ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОСТРОВА ЗЕЛЕНЫЙ В ТЕКСТАХ ИНТЕРНЕТЛОРА
THE IMAGE OF ZELENY ISLAND IN THE MEDIA (CONNECTION WITH FOLKLORE, MYTHOLOGIZATION OF THE CITY)
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 1, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 908
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Senchenko A. G.
TYPE: Article
DOI: 10.37279/2413-1695-2024-10-1-84-99
PAGES: from 84 to 99
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: island, Zelenyi, image, mythologization, folklore.
ABSTRACT (ENGLISH): The article explores one of the expressions of the mythologeme of the island in modern Russian culture. The author reviews the representation of Zeleny Island, which is located on the Don River in the city limits of Rostov-on-Don. The material for the study is the texts of the Internet lore formed around the image of the island, which can be found on various web resources (Internet media, thematic sites, forums, blogs, communities in social networks, etc.). In most cases, Zelenyi Island is presented in the internet lore as an «anomalous zone». The article identifies and analyzes the main images and motifs that are used to represent the island of Zeleny as an «abnormal zone», reveals their connection with images and motifs from mythological representations and folklore of the Russian folk. Using the example of Zeleny Island, the study compares the representation of the island in contemporary Russian culture (Internet lore texts) with traditional Russian culture (mythological concepts and folklore). The study also considers how the image of Zeleny Island formed in the media environment impacts on the mythologization of the city space
В этой статье мы рассмотрим один из случаев проявления мифологемы острова в современной русской культуре. Наше внимание будет направлено на образ острова Зеленый. Это реально существующий остров, который расположен на реке Дон в черте города Ростова-на-Дону. На разных веб-ресурсах остров Зеленый представлен как «аномальная зона» с помощью схожих между собой текстов. Сами же тексты имеют ряд характерных особенностей, благодаря которым их можно отнести к интернетлору.
В этой работе мы хотим рассмотреть репрезентацию образа острова Зеленый в текстах интернетлора. Выделить и проанализировать основные мотивы, сюжеты и образы, которые используются для репрезентации этого образа в рассматриваемых текстах, выделить их связь с традиционной русской культурой (мифологическими представлениями и фольклором). Сравнить репрезентацию образа острова Зеленый в интернетлоре с репрезентацией острова в мифологических представлениях и фольклоре. Затронуть вопрос мифологизации городского пространства с помощью интернетлора про остров Зеленый.
Остров – один из главных образов в мифологических представлениях и фольклоре русского народа, поэтому он постоянно привлекает внимание ученых. А.Н. Афанасьев был одним из первых, кто в своих исследованиях обратил внимание на этот образ в традиционной русской культуре. В дальнейшем разные ученые периодически обращались к фольклорным и мифологическим островам в своих трудах, среди них Н.А. Криничная, Л.И. Горницкая, И.М. Денисова, Е.В. Михайлова, Е.Н. Дмитриева.
Смысл и символика острова также изучались на примере русской литературы. Мы считаем, что одна из наиболее важных работ в этой области —монография «Место, которого нет… Острова в русской литературе», написанная Л.И. Горницкой и М.Ч. Ларионовой [1]. В этой работе они систематизируют данные множества исследований, связанных с образом острова в культуре, исследуют его происхождение в русском фольклоре и подробно изучают этот образ в русской литературе как продолжении фольклорной традиции. В исследовании определяется поэтическая и смысловая нагрузка этого образа и его значение для русской культуры.
Монография Л.И. Горницкой и М.Ч. Ларионовой частично послужила теоретической базой и для нашей работы. Используя результаты исследований острова в фольклоре и литературе, мы хотим изучить современную репрезентацию этого образа в русской культуре. Поэтому остров мы рассмотрим сквозь призму его репрезентации в текстах интернетлора, который, как и литература, является продолжением фольклора, вбирает в себя ряд мифологических особенностей и пока что не был затронут в работах других исследователей, посвященных островам в русской культуре.
В частности, наше внимание будет сконцентрировано на репрезентации острова Зеленый, который расположен на реке Дон в пределах города Ростова-на-Дону. Из всех реально существующих на территории России островов Зеленый активнее остальных представлен как «аномальная зона» на веб-ресурсах (интернет-СМИ, интернет-порталы, блог-платформы, форумы, тематические сайты, социальные сети). «Аномальность» острова демонстрируется с помощью текстов, которые часто анонимны и нередко копируют друг друга либо полностью, либо частично. Они не научны, а их основная задача скорее развлекательная. В ряде случаев в таких текстах представлены рассказы очевидцев разных фантастических событий, которые схожи с такими фольклорными произведениями как былички и бывальщины – рассказы о якобы реально произошедших фантастических событиях, часто связанных со встречей с инфернальными существами (демонами, ведьмами, духами и т.д.) [2].
Но подобные тексты уже нельзя отнести к фольклору в его традиционном понимании. Они скорее представляют собой постфольклор, а именно одну из его разновидностей – интернетлор. То есть тексты, распространяемые через веб-ресурсы, «обладающие многими фольклорными качествами: воспроизведение в изменяемых копиях, использование определенного набора клише, во многих случаях анонимность» [3, c. 9].
Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению образа острова Зеленый в интернетлоре, стоит уделить внимание тому, что из себя в целом представляет образ острова в русской культуре.
