Понятие экофилософии в западноевропейском философском дискурсе

ПОНЯТИЕ ЭКОФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

THE CONCEPT OF ECOPHILOSOPHY IN WESTERN EUROPEAN PHILOSOPHICAL DISCOURSE

JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES » 

Volume 11 (77), № 1, 2025

Publicationtext (PDF): Download

UDK: 101.3

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Rochnyak Elena Vladimirovna — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and History, V. Shatalov Donetsk State Pedagogical University, Gorlovka.

Email: lero1981@yandex.ru

TYPE: Article

DOI: 10.29039/2413-1695-2025-11-1-23-30

PAGES: from 23 to 30

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:  ecophilosophy, ecosophy, human-society-nature triad, Western European philosophical discourse

ABSTRACT (ENGLISH): The article reviews the works of French-, Spanish-, Italian- and German-speaking authors working within the framework of ecophilosophical issues. It analyzes the specifics of their understanding of the term “ecophilosophy” as a rather new, but widely discussed direction of philosophical thought. It is concluded that, despite the differences in approaches, the thinkers unambiguously interpret eco-philosophy as a super-negative discipline with deep ethical roots.

Термин «экофилософия» был введенный философский дискурс в середине 1960-х го-
дов норвежским философом Зигмундом Квалёйем Сетренгом (Sigmund Kvaloy Setreng),
научным руководителем Арне Нэсса, для обозначения своей исследовательской группы
в Университете Осло и получивший свое широкое распространение уже в конце 1980-х
— начале 1990-х годов. Изначально он трактовался достаточно узко, не выходя за рамки
понимания экофилософии как философии экологии: «Экофилософия передает направ-
ленность философской мысли на осмысление недавно возникшей экологической ситу-
ации во всей ее новизне и специфичности с тем, чтобы не допустить ее перерастания в
экологическую катастрофу с самыми трагическими для людей последствиями» [цит. по:
1, с. 300]. При этом сам З.К. Сетренг подчеркивал активный характер экофилософии,
необходимость для профессионального экофилософа не просто размышлять и анализи-
ровать, а переходить непосредственно к экополитическому действию.

Однако на данный момент термин «экофилософия» используется для обозначения
комплексного социально-философского направления, всесторонне исследующего диа-
лектику универсальных законов и всеобщих принципов взаимодействия триады «че-
ловек — общество — природа» с акцентом на необходимость их гармонии, сотворчества,
сотрудничества, понимая мир как нераздельное органическое целое.

Франкоязычные работы по экофилософской проблематике

Среди франкоязычных работ, посвященных проблемам экофилософии, мировую
известность приобрела работа «Три экологии» (1989) Феликса Гваттари (Pierre-Felix
Guattari). Эссе Гваттари — это не только удивительно глубокие и актуальные размыш-
ления и предостережения, но и в какой-то степени программа действий. Мыслитель
указывает, что нужно перестать ассоциировать экологию с людьми, любящими приро-
ду, или группой специалистов, занимающихся наукой экологией, т.к. объект экологии
предельно широк. В своем эссе он обращает внимание на экологический кризис пла-
неты прежде всего с политической, социологической, культурной и психологической
точек зрения, предлагая необходимость реконверсии человеческой жизни исходя из трех
экологий: экологии окружающей среды (environmental), социальной (social) экологии и
ментальной (mental) экологии. Данная концепция о трёх взаимодействующих и взаи-
мозависимых экосистемах природы, общества и разума происходит от концепции трех
экологий, разработанной изначально англо-американский антропологом, биологом, со-
циологом, кибернетиком и философом Грегори Бейтсоном (Gregory Bateson) в работах
«Корни экологических кризисов» (1970) и «Шаги к экологии разума» (1972).

Согласно Гваттари, три основных регистра или уровня, на которых экология имеет
значение, суть окружающая среда, социально-политические отношения и человеческая
субъективность. Красной нитью в его работе проходит мысль о том, что любые ради-
кальные трансформации должны одновременно совершаться как на внутреннем уровне
индивидуального и общественного сознания, так и на внешнем уровне материальной и
социальной среды обитания человека.

