением смысла работы и знания того, как
жить вместе», — учит Ш. Ласковски [4]. Все современные цифровые, технологические,
научные, медицинские революции помогают лишь на время приспособиться к миру, в
то время как требуется его изменить. Причем эти изменения должны базироваться на
прочной связи между экономическим развитием и экологической ответственностью. И
именно экофилософия должна обеспечить теоретическую базу данной связи.
Собственно, это требование и становится причиной проведения во Франции кон-
ференций и симпозиумов по экофилософской проблематике международного уровня,
например, международный симпозиум в Университете Paris Ouest Nanterre Defense, ак-
тивными участниками которого являются, например, специалист по философии окру-
жающей среды и философии животных Хишам-Стефан Афейсса (Hicham-Stephane
Afeissa) и психиатр и психоаналитик Тьерри Мельхиор (Thierry Melchior), развивший
концепцию экофилософии в своей книге «Создать реальность».
Испаноязычные экофилософские труды
Представители испаноязычной философии Ана Элена де Вильялобос (Ana Elena de
Villalobos) и Сандра Уичич (Sandra Uicich) рассматривают экофилософию как междис-
циплинарный подход к экологическим проблемам, при котором «наука и философия де-
лают ставку на плодотворное понимание и прежде всего на переосмысление отношений
человека и природы» [5]. При этом экофилософия становится «не агентом, смягчающим
последствия технократической культуры для природы, а скорее агентом, преобразую-
щим этическую приверженность общества природе» [Там же]. Практический путь к
сохранению биоразнообразия заключается в обеспечении разумного уровня жизни для
всех людей, при котором одни должны снизить свои потребности, чтобы другие могли
выбраться из абсолютной бедности.
Авторы критикуют антропоцентрический поход, известный под. названим «устой-
чивого развития», при котором «устанавливается дуализм между природой и человече-
ством, где управление природой необходимо для того, чтобы не истощать ресурсы» [Там
же]. Их также не устраивает биоцентрический подход глубинной экологии, поскольку
его индивидуалистический пафос не позволил «дать адекватный ответ экологическому
кризису» [Там же]. Выход они видят в экоцентризме как сосредоточении на экосисте-
мах. В основе экоцентризма лежит то, что люди развились, будучи погруженными в
сложную сеть взаимосвязей неиндивидуальных объектов окружающей среды, таких как
виды, природные популяции, сообщества, экосистемы и вся биосфера Земли.
Акцент на защите и поддержании экосистем, а не отдельных форм жизни, на соли-
дарности людей, живущих по всему миру, а не на индивидуальном мировосприятии и
поведении, на повышении качества жизни всех и каждого через внедрение экономики
счастья, а не экономики сверх-потребления делается также в работе Алисии Ирен Бу-
галло (Alicia Irene Bugallo) [6].
Испано-индийский философ и теолог Раймон Паниккар (Raimon Panikkar) использу-
ет термин «экософия» во многих своих текстах (например, «Экософия: новая мудрость.
Для духовности земли» (1993) [7], «Экософия. Мудрость земли» (2015) [8]). Под ним
он подразумевает мудрость, присущую нашей планете Земля как субъекту, как живо-
му существу и как «матери» (во многих культурах обычно используется выражение
«мать-земля»), которая знает, как заботиться о своих существах. Вместо антропоцен-
тризма, который, по его мнению, предвзят и несбалансирован, Паниккар предлагает
космотеандризм. Данный термин происходит от добавления слова cosmo- к «теандриз-
му», которое в греческой этимологии означает союз бога и человека (theos + andros,
или даже anthropos), указывая, что измерения Бога, Человека и Космоса не могут быть
поняты друг без друга.
Экофилософские исследования в Италии
Что касается итальяноязычного философского дискурса, то несмотря на большой
корпус работ представителей различных природоохранных движений и экокрити-
ков (напр. Серенелла Иовино (Serenella Iovino), Делла Валентина Джанлуиджи (Della
Valentina Gianluigi), Федерико Паолини (Federico Paolini)), термин «экофилософия»
практически не встречается в научном обороте. Единственным исключением, которое
нам удалось найти — это отсылка на интервью в 2007 г. с некоторыми членами Экофило-
софской ассоциации Тревизо («Associazione Eco-Filosofica di Treviso»), существующей с
1980 г. в Венеции. В нем экофилософия характеризуется как «активная, актуальная фи-
лософия, способная влиять на общество и не сводящаяся к эрудиции и академизму» [9].
Экофилософская культура базируется на идее устойчивости и уважения ко всем суще-
ствам и её активное внедрение и распространение, в том числе через образовательные
учреждения и добровольческие движения.