Рассматривая остров в качестве образа или символа, в рамках нашего исследования уместнее всего будет назвать его мифологемой. А.Н. Круталевич пишет, что термин «мифологема» является «конкретной интерпретацией универсальной модели коллективного бессознательного (архетипа) в любой форме человеческой деятельности с широким набором функций. Для этой интерпретации характерны отсутствие фабульности, ретроспективность и региональные особенности» [4, с. 17].
Т.В. Цивьян описывает остров как отличное от окружающего мира обособленное место и выделяет следующие характеристики этой мифологемы:
- метафоричность, неотделимую от значения места;
- «странность» острова как особой зоны;
- одновременную изолированность и открытость [5].
В русской культуре «характерно функционирование мифологемы острова в рамках ментальной сюжетной парадигмы, сформировавшейся в устных фольклорных текстах» [6, с. 151].
В русском фольклоре это один из наиболее важных образов, заключающих в себе представления об «ином», «чужом» мире [7, с. 30]. В современной русской культуре образ острова перенимает эту фольклорную особенность и также символизирует «иной» мир.
Л.И Горницкая, исследуя мифологему острова в русской культуре, заключает, что «остров в русской культуре – это метафизический хронотоп, имеющий условные географические дефиниции, с которым неразрывно связана инфернальная и сакральная семантика, обладающий не противоречащими друг другу в рамках единого семантического поля характеристиками ада (загробного мира) и рая» [6, с. 151]. Также остров является местом инициации, которое существует вне времени. «С островом связан сюжет смерти-воскрешения, в котором физическую гибель может замещать измененное состояние сознания — сон, транс, обморок» [6, с. 151].
Теперь, когда мы разобрались с тем, как мы понимаем остров в рамках нашего исследования, можно перейти непосредственно к острову Зеленый. На веб-ресурсах можно встретить несколько вариантов репрезентации образа острова Зеленый. С одной стороны, остров рассматривается исключительно с историко-географической позиции как часть города Ростова-на-Дону и его истории. С другой стороны, он известен как «аномальная зона».
Кратко рассмотрим первый вариант репрезентации. В ряде источников Зеленый описан как небольшой и обильно покрытый растительностью остров, расположенный в черте города Ростова-на-Дону посреди реки Дон. С городом остров соединяют два моста: понтонный и железнодорожный, но на зиму понтонный мост убирается. Некогда на острове был небольшой поселок, но сейчас постоянное население отсутствует. Долгое время остров пытались благоустроить, чтобы организовать там место отдыха. Еще в СССР на острове строились базы отдыха, совершались попытки организовать там несколько пионерских лагерей. Но эти попытки не увенчались успехом. На данный момент остров Зеленый частично благоустроен, но большая его часть все ещё остается заброшенной.
Самые значимые события в истории острова произошли в годы Великой Отечественной войны, в период первой оккупации Ростова-на-Дону. В ноябре 1942 года на острове проходили ожесточенные бои. Остров оборонялся силами 230-го полка войск НКВД, являясь важным стратегическим объектом для сил противника. В наше время в память об этих событиях на территории острова установлен памятный знак [8].
Таков образ острова Зеленый, если опираться на объективную реальность. Но, исходя из информации с веб ресурсов, остров в большей степени известен как «аномальная зона». Здесь мы сталкиваемся с процессом мифологизации городского пространства.
Мифологизация города – это процесс, при котором для конструирования образа города используются приемы мифологического мышления. Особенность такого мышления заключается в ценностно-смысловом формировании действительности, ассоциативности, поляризованности (восприятие мира как пространства взаимодействия полярных начал), инцендентном типе объяснения, когда фрагменты существующего порядка вещей формируются из локальных событий, случившихся в прошлом [9, с. 216].
Исследователи считают, что «в сознании представителей городской общности существует некое общее знание, общий набор стереотипов сознания, мифологем, которые актуализируются и воспроизводятся в различного рода коммуникациях» [10, с. 45].
В случае с Зеленым островом мы имеем дело с мифологемой знакового городского места, сформированной на основе городских мифов о «нехорошем месте», которая опирается на более глобальную мифологему острова.
Остров Зеленый, находясь в черте города, представляет собой изолированное место без постоянного население. Наличие частично заброшенных баз отдыха и полуразрушенных архитектурных объектов, местами заболоченная и покрытая густой растительностью местность, общая атмосфера «неухоженности» и заброшенности долгое время создавали из острова хороший объект для формирования различного рода баек и городских легенд.
Эти мифы об острове транслируются и в дальнейшем трансформируются благодаря веб-ресурсам.
Чаще всего на веб-ресурсах остров Зеленый в качестве «аномальной зоны» представлен через текст статьи «Остров Зеленый и чуточку Бермудский» и различные его вариации. В некоторых случаях есть ссылка на эту статью, из которой можно понять, что она была напечатана в 1991 году в уже несуществующей ростовской газете «Совершенно несекретно» и в дальнейшем попала на просторы интернета, став основой интернетлора про Зеленый остров. По нашему мнению, текст этой статьи послужил отправной точкой для активной мифологизации пространства острова и сформировал основные байки про это место. Статью либо отдельные ее фрагменты можно встретить на самых разных веб-ресурсах либо в оригинальном, либо в измененном виде. Впоследствии начали появляться тексты, которые по-новому раскрывали «аномальность» острова, но при этом в них постоянно прослеживаются определенные клише, указывающие на связь с «оригинальной» статьей.