В своем эссе Ф. Гваттари определяет экофилософию / экософию как течение мысли,
которое способствует поиску мудрости в разгар глобального экосистемного кризиса.
Там же указывается, что можно считать объектом экософии: «Проблема в том, чтобы
знать, как мы собираемся жить на этой планете отныне, в контексте ускорения науч-
но-технических мутаций и значительного роста населения» [2, с. 8]. Другими словами,
тематизируется разработка трансдисциплинарных знаний, гарантирующих выживание
человеческого вида в гармонии с природой.

В философском поле Франции последних лет следует отметить книгу Шарлотты
Люйкс «Экофилософия. Корни и философские проблемы экологического кризиса» [3],
где экофилософия рассматривается как научный подход, целью которого является изу-
чение проблем, общих для экологии и философии. Автор использует его для создания
собственной модели «интегральной экологии», призванной найти рычаги воздействия
на политических, экономических и промышленных деятелей для того, чтобы их реше-
ния во всех областях были «основаны на экологии и для нее». Ш. Люйкс подчеркивает,
что хотя корни нынешних экологических бедствий глубоко экзистенциальны, пробле-
мы невозможно решить, если отнести их только к области индивидуального сознания.
Нельзя изменить нашу модель общества, изменяя лишь индивидуальные привычки и
представления о мире. Лишь коллективная работа во всех сферах жизни даст толчок для
возникновения новой «устойчивой» цивилизации.

Эта же мысль о необходимости не индивидуального, а коллективного пути в по-
исках выхода из системы цивилизационных кризисов красной нитью проходит через
тексты другой французской мыслительницы и экоактивистки Шарлотты Ласковски, вы-
ставленные на её официальном сайте. «Нашему миру катастрофически не хватает му-
дрости; экофилософия работает над восстановлением смысла работы и знания того, как
жить вместе», — учит Ш. Ласковски [4]. Все современные цифровые, технологические,
научные, медицинские революции помогают лишь на время приспособиться к миру, в
то время как требуется его изменить. Причем эти изменения должны базироваться на
прочной связи между экономическим развитием и экологической ответственностью. И
именно экофилософия должна обеспечить теоретическую базу данной связи.

Собственно, это требование и становится причиной проведения во Франции кон-
ференций и симпозиумов по экофилософской проблематике международного уровня,
например, международный симпозиум в Университете Paris Ouest Nanterre Defense, ак-
тивными участниками которого являются, например, специалист по философии окру-
жающей среды и философии животных Хишам-Стефан Афейсса (Hicham-Stephane
Afeissa) и психиатр и психоаналитик Тьерри Мельхиор (Thierry Melchior), развивший
концепцию экофилософии в своей книге «Создать реальность».

Испаноязычные экофилософские труды

Представители испаноязычной философии Ана Элена де Вильялобос (Ana Elena de
Villalobos) и Сандра Уичич (Sandra Uicich) рассматривают экофилософию как междис-
циплинарный подход к экологическим проблемам, при котором «наука и философия де-
лают ставку на плодотворное понимание и прежде всего на переосмысление отношений
человека и природы» [5]. При этом экофилософия становится «не агентом, смягчающим
последствия технократической культуры для природы, а скорее агентом, преобразую-
щим этическую приверженность общества природе» [Там же]. Практический путь к
сохранению биоразнообразия заключается в обеспечении разумного уровня жизни для
всех людей, при котором одни должны снизить свои потребности, чтобы другие могли
выбраться из абсолютной бедности.

Авторы критикуют антропоцентрический поход, известный под. названим «устой-
чивого развития», при котором «устанавливается дуализм между природой и человече-
ством, где управление природой необходимо для того, чтобы не истощать ресурсы» [Там
же]. Их также не устраивает биоцентрический подход глубинной экологии, поскольку
его индивидуалистический пафос не позволил «дать адекватный ответ экологическому
кризису» [Там же]. Выход они видят в экоцентризме как сосредоточении на экосисте-
мах. В основе экоцентризма лежит то, что люди развились, будучи погруженными в
сложную сеть взаимосвязей неиндивидуальных объектов окружающей среды, таких как
виды, природные популяции, сообщества, экосистемы и вся биосфера Земли.