Ситуация с исследованиями по экофилософии в Германии
Немецкоязычный термин «Ökophilosophie» на онлайн-странице академических сло-
варей и энциклопедий трактуется как «философия экологической гармонии и равнове-
сия», а также обозначает «область практики» в экологической сфере [10].
Отметим, что хотя в Германии экологические идеи получили высокий уровень рас-
пространения (например, различного рода зелёные движения, эковолонтерство), однако
в плане философского осмысления проблемы у немцев, в отличие от французов или
испанцев, нет фигур действительно мирового уровня. Именно поэтому все найденные
нами работы, так или иначе связанные с экофилософской тематикой, были переводными
изданиями, в том числе с русского языка.
Исключением стали исследования антрополога и специалиста по биоэтике Дитера
Бирнбахера (Dieter Birnbacher), например, «Ответственность перед будущими поколе-
ниями» [11], «Биоэтика между природой и интересом» [12] и, естественно «Экофило-
софия» [13], в которых хотя и не рассматриваются непосредственно сущность экофи-
лосфии и её проблемы, однако подчеркивается потребность в сотрудничестве между
философией и эмпирическими дисциплинами в сфере экологии во имя настоящего и
будущего человечества.
Также одним из признанных авторитетов в области философских вопросов эколо-
гии является Витторио Хёсле (Vittorio Hösle), который, впрочем, не использует термин
«экофилософия», считая необходимым «создание философии экологического кризиса»
[14, с. 9] на основе анализа его причин и осмысления путей экологизации материаль-
ного производства с целью выработки обоснованной стратегии экологического выжи-
вания человечества. Он уверен в практикоориентированном характере создаваемой им
дисциплины. Это можно увидеть из его заключения о том, что «эта дисциплина (фи-
лософия экологического кризиса. — Е.Р.) не вправе ограничиваться лишь констатацией
метафизического измерения опасности и ее генезиса» [15, с. 8]. В качестве аргумента
он приводит следующий убедительный пример: «Представим себе, что мы оказались
посреди замерзшего озера. Лед трещит под ногами так, что опасность очевидна. Но
только знать о ней — недостаточно; от гибели надо искать спасение. И мы надеемся на
то, что с помощью света философии сможем заметить спасительный берег, скрытый от
нашего взора сильным туманом. Более того, философия поможет нам избрать верный
путь, и мы будем продолжать двигаться вперед, так как путь назад гораздо длиннее, чем
путь вперед» [Там же, с. 7].
В идейном диалоге с предыдущим автором выступает представитель так называ-
емой «третьей волны» Франкфуртской школы Конрад Отт (Konrad Ott), специализи-
рующийся на проблемах экологической и климатической этики и ведущий активную
общественную и политическую деятельность. Его работы в основном касаются теории
устойчивого развития и политической справедливости. В них он проводит мысль о том,
что связь между дискурсом об устойчивости и справедливости является средством при-
мирения между сохранением природы и её активным формированием силами человека
[см., напр., 16, 17, 18].
И последним значимым немецким исследователем, работающем в экофилософском
русле, является Фридеманн-Экарт Шварцкопф (Friedemann-Eckart Schwarzkopf). Свою
цель он видит в изучении влияния человеческого сознания на внешнюю реальность, в
том числе и на природу, акцентируя внимание на вопросе экологии сознания и призывая
изменить ценностные установки западного — излишнего и тривиального — потребитель-
ства, граничащего со вседозволенностью, для решения глобальных проблем современ-
ности: экологического кризиса, социальной поляризации и дисбаланса сил между гло-
бальным Севером и глобальным Югом. Моральным ядром такого рода трансформации
должна стать любовь к природе, к Богу, к ближнему, к себе. Именно любовь позволит
человеку преодолеть собственный эгоизм и остановиться в своем стремлении брать от
другого больше, чем это ему реально нужно для жизни [19].
Заключение
Таким образом, проанализировав наличные определения экофилософии и подходы
к экофилософской проблематике в западноевропейском дискурсе, мы можем резюмиро-
вать, что в подавляющем большинстве случаев подчеркивается её сверхинегративный,
интердисциплинарный характер, глубокие этические корни, отказ от радикального ан-
тропоцентризма и общественная форма выраженности. Также отметим, что несмотря
на обстоятельную разработанность проблемы, богатую палитру точек зрения, выска-
занных различными авторами в своих исследованиях, проблема сущности и специфики
экофилософии остается открытой для дальнейшего изучения.
References
- Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2014.
Gorelov A.A. Osnovy filosofii [Fundamentals of Philosophy]. Moscow: Akademija, 2014.
- Guattari F. The Three Ecologies. Bloomsbury Academic, 2014.
Guattari F. The Three Ecologies. Bloomsbury Academic, 2014.
- Luyckx Ch. Ecophilosophie. Racines et enjeux philosophiques de la crise ecologique.