В этих текстах остров наделяется всеми возможными признаками «аномального» пространства, остров одновременно является местом обитания различных инфернальных существ, местом крушения НЛО, местом проведения различных ритуалов, у острова обнаруживается древняя история, связанная с массовыми жертвоприношениями и т.д.
Так, мы можем отметить реализацию в интернетлоре про остров Зеленый, одной из важных черт мифологемы острова, а именно – «странность острова как особой зоны». В дальнейшем эта черта еще не раз проявит себя в ходе исследования.
Информацию в текстах интернетлора о Зеленом острове как о некой мистической территории можно условно разделить на три категории: домыслы и предположения авторов и «экспертов», рассказы очевидцев и отдельно стоящая категория историй, объединяющая в себе две предыдущие и связывающая пространство острова с НЛО.
Начнем с первой категории. Она представлена в вышеупомянутой статье «Остров Зеленый и чуточку Бермудский». В самом начале статьи и далее по тексту мы видим описание Зеленого острова как места обитания различной «нечистой силы», существ инфернальных по своей природе: привидений, утопленников, живых мертвецов и т.д. В русском фольклоре острова также часто населяются различными инфернальными обитателями: ведьмами, колдунами, чертями и т.д. [11, с. 189].
В статье приводится информация о разных удивительных явлениях на острове, «от «ведьминых огоньков», бегущих по лесным прогалинам наподобие праздничных гирлянд, до светящихся полотнищ, шаров, человекоподобных силуэтов, бродящих между деревьями» [12]. Упоминание о блуждающих огнях встречаются в мифологии и фольклоре восточных славян. В большинстве случаев такие огни отождествляют с душами умерших людей. Это могут быть как души праведников, так и души некрещеных младенцев, грешников, самоубийц. В некоторых случаях такие огни воспринимаются как души, охраняющие спрятанные клады [13, с. 181].
В той же статье есть ничем не подтвержденная информация о древней истории острова. В статье сообщается, что на острове располагалось языческое капище, на котором совершались человеческие жертвоприношения. А по другой версии, здесь произошло крупное сражение между степными народами [12].
В большинстве рассмотренных материалов информация приводится в форме рассказов якобы очевидцев странных событий. По своей структуре эти рассказы схожи с такими фольклорными произведениями как былички и бывальщины, но учитывая интернетлорный характер рассматриваемых текстов, отсутствует возможность уверенно заявлять, получены ли они от информантов. Эти истории во многом перекликаются, поэтому их можно разделить на несколько групп.
Первую группу историй объединяет мотив блуждания.
Первая история преподносится от лица рыбака, приплывшего на остров. «Очевидец» рассказывает, что попав на остров, он отправился в лес собирать дрова для костра и шел в сторону, противоположную от своей лодки. Но по итогу вышел к своей же лодке. И так несколько раз [12].
В фольклорных и мифологических представлениях восточных славян также часто встречается мотив блужданий героя.
Н.А. Криничная, исследуя севернорусские мифологические рассказы, рассматривает блуждание как перемещение в «иной» мир и дальнейшее нахождение в нем [14].
В фольклоре и мифологии восточных славян этот мотив часто связывается с проделками нечистой силы: лешего, черта, лесного или болотного человека, русалки, полуночницы, полудницы. Также могли заманить на бездорожье упомянутые ранее блуждающие огни, души умерших [15, с. 197]. Но в рассматриваемых нами рассказах нет четкого указания на связь блужданий героев с инфернальными существами.
В интернет-газете «Комсомольская правда» опубликована статья, в которой также рассказывается история рыбака, заблудившегося на острове. В этой истории мужчина постоянно выходил к одной и той же поляне. Отличие от предыдущей истории в том, что герой решает поспать на острове и его будит красивая девушка, дальше ситуация описана следующим образом: «…От нее исходила какая-то аура спокойствия, и я пошел с ней. Она улыбалась и молчала. Мне хотелось узнать, кто она такая и что здесь делает, но где-то внутри я понимал, что это не просто обычная девушка» [16]. Девушка привела его на поляну похожую на ту, где он потерялся, но «на этой росли цветы, очень много красивых цветов – никогда их не забуду. Невероятный запах наполнял мои легкие. Наверное, если рай существует, то там чувствуешь что-то подобное» [16].
Девушка предложила рыбаку остаться, но мужчина, осознавая нереальность происходящего, сказал, что должен вернуться к семье. После слов мужчины девушка ушла в лес, а рыбак попытался ее догнать, но происходящее оказалось сном, и он проснулся.
Когда мужчина проснулся, то смог выйти к машине. Позвонив родственникам, он узнал, что его не было несколько часов, хотя мужчине казалось, что он пробыл на острове чуть больше суток.
Здесь в репрезентации острова Зеленый, помимо упомянутого ранее мотива «блуждания» героя, обнаруживается еще одна черта, характерная для репрезентации мифологемы острова в русской культуре, – остров показан как место, которое находится вне привычного нам хода времени.
В этой истории мы также видим дуальность репрезентации острова в русской культуре. Он представлен как инфернальное пространство через блуждания рыбака и как райское место через сон главного героя рассказа. В случае с образом острова в мировой культуре в целом и в русской культуре в частности такая дуальность – абсолютно нормальное явление.
В русском фольклоре сакральный образ острова также часто связан с образом девушки. Е.Н. Дмитриева, исследуя образ девушки в русских заговорах, утверждает, что он связан с древними языческими культами поклонения богиням-матерям: «Зорям, Макоши, рожаницам и пряхе-Судьбы, суть которых – воплощение рождающей силы природы» [17, с. 27].