Акцент на защите и поддержании экосистем, а не отдельных форм жизни, на соли-
дарности людей, живущих по всему миру, а не на индивидуальном мировосприятии и
поведении, на повышении качества жизни всех и каждого через внедрение экономики
счастья, а не экономики сверх-потребления делается также в работе Алисии Ирен Бу-
галло (Alicia Irene Bugallo) [6].

Испано-индийский философ и теолог Раймон Паниккар (Raimon Panikkar) использу-
ет термин «экософия» во многих своих текстах (например, «Экософия: новая мудрость.
Для духовности земли» (1993) [7], «Экософия. Мудрость земли» (2015) [8]). Под ним
он подразумевает мудрость, присущую нашей планете Земля как субъекту, как живо-
му существу и как «матери» (во многих культурах обычно используется выражение
«мать-земля»), которая знает, как заботиться о своих существах. Вместо антропоцен-
тризма, который, по его мнению, предвзят и несбалансирован, Паниккар предлагает
космотеандризм. Данный термин происходит от добавления слова cosmo- к «теандриз-
му», которое в греческой этимологии означает союз бога и человека (theos + andros,
или даже anthropos), указывая, что измерения Бога, Человека и Космоса не могут быть
поняты друг без друга.

Экофилософские исследования в Италии

Что касается итальяноязычного философского дискурса, то несмотря на большой
корпус работ представителей различных природоохранных движений и экокрити-
ков (напр. Серенелла Иовино (Serenella Iovino), Делла Валентина Джанлуиджи (Della
Valentina Gianluigi), Федерико Паолини (Federico Paolini)), термин «экофилософия»
практически не встречается в научном обороте. Единственным исключением, которое
нам удалось найти — это отсылка на интервью в 2007 г. с некоторыми членами Экофило-
софской ассоциации Тревизо («Associazione Eco-Filosofica di Treviso»), существующей с
1980 г. в Венеции. В нем экофилософия характеризуется как «активная, актуальная фи-
лософия, способная влиять на общество и не сводящаяся к эрудиции и академизму» [9].
Экофилософская культура базируется на идее устойчивости и уважения ко всем суще-
ствам и её активное внедрение и распространение, в том числе через образовательные
учреждения и добровольческие движения.

Ситуация с исследованиями по экофилософии в Германии

Немецкоязычный термин «Ökophilosophie» на онлайн-странице академических сло-
варей и энциклопедий трактуется как «философия экологической гармонии и равнове-
сия», а также обозначает «область практики» в экологической сфере [10].

Отметим, что хотя в Германии экологические идеи получили высокий уровень рас-
пространения (например, различного рода зелёные движения, эковолонтерство), однако
в плане философского осмысления проблемы у немцев, в отличие от французов или
испанцев, нет фигур действительно мирового уровня. Именно поэтому все найденные
нами работы, так или иначе связанные с экофилософской тематикой, были переводными
изданиями, в том числе с русского языка.

Исключением стали исследования антрополога и специалиста по биоэтике Дитера
Бирнбахера (Dieter Birnbacher), например, «Ответственность перед будущими поколе-
ниями» [11], «Биоэтика между природой и интересом» [12] и, естественно «Экофило-
софия» [13], в которых хотя и не рассматриваются непосредственно сущность экофи-
лосфии и её проблемы, однако подчеркивается потребность в сотрудничестве между
философией и эмпирическими дисциплинами в сфере экологии во имя настоящего и
будущего человечества.