Luyckx Ch. Ecophilosophie. Racines et enjeux philosophiques de la crise ecologique. Academia, 2020.Academia, 2020. - Charlotte Laskowski. URL: http://ecophie.commtelier-kronos.html (дата обраще-
ния: 02.08.2024)
Charlotte Laskowski. URL: http://ecophie.commtelier-kronos.html (data
obrashhenija: 02.08.2024)
- Villalobos A.E. de y Uicich S. Ecofilosofia: disciplina y arte en la relacion del
hombre con la naturaleza. URL: https://bahiablanca.conicet.gov.ar/boletin/boletin29/
indexde6c.html?option=com_content&view=article&id=2365&Itemid=1269#:~:te
xt=La%20ecofilosof%C3%ADa%20es%20una%20disciplina,han%20causado%20
el%20deterioro%20ambiental (дата обращения: 02.08.2024)
Villalobos A.E. de y Uicich S. Ecofilosofia: disciplina y arte en la relacion del
hombre con la naturaleza. URL: https://bahiablanca.conicet.gov.ar/boletin/boletin29/
indexde6c.html?option=com_content&view=article&id=2365&Itemid=1269#:~:te
xt=La%20ecofilosof%C3%ADa%20es%20una%20disciplina,han%20causado%20
el%20deterioro%20ambiental (data obrashhenija: 02.08.2024)
- Bugallo A.I. Espacio interdisciplinar para las ciencias y la ecofilosofia // Ludus
Vitalis. 2006. vol. XIV. num. 26. pp. 207-210. - Ecosofia: la nuova saggezza. Per una spiritualita della terra, Cittadella, Assisi (PG),
1993.
Ecosofia: la nuova saggezza. Per una spiritualita della terra, Cittadella, Assisi (PG),
1993.
- Ecosofia. La saggezza della terra. Jaca Book, 2015.
Ecosofia. La saggezza della terra. Jaca Book, 2015.
- Zarelli E. Ecologia, decrescita e non dualita: una cultura ecofilosofica per il nostro
tempo // Consapevole. URL: https://www.viviconsapevole.it/articoli/ecologia-
decrescita-e-non-dualita.php (дата обращения: 10.09.2024)
Zarelli E. Ecologia, decrescita e non dualita: una cultura ecofilosofica per il nostro
tempo // Consapevole. URL: https://www.viviconsapevole.it/articoli/ecologia-
decrescita-e-non-dualita.php (data obrashhenija: 10.09.2024)
- Academic dictionaries and enciclopedias. URL: https://de-academic.com/dic.nsf/
dewiki/2640139 (дата обращения: 10.09.2024)
Academic dictionaries and enciclopedias. URL: https://de-academic.com/dic.nsf/
dewiki/2640139 (data obrashhenija: 10.09.2024)
11. Birnbacher D. Verantwortung für zukünftige Generationen. Stuttgart: Reclam, 1988.
Birnbacher D. Verantwortung für zukünftige Generationen. Stuttgart: Reclam, 1988.
- Birnbacher D. Bioethik zwischen Natur und Interesse. Frankfurt/M.: Suhrkamp,
2006.
Birnbacher D. Bioethik zwischen Natur und Interesse. Frankfurt/M.: Suhrkamp,
2006.
13. Birnbacher D. Ökophilosophie. Stuttgart: Reclam, 1997.
Birnbacher D. Ökophilosophie. Stuttgart: Reclam, 1997.
- Hösle V. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. München : Beck,
Cop., 1991.
Hösle V. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. München : Beck, Cop., 1991.
15. Хёсле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.
Hjosle V. Filosofija i jekologija [Philosophy and Ecology]. Moscow: Nauka, 1993.
16. Ott K. Ökologie und Ethik: Ein Versuch praktischer Philosophie. Tübingen : Attempto
Ott K. Ökologie und Ethik: Ein Versuch praktischer Philosophie. Tübingen : Attempto
Verlag, 1993.Verlag, 1993.
17. Ott K. Vom Begründen zum Handeln: Aufsätze zur angewandten Ethik. Tübingen :
Ott K. Vom Begründen zum Handeln: Aufsätze zur angewandten Ethik. Tübingen :
Attempto Verlag, 1996.Attempto Verlag, 1996.
18. Ott K. Technikfolgenabschätzung und Ethik: Eine Verhältnisbestimmung in Theorie
und Praxis. Zürich: ETH, 2000.
Ott K. Technikfolgenabschätzung und Ethik: Eine Verhältnisbestimmung in Theorie
und Praxis. Zürich: ETH, 2000. Schwarzkopf F. Die Metamorphose des Gegebenen: eine Ökologie des Bewusstseins. Novalis-Verlag, 2001.
19. Schwarzkopf F. Die Metamorphose des Gegebenen: eine Ökologie des Bewusstseins.
Novalis-Verlag, 2001.