Исходя из истории про рыбака, сложно понять, связан ли образ девушки с образом богини-матери. Можно только предположить, что описанные в этой истории цветы символизируют обновление природы, а, следовательно, и девушка может быть причастна к этому обновлению. Но это только предположение.
О чем можно говорить наверняка, так это о том, что девушка, описанная в истории про рыбака, представляет собой сакральный образ положительного существа из «иного» мира. Это позволяет воспринимать остров как сакральное место.
Следующая группа историй объединена мотивом группы людей, прибывших отдохнуть на острове.
Начнем с истории из часто упоминаемой здесь статьи «Остров Зеленый и чуточку Бермудский» о компании молодых людей, которые, прибыв на остров, стали чувствовать странную «вибрацию» вследствие чего у них ухудшилось самочувствие. Их состояние улучшилось только когда компания перебралась на другое место [12].
В этой же статье обнаруживаем историю, которая повествует о семье, отдыхающей на острове. Мать, отец и шестилетняя дочь расположились на берегу острова и установили палатку. Пока родители занимались различными делами, девочка пропала. Поиски длились несколько часов, а потом девочку внезапно обнаружили спящей в палатке [12].
Примечательны в этой истории объяснения девочки, согласно которым «она убежала в лес, заигралась и вышла на какую-то поляну с черным камнем посредине, и тут ее так сильно стало клонить в сон, что она прислонилась к камню и заснула» [12].
На новостном портале «Дон 24» можно найти еще один вариант этой истории. В ней семья отдыхает на базе отдыха, а девочка ночью сбегает в лес, где и находит упоминаемый ранее «черный камень», рядом с которым также впадает в сон. В этой истории также указывается и то, что после описанного выше девочку «…кто-то куда-то нес. Говорят, этот камень уносит человека в иное измерение…» [18].
Следующая история, размещенная на сайте «Мистика в жизни», объединяет сюжеты двух предыдущих. Она снова повествует о компании молодых людей, которые, отдыхая на острове, отправились собирать дрова и увидели упомянутый ранее «черный камень», который парил в воздухе в нескольких сантиметрах от земли. Камень издавал неприятное жужжание, а земля рядом с ним вибрировала. Рядом с камнем у людей ухудшилось самочувствие, начались приступы паники и головная боль [19]. Молодые люди покинули это место, а когда пытались снова найти камень, то терпели неудачи.
В этих историях можно отметить связь с русским фольклором, в котором образ острова часто связан с образом камня, в частности — волшебного камня Алатырь, который является сакральным предметом. Но в фольклоре, как и в случае с рассматриваемыми историями, существует камень-двойник Алатыря [11, с. 190]. Он обладает инфернальной семантикой и притягивает болезни: «Еще я, раб имярек, выду и выступлю далече в чистое поле к поганому морю, к поганому острову. На том острове есть красной кровавой камень, на том камени седит лютая тяжелая болезнь красная грыжа» [20, с. 360]. Тут же прослеживается и еще одна особенность, характерная для репрезентации острова в фольклоре и в рассматриваемых нами историях, — остров выступает как место, связанное с недугом. А в ряде рассмотренных нами материалов пребывание на острове было связано с ухудшением самочувствия.
Отдельно от всех историй про отдыхающих на Зеленом острове людей стоит рассказ, который приводится в статье «Тайны Зеленого острова». С молодыми людьми, которые отдыхали на острове, в этот раз не произошло ничего плохого, но они видели видения. В этих видениях они в подробностях наблюдали жизнь друг друга от рождения до смерти [21].
В большинстве уже приведенных историй происходящее на острове можно воспринимать как процесс инициации. Герои историй попадают в пространство острова, которое, благодаря странности происходящего на нем, символизирует «иной мир». События, происходящие с героями повествований, воспринимаются как испытания. Происходящее на острове накладывает на героев определенный эмоционально-психологический отпечаток, и они покидают «иной мир» с новоприобретенным опытом и знаниями. В рассказах про пропавшую девочку она меняется ментально: «Аня, кстати, потом лечилась в психиатрической больнице» [18]. Также она меняется внешне: «…у девочки потемнели глаза, из серых став почти карими, перестали виться волосы и изменилось расположение родинок на теле». «Раньше она никогда не разговаривала во сне, а теперь бывает. И ни я, ни отец, не можем понять, на каком языке она говорит», – рассказывает мама девочки [12]. Также в нескольких историях пребывание на острове связано с измененным состоянием сознания. Например, в историях про девочку и про заблудившегося рыбака главные герои впадали в состояние сна на острове, что так же, как и перемещение на остров, является символической смертью героев и характерной особенностью обряда инициации.
Продолжая тему того, что репрезентация Зеленого острова в статье схожа с репрезентацией острова в русском фольклоре, рассмотрим третью группу историй, в которой остров представлен как место проведения ритуалов.
Следует выделить фрагмент статьи «Остров Зеленый и чуточку Бермудский», в котором один из участков острова описан как место с разной ритуальной атрибутикой: собачьи черепа, подобие алтаря [12]. Автор статьи пишет, что это место проведения «шабаша людей-оборотней». В начале данной работы мы отмечали, что остров как символ «иного» мира часто населен различными инфернальными существами.
Представления об оборотнях или волколаках в русской мифологии очень древние. Например, в «Слове о полку Игореве» описан князь-оборотень Всеслав. [22, с. 408].