Также одним из признанных авторитетов в области философских вопросов эколо-
гии является Витторио Хёсле (Vittorio Hösle), который, впрочем, не использует термин
«экофилософия», считая необходимым «создание философии экологического кризиса»
[14, с. 9] на основе анализа его причин и осмысления путей экологизации материаль-
ного производства с целью выработки обоснованной стратегии экологического выжи-
вания человечества. Он уверен в практикоориентированном характере создаваемой им
дисциплины. Это можно увидеть из его заключения о том, что «эта дисциплина (фи-
лософия экологического кризиса. — Е.Р.) не вправе ограничиваться лишь констатацией
метафизического измерения опасности и ее генезиса» [15, с. 8]. В качестве аргумента
он приводит следующий убедительный пример: «Представим себе, что мы оказались
посреди замерзшего озера. Лед трещит под ногами так, что опасность очевидна. Но
только знать о ней — недостаточно; от гибели надо искать спасение. И мы надеемся на
то, что с помощью света философии сможем заметить спасительный берег, скрытый от
нашего взора сильным туманом. Более того, философия поможет нам избрать верный
путь, и мы будем продолжать двигаться вперед, так как путь назад гораздо длиннее, чем
путь вперед» [Там же, с. 7].

В идейном диалоге с предыдущим автором выступает представитель так называ-
емой «третьей волны» Франкфуртской школы Конрад Отт (Konrad Ott), специализи-
рующийся на проблемах экологической и климатической этики и ведущий активную
общественную и политическую деятельность. Его работы в основном касаются теории
устойчивого развития и политической справедливости. В них он проводит мысль о том,
что связь между дискурсом об устойчивости и справедливости является средством при-
мирения между сохранением природы и её активным формированием силами человека
[см., напр., 16, 17, 18].

И последним значимым немецким исследователем, работающем в экофилософском
русле, является Фридеманн-Экарт Шварцкопф (Friedemann-Eckart Schwarzkopf). Свою
цель он видит в изучении влияния человеческого сознания на внешнюю реальность, в
том числе и на природу, акцентируя внимание на вопросе экологии сознания и призывая
изменить ценностные установки западного — излишнего и тривиального — потребитель-
ства, граничащего со вседозволенностью, для решения глобальных проблем современ-
ности: экологического кризиса, социальной поляризации и дисбаланса сил между гло-
бальным Севером и глобальным Югом. Моральным ядром такого рода трансформации
должна стать любовь к природе, к Богу, к ближнему, к себе. Именно любовь позволит
человеку преодолеть собственный эгоизм и остановиться в своем стремлении брать от
другого больше, чем это ему реально нужно для жизни [19].

Заключение

Таким образом, проанализировав наличные определения экофилософии и подходы
к экофилософской проблематике в западноевропейском дискурсе, мы можем резюмиро-
вать, что в подавляющем большинстве случаев подчеркивается её сверхинегративный,
интердисциплинарный характер, глубокие этические корни, отказ от радикального ан-
тропоцентризма и общественная форма выраженности. Также отметим, что несмотря
на обстоятельную разработанность проблемы, богатую палитру точек зрения, выска-
занных различными авторами в своих исследованиях, проблема сущности и специфики
экофилософии остается открытой для дальнейшего изучения.

References

  1. Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2014.

Gorelov A.A. Osnovy filosofii [Fundamentals of Philosophy]. Moscow: Akademija, 2014.

  1. Guattari F. The Three Ecologies. Bloomsbury Academic, 2014.

Guattari F. The Three Ecologies. Bloomsbury Academic, 2014.

  1. Luyckx Ch. Ecophilosophie. Racines et enjeux philosophiques de la crise ecologique.
    Luyckx Ch. Ecophilosophie. Racines et enjeux philosophiques de la crise ecologique. Academia, 2020.Academia, 2020.
  2. Charlotte Laskowski. URL: http://ecophie.commtelier-kronos.html (дата обраще-
    ния: 02.08.2024)

Charlotte Laskowski. URL: http://ecophie.commtelier-kronos.html (data

obrashhenija: 02.08.2024)

  1. Villalobos A.E. de y Uicich S. Ecofilosofia: disciplina y arte en la relacion del
    hombre con la naturaleza. URL: https://bahiablanca.conicet.gov.ar/boletin/boletin29/
    indexde6c.html?option=com_content&view=article&id=2365&Itemid=1269#:~:te
    xt=La%20ecofilosof%C3%ADa%20es%20una%20disciplina,han%20causado%20
    el%20deterioro%20ambiental (дата обращения: 02.08.2024)

Villalobos A.E. de y Uicich S. Ecofilosofia: disciplina y arte en la relacion del

hombre con la naturaleza. URL: https://bahiablanca.conicet.gov.ar/boletin/boletin29/

indexde6c.html?option=com_content&view=article&id=2365&Itemid=1269#:~:te

xt=La%20ecofilosof%C3%ADa%20es%20una%20disciplina,han%20causado%20

el%20deterioro%20ambiental (data obrashhenija: 02.08.2024)

  1. Bugallo A.I. Espacio interdisciplinar para las ciencias y la ecofilosofia // Ludus
    Vitalis. 2006. vol. XIV. num. 26. pp. 207-210.
  2. Ecosofia: la nuova saggezza. Per una spiritualita della terra, Cittadella, Assisi (PG),
    1993.

Ecosofia: la nuova saggezza. Per una spiritualita della terra, Cittadella, Assisi (PG),

1993.

  1. Ecosofia. La saggezza della terra. Jaca Book, 2015.

Ecosofia. La saggezza della terra. Jaca Book, 2015.

  1. Zarelli E. Ecologia, decrescita e non dualita: una cultura ecofilosofica per il nostro
    tempo // Consapevole. URL: https://www.viviconsapevole.it/articoli/ecologia-
    decrescita-e-non-dualita.php
     (дата обращения: 10.09.2024)

Zarelli E. Ecologia, decrescita e non dualita: una cultura ecofilosofica per il nostro

tempo // Consapevole. URL: https://www.viviconsapevole.it/articoli/ecologia-

decrescita-e-non-dualita.php (data obrashhenija: 10.09.2024)

  1. Academic dictionaries and enciclopedias. URL: https://de-academic.com/dic.nsf/
    dewiki/2640139 (дата обращения: 10.09.2024)

Academic dictionaries and enciclopedias. URL: https://de-academic.com/dic.nsf/

dewiki/2640139 (data obrashhenija: 10.09.2024)

11. Birnbacher D. Verantwortung für zukünftige Generationen. Stuttgart: Reclam, 1988.

Birnbacher D. Verantwortung für zukünftige Generationen. Stuttgart: Reclam, 1988.

  1. Birnbacher D. Bioethik zwischen Natur und Interesse. Frankfurt/M.: Suhrkamp,
    2006.

Birnbacher D. Bioethik zwischen Natur und Interesse. Frankfurt/M.: Suhrkamp,

2006.

13. Birnbacher D. Ökophilosophie. Stuttgart: Reclam, 1997.

Birnbacher D. Ökophilosophie. Stuttgart: Reclam, 1997.

  1. Hösle V. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. München : Beck,
    Cop., 1991.

Hösle V. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. München : Beck, Cop., 1991.

15. Хёсле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.

Hjosle V. Filosofija i jekologija [Philosophy and Ecology]. Moscow: Nauka, 1993.

16. Ott K. Ökologie und Ethik: Ein Versuch praktischer Philosophie. Tübingen : Attempto
Ott K. Ökologie und Ethik: Ein Versuch praktischer Philosophie. Tübingen : Attempto

Verlag, 1993.Verlag, 1993.

17. Ott K. Vom Begründen zum Handeln: Aufsätze zur angewandten Ethik. Tübingen :
Ott K. Vom Begründen zum Handeln: Aufsätze zur angewandten Ethik. Tübingen :

Attempto Verlag, 1996.Attempto Verlag, 1996.

18. Ott K. Technikfolgenabschätzung und Ethik: Eine Verhältnisbestimmung in Theorie
und Praxis. Zürich: ETH, 2000.

Ott K. Technikfolgenabschätzung und Ethik: Eine Verhältnisbestimmung in Theorie

und Praxis. Zürich: ETH, 2000. Schwarzkopf F. Die Metamorphose des Gegebenen: eine Ökologie des Bewusstseins. Novalis-Verlag, 2001.