Также в вышеописанном фрагменте статьи присутствует упоминание того, что рядом с местом проведения шабаша должны быть ножи. Согласно народным представлениям, превратиться в волка можно, сделав кувырок через ножи, воткнутые остриями вверх [22, с. 409].
Как место проведения ритуала остров также описан и в упомянутой ранее статье «Комсомольской правды». Здесь, помимо истории о заблудившемся рыбаке, приводятся воспоминания мужчины, который, будучи ребенком, вместе со своим другом стал свидетелем проводившегося на острове ритуала. Группа людей в карнавальных костюмах танцевала внутри огненного круга. «Их было точно больше десяти: все они выглядели жутко, и движения их не были похожи на обычные танцы. Они шептали что-то на другом языке и неестественно выплясывали. Мне запомнилась высокая женщина с длинными черными волосами: она находилась в центре круга и отдавала приказы» [16]. В этой истории наблюдается целый ряд особенностей, характерных для образа острова в русском фольклоре. Остров здесь изображен как инфернальное пространство. Л.И. Горницкая утверждает, что пространство острова может быть соотнесено с картиной, соответствующей в мифологическом сознании адской: «…в частности, остров полон огня и дыма, среди которого, вместо мистических бесовских сил, обитают инфернализированные злодеи» [11, с. 189]. Схожую картину мы видим и в рассматриваемой истории в лице сектантов, танцующих в огненном круге, а образ женщины, которая руководит ритуалом, схож с образом ведьмы.
Остров как инфернальный «иной» мир в русском фольклоре также часто связан с образом ведьмы. Как пишет в своей работе Л.И. Горницкая, в русском фольклоре остров – это характерное место для проведения ведьминских ритуалов [7, c. 31].
Самым проработанным и стоящим отдельно от всех остальных способом мифологизации пространства острова являются рассказы о том, что на острове упал НЛО. В этих историях наиболее активно задействована реальная история острова и факты о нем. Эти истории, как и большинство баек о Зеленом острове, берут свое начало в уже упомянутой ранее статье «Остров Зеленый и чуточку Бермудский». Для мифологизации пространства острова здесь используются реальные факты из истории острова, а именно оборона острова силами НКВД в 1942 году.
В статье «Остров Зеленый и чуточку Бермудский» со ссылкой на очевидца событий описано якобы случившееся накануне войны крушение «летающей тарелки» на территории острова. Место падения было «оцеплено энкеведешниками, поскольку НЛО приняли за секретный фашистский самолет. Пока шло его исследование, грянула война» [12]. Обломки НЛО не были вовремя эвакуированы и, исходя из текста статьи, именно их, а также группу ученых и секретную лабораторию, оборонял полк НКВД в 1941 году.
Расположенные на острове полуразрушенные архитектурные объекты в статье выдаются за остатки лаборатории. Неудачи в плане благоустройства острова также связывают с падением НЛО, так как, по мнению автора статьи, в связи с падением «летающей тарелки» в почве острова присутствуют элементы, опасные для жизни человека, а в некоторых местах сильно завышен радиационный фон. Так, мы наглядно видим, как для мифологизации пространства острова использовались реальные факты из его истории.
На сайте, посвященном культуре и истории Ростовской области, опубликована статья «Тайны Зеленого острова», в которой можно найти несколько мистических и уникальных по своему содержанию историй о Зеленом острове. Одна из них, якобы случившаяся на острове ранней весной в начале 30-х годов прошлого века, является своего рода предысторией к предыдущему рассказу про упавшее НЛО. Она повествует о рыбаках, приставших на баркасах к берегу Зеленого острова. Ночью рыбаки прятались в глубине острова от дождя. Внезапно вокруг рыбаков начали падать деревья, поднимая в воздух «фантастические искры, на глазах превращавшиеся в крупу», эта крупа билась о плащи рыбаков. Утром, когда баркасы вернулись в станицу, все рыбаки отмечали у себя плохое самочувствие [21].
В статье приводится информация, что после этого случая на острове появились войска НКВД и раскопали там большую яму, но вскоре засыпали ее. Через несколько дней очевидец обнаружил на месте ямы остатки странного материала похожего на свинец, который не тонул в воде [21].
На сайте, посвященном краеведению нижнего Дона и Приазовья, присутствует статья, опубликованная в 2020 году и якобы доказывающая падение НЛО на Зеленом острове. В ней автор ссылается на старую карту Области Войска Донского 1797 года. Помимо схематических изображений, на карте изображены виды с левого берега Дона, на которых виден край Зеленого острова. Автор предполагает, что камень, который изображен на острове, это осколок метеорита либо обломок летающей тарелки, который в XVIII веке приняли за странный камень [23]. Данная статья представляет собой хороший пример мифологизации пространства острова. Мы видим, как благодаря репрезентации острова Зеленого в качестве «нехорошего места» формируются новые мифы на основе старых.
Рассматривая истории про НЛО, следует отметить, что их появление в фольклоре характерно для быличек и связано с новыми реалиями жизни конца XX века, процессами глобализации, массовой культурой, научно-техническим прогрессом [24, с. 7]. Эти же реалии способствуют и появлению новых путей для мифологизации городского пространства. То, что репрезентация острова реализуется через связь с НЛО, не противоречит привычным особенностям репрезентации мифологемы и подчеркивает связь острова с «иным миром», который существует за пределами рамок привычного мира, функционируя как особая непознаваемая и «странная» зона.