19. Schwarzkopf F. Die Metamorphose des Gegebenen: eine Ökologie des Bewusstseins.
Novalis-Verlag, 2001.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login 2025 macaoslot official isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor RTP interwin interwin login STARWIN88 Official Situs Slot Online Scatter Hitam Mahjong Thailand Interwin # Login Situs Slot Gacor Hoki Slot Interwin Mudah Jackpot Interwin Aplikasi Slot Yang Mudah Digunakan Interwin The Best Gaming Site Online Ez Win No Dark System Only Black Scatter Daftar Situs Slot Deposit Qris 2025 Tanpa Potongan Interwin Interwin Bonus Slot Gacor Melimpah Special Untuk Kaum Deadwood Pemburu Scatter Hitam Interwin: Raja Slot Gacor untuk Kemenangan Maksimal Interwin: Rumahnya Slot Gacor dan Jackpot Menggoda INTERWIN Link Slot Demo Game Terlengkap Server Luar Thailand Interwin Slot - Situs Slot Akun Resmi Indonesia Terpercaya 2025 INTERWIN Official Link Situs Slot Casino online Tergacor INTERWIN Game Slot Penghasil Uang Langsung ke Dana Terbukti Membayar Interwin Link Slot Hoki Asia Terpercaya Pragmatic Play Interwin Slot | Situs Slot Gacor Gampang Menang Terbaru Hari ini INTERWIN Link Slot Hoki Gacor Deposit Qris dijamin crot scatter INTERWIN Slot Hoki Gacor Server Thailand Pasti Jackpot Interwin Official Link Situs Anti Phising & Scam Hanya Disini Slot Depo Dana Hari Ini Tanpa Potongan Interwin Official Slot Deposit Kripto Usdt Rate Tertinggi Interwin Official Interwin Login interwin link alternatif Rtp Interwin Interwin Info Gampang Maxwin Interwin Situs Resmi untuk Maxwin Gampang dan RTP Tinggi Interwin Cek RTP Situs Slot Online Tertinggi Hari Ini Interwin Slot Thailand Terbaik 2025 INTERWIN Link Slot Demo Anti Rungkad Kemenangan Maxwin 2025 Interwin Official Link Situs Interwin Gacor Malam ini Terbaru dan Website Interwin Resmi Terpercaya Interwin 愛 Login Website Pencari Cuan Tergampang Di Indonesia Interwin: Situs Judi Slot Online Gacor Terpercaya Link Slot88 INTERWIN Gacor Pusat Game Online Penghasil Uang Terpercaya 2025 Interwin Official The King of Slot Games with the Highest Winning Rate & Rtp Live Interwin Login slot Interwin daftar interwin link Interwin Login alternatif rtp Interwin STARWIN88 Link Alternatif Resmi Slot Hoki Gacor deposit Qris ROYALSLOT Login Akun Situs Slot Resmi dengan Game Terlengkap 2025 ROYALSLOT Link Alternatif Slot Qris Depo 25k Server Thailand Terbaik IBET44 Login Link Alternatif IBET44 Link Alternatif Situs Bandar Slot TOTO deposit Qris 25k Terbaik ISPORT365 Slot Login Link Alternatif Scatter Hitam Mahjong 2025 ISPORT365 Official High Quality Slot Online Games best profit recommended RTP MACAOSLOT Login Link Alternatif Game Slot Persentase Kemenangan Tertinggi 2025 MACAOSLOT Link Alternatif Slot Hoki Gacor Depo 25k gampang Maxwin STARWIN88 Login Hoki INTERWIN Link Alternatif Login slot hoki gacor deposit qris terbaik INTERWIN Official INTERWIN Login Heylink Situs Slot Gacor Ultimate Gaming Terbaik 2025 STARWIN88 login slot resmi 88 2025 INTERWIN Slot Login 2025 interwin interwin slot qris gacor interwin deposit 25 ribu INTERWIN Link Slot Vip Mahjong Wins 3 Black Scatter Terbaru 2025 ISPORT365 INTERWIN gampang maxwin STARWIN88 ROYALSLOT IBET44 IBET44 INTERWIN slot gacor MACAOSLOT ISPORT365 INTERWIN Link Alternatif INTERWIN INTERWIN Login MACAOSLOT Royalslot Link Alternatif Interwin INTERWIN INTERWIN Link INTERWIN Situs Slot Interwin Game Penghasil Uang Interwin Slot Qris Interwin MACAOSLOT