В социальной сети «ВКонтакте» есть сообщество «Остров Зеленый (Ростов-на-Дону) об аномальных местах РОСТОВА!» [25]. Этот факт говорит о том, что байки о Зеленом острове закрепились в сознании жителей города. В сообществе люди делятся якобы правдивыми историями, которые случились с ними на острове. Среди них можно обнаружить истории, схожие с ранее описанными. Нами были отмечены комментарии про ухудшение самочувствия на острове следующего содержания: «…вышли на болотистую местность, у всех нас постепенно начало колоть сердце, двоим стало плохо, за понтонкой некоторые стали плевать кровью…» [26]. Присутствуют сообщения, связанные с мотивом блуждания: «…решил на свою голову путь сократить срезать от кашалота если кто знает где это до моста жд пошел старой тропинкой которой уже не раз пользовался там идти минут пять может десять в итоге блуждал часа три если не больше…» [27]. Несколько человек пишут о странных существах на острове, одно из них описывается так: «…черная бестелесная сущность…» [28]. Про другое пишут следующее: «…полночи вокруг нас ходило Нечто невидимое, исчезая в одном месте и появляясь в другом…» [29].
Усиливают мифологизацию пространства пропажи людей и несчастные случаи, которые периодически происходят на острове. Для наглядности приведем несколько примеров таких статей. В ходе исследования удалось найти три новости о пропавших людях на острове. Две новостные статьи сообщают о пропаже мужчин на острове в 2006 [30] и 2017 [31] годах, а другая – о пропаже матери с двумя детьми в 2013 году [32]. В статье о пропаже мужчины в 2006 году делается акцент на таинственности острова. В 2021 году во время отдыха на острове утонул ребенок [33], а в 2022-м рядом с островом чуть не утонул мужчина, рыбачивший там на лодке [34].
Можно сделать вывод, что репрезентация образа острова Зеленого в интернетлоре в целом соответствует репрезентации острова в традиционной русской культуре, представленной мифологическими представлениями и фольклором. Образ острова Зеленый представляет собой «иной мир» и пространство инициации и в большей степени инфернален по своей природе, чем сакрален. Прослеживается ряд мотивов и образов, характерных для традиционной русской культуры: связь с образом девушки; связь с образом камня; место, связанное с недугами. Также в рассматриваемых материалах обнаруживаются мотивы, сюжеты и образы, характерные для русского фольклора, и мифологических представлений, но напрямую не связанные с образом острова: мотив блужданий, волколак, блуждающие огни. Отдельно стоит отметить материалы, связывающие остров Зеленый с НЛО, которые демонстрируют влияние процессов глобализации и модернизации на формирование различного рода городских легенд. Все вышеописанное активно способствует мифологизации городского пространства ввиду того, что остров Зеленый является реально существующим островом и частью города Ростова-на-Дону. Помимо развивающегося вокруг образа острова интернетлора, его мифологизацию в сознании жителей города могут усиливать статьи о реально пропавших на территории острова людях и произошедших несчастных случаях.
- Горницкая, Л.И., Ларионова, М.Ч. Место, которого нет… Острова в русской литературе. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН. 2013. 226 с. // Gornickaya, L.I., Larionova, M.Ch. Mesto, kotorogo net… Ostrova v russkoj literature [A place that does not exist… Islands in Russian literature] Rostov n/D: Izd-vo YuNC RAN. 2013. 226 s.
- Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005. Доступ: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (проверено: 11.10.2023). // Slovar’ literaturovedcheskih terminov [Dictionary of Literary Terms] pod. red. S. P. Belokurovoj. M., 2005. Access: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (verified: 11.10.2023).
- Граматчикова Н.Б., Хоруженко Т.И. Постфольклор и интернетлор: учеб.-метод. пособие. Изд-во Урал. ун-та, 2017. 62 с // Gramatchikova N.B., Horuzhenko T.I. Postfol’klor i internetlor: ucheb.-metod. posobie [Post-folklore and Internet-lore: a textbook]. Izd-vo Ural. un-ta, 2017. 62 s.
- Круталевич А. Н. «Мифологема» в понятийном аппарате культурологии // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 10-21. // Krutalevič A. N. «Mifologema» v ponâtijnom apparate kulʹturologii [«Mythologem» in the conceptual apparatus of culturology] // Kulʹtura i civilizaciâ. 2016. № 1. S. 10-21.
- Цивьян Т. В. Язык: тема и вариации: Избранное: в 2 кн. Кн. 2. М.: Наука, 2008. // Civʹân T. V. Âzyk: tema i variacii: Izbrannoe: v 2 kn. Kn. 2. [Language: Theme and Variations: Selected: in 2 vols. 2] M.: Nauka, 2008.
- Горницкая Л.И. Остров как «Иной» мир в русском фольклоре // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011. №1. С. 30-34. // Gornickaya L.I. Ostrov kak «Inoj» mir v russkom fol’klore [Island as «inoi» world in Russian folklore] // Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2011. №1. S. 30-34.
- Мартишина Н. И. Мифологизация как способ освоения городской среды // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Междунар. науч. практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 215 – 218. // Martišina N. I. Mifologizaciâ kak sposob osvoeniâ gorodskoj sredy [Mythologization as a way of mastering the urban environment] // Sovremennyj gorod: socialʹnostʹ, kulʹtury, žiznʹ lûdej: materialy XVII Meždunar. nauč. prakt. konf. Ekaterinburg, 2014. S. 215 – 218.
- Горницкая Л.И. Муругова Е.В. Образ острова-загробного мира в русском фольклоре. // Гуманитарные и социальные науки. Ростов-на-Дону. 2016. №6. С. 188-191. // Gornickaya L.I. Murugova E.V. Obraz ostrova-zagrobnogo mira v russkom fol’klore [Image of the island-tomb world in Russian folklore] // Gumanitarnye i social’nye nauki. Rostov-na-Donu. 2016. №6. S. 188-191.
- Виноградова Л.Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. М.: Индрик, 2016. 84 с. // Vinogradova L.N. Mifologičeskij aspekt slavânskoj folʹklornoj tradicii [Mythological aspect of Slavic folklore tradition]. M.: Indrik, 2016. 84 s.
- Славянские древности: Этнолингвистический словарь т. 1. Под общ. ред. Н. И. Толстого. Ин-т славяноведения РАН М. Международные отношения. 1995. 575 с. // Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskij slovar’ t. 1 [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary vol. 1] Pod obshch. red. N. I. Tolstogo. In-t slavyanovedeniya RAN M. Mezhdunarodnye otnosheniya. 1995. 575 s.
- Дмитриева Е.Н. Природное предназначение женщины и ее образы в русских заговорах (в записях XIX в.) // Женщина в российском обществе. 2002. №1. С. 25-32. // Dmitrieva E.N. Prirodnoe prednaznachenie zhenshchiny i ee obrazy v russkih zagovorah (v zapisyah XIX v.) [The natural purpose of woman and her images in Russian zagovorah (in the records of the XIX century)] // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. 2002. №1. S. 25-32.
- Зеленый остров, Ростов-на-Дону – аномальная зона. Доступ: https://mistika.temaretik.com/994736334656506871/zelenyj-ostrov-rostov-na-donu—anomalnaya-zona/ (проверено 08.02.2023). // Zelenyj ostrov, Rostov-na-Donu – anomalʹnaâ zona [Zelenyi Ostrov, Rostov-on-Don — Anomalous Zone]. Access: https://mistika.temaretik.com/994736334656506871/zelenyj-ostrov-rostov-na-donu—anomalnaya-zona/ (verified 08.02.2023).
- Тайны Зелёного острова. Доступ: http://rostov-region.ru/legends/item/f00/s00/e0000000/index.shtml (проверено 08.02.2023). // Tajny Zelënogo ostrova [Secrets of the Zelenyi Island]. Access: http://rostov-region.ru/legends/item/f00/s00/e0000000/index.shtml (verified 08.02.2023).
- Найдены доказательства падения НЛО на Зеленом острове. Доступ: https://meotyda.ru/node/1975 (проверено 09.02.2023). // Najdeny dokazatelʹstva padeniâ NLO na Zelenom ostrove [Proof found of a UFO crash on Zelenyi Island]. Access: https://meotyda.ru/node/1975 (verified 09.02.2023).
- Остров Зелёный (Ростов-на-дону) о аномальных местах РОСТОВА! [Сообщество в соц. сети «ВКонтакте»]. Доступ: https://vk.com/club26609256 (проверено 09.02.2023). // Ostrov Zelënyj (Rostov-na-donu) o anomalʹnyh mestah ROSTOVA! [The island Zelenyi (Rostov-on-Don) about anomalous places of Rostov!. Community in social network «VKontakte»] Access: https://vk.com/club26609256 (verified 09.02.2023).
- Варшавский Д. [запись в сообществе Остров Зелёный (Ростов-на-дону) о аномальных местах РОСТОВА!] // Вконтакте. 2015. 15 апр. Доступ: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (проверено 09.02.2023). // Varšavskij D. [Record in the community Ostrov Zelenyi (Rostov-on-Don) about abnormal places of Rostov!] // Vkontakte. 2015. 15 apr. Access: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (verified 09.02.2023).
- Yulia Drake. [запись в сообществе Остров Зелёный (Ростов-на-дону) о аномальных местах РОСТОВА!] // Вконтакте. 2011. 10 мая Доступ: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (проверено 10.02.2023). // Yulia Drake. [Record in the community Ostrov Zelenyi (Rostov-on-Don) about abnormal places of Rostov!] // Vkontakte. 2011. 10 may Access: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (verified 10.02.2023).
- Мужчина в камуфляжной форме бесследно пропал во время отдыха на Зеленом острове Ростова. Доступ: https://bloknot-rostov.ru/news/muzhchina-v-kamuflyazhnoy-forme-bessledno-propal-v-877675 (проверено 10.02.2023). // Mužčina v kamuflâžnoj forme bessledno propal vo vremâ otdyha na Zelenom ostrove Rostova [A man in camouflage uniforms disappeared without a trace during a vacation on Rostov’s Zelenyi Island]. Access: https://bloknot-rostov.ru/news/muzhchina-v-kamuflyazhnoy-forme-bessledno-propal-v-877675 (verified 10.02.2023).
- Абрамова Н. В Ростове на базе отдыха Зеленого острова утонула школьница. Доступ: https://battime.ru/v-rostove-na-baze-otdyha-zelenogo-ostrova-utonula-shkolnica.html (проверено 10.02.2023). // Abramova N. V Rostove na baze otdyha Zelenogo ostrova utonula školʹnica [In Rostov, a schoolgirl drowned at the rest center of Zelenyi Island]. Access: https://battime.ru/v-rostove-na-baze-otdyha-zelenogo-ostrova-utonula-shkolnica.html (verified 10.02.2023).
- Горницкая Л. И. Мифологема острова в русской культурной традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010 г. № 4 С. 150 – 156. // Gornickaâ L. I. Mifologema ostrova v russkoj kulʹturnoj tradicii [Mythologem of the island in the Russian cultural tradition] // Problemy istorii, filologii, kulʹtury. 2010 g. № 4 S. 150 – 156
- Таинственный остров. Доступ: https://kg-rostov.ru/history/name_street/tainstvennyy-ostrov/ (проверено 07.02.2023).Tainstvennyj ostrov. [Mysterious island] Access: https://kg-rostov.ru/history/name_street/tainstvennyy-ostrov/ (verified 07.02.2023).
- Головнева, Е. В. Мифологизация как способ конструирования городской идентичности (Екатеринбург на интернет-форумах) // Уральский исторический вестник. 2016. № 3. С. 43-51. // Golovneva, E. V. Mifologizaciâ kak sposob konstruirovaniâ gorodskoj identičnosti (Ekaterinburg na internet-forumah) [Mythologization as a way to construct urban identity (Yekaterinburg on Internet forums)] // Uralʹskij istoričeskij vestnik. 2016. № 3. S. 43-51.
- Остров Зеленый и чуточку Бермудский. Доступ: https://www.panram.ru/news/underground/ostrov-zelenyy-i-chutochku-bermudskiy-/ (проверено 08.02.2023). // Ostrov Zelenyj i čutočku Bermudskij. [Green Island and a bit of Bermuda] Access: https://www.panram.ru/news/underground/ostrov-zelenyy-i-chutochku-bermudskiy-/ (verified 08.02.2023).
- Криничная Н. А. «В тех болотах зыбучиих…»: мифологема блуждания в свете переходных обрядов (по материалам северно-русских мифологических рассказов) // «Уведи меня, дорога»: cб. ст. памяти Т. А. Бернштам / под ред. Н. Е. Мазаловой, И. Ю. Винокуровой, В. А. Лапина, О. М. Фишман. СПб.: МАЭ РАН, 2010. C. 172–180. // Krinichnaya N. A. «V tekh bolotah zybuchiih…»: mifologema bluzhdaniya v svete perekhodnyh obryadov (po materialam severno-russkih mifologicheskih rasskazov) [«In those quicksand swamps…»: the mythologeme of wandering in the light of transitional rites (based on Northern Russian mythological stories)] // «Uvedi menya, doroga»: cb. st. pamyati T. A. Bernshtam / pod red. N. E. Mazalovoj, I. Yu. Vinokurovoj, V. A. Lapina, O. M. Fishman. SPb.: MAE RAN, 2010. C. 172–180.
- Кислова В. Заблудиться в трех соснах или попасть на жуткий ритуал: Страшилки Зеленого острова рассказывают ростовчане. Доступ: https://www.rostov.kp.ru/daily/28307/4447860/ (проверено 08.02.2023). // Kislova V. Zabluditʹsâ v treh sosnah ili popastʹ na žutkij ritual: Strašilki Zelenogo ostrova rasskazyvaût rostovčane [To get lost in three pines or to get on a spooky ritual: Fearfulness of the Zelenyi Island tells Rostov citizens]. Access: https://www.rostov.kp.ru/daily/28307/4447860/ (verified 08.02.2023).
- Стоны на Театральной, или почему умерла идея создать на Зеленом острове пионерскую республику. Доступ: https://don24.ru/rubric/obschestvo/stony-na-teatralnoy-ili-pochemu-umerla-ideya-o-sozdat-na-zelenom-ostrove-pionerskuyu-respubliku.html (проверено 10.02.2023). // Stony na Teatralʹnoj, ili počemu umerla ideâ sozdatʹ na Zelenom ostrove pionerskuû respubliku [Moans on the Theater, or Why the Idea to Create a Pioneer Republic on Zelenyi island Died]. Access: https://don24.ru/rubric/obschestvo/stony-na-teatralnoy-ili-pochemu-umerla-ideya-o-sozdat-na-zelenom-ostrove-pionerskuyu-respubliku.html (verified 10.02.2023).
- Топорков А. Л. Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. М.: Ладомир, 1995. // Toporkov A. L. Russkij èrotičeskij folʹklor. Pesni. Obrâdy i obrâdovyj folʹklor. Narodnyj teatr. Zagovory. Zagadki. Častuški [Russian erotic folklore. Songs. Rites and ceremonial folklore. Folk theater. Conspiracies. Riddles. Chastushki]. M.: Ladomir, 1995.
- Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Издательство Астрель»; 00 0 «Издательство ACT». 2000. 528 с. // Levkievskaâ E. Mify russkogo naroda [Myths of the Russian nation]. M.: OOO «Izdatelʹstvo Astrelʹ»; 00 0 «Izdatelʹstvo ACT». 2000. 528 s.
- Пухова Т.Ф. Былички и бывальщины Воронежского края. Воронеж. ВГУ. 2008. // Puhova T.F. Bylički i byvalʹŝiny Voronežskogo kraâ. Voronež. VGU. 2008.
- Кунченко А. [запись в сообществе Остров Зелёный (Ростов-на-дону) о аномальных местах РОСТОВА!] // Вконтакте. 2014. 18 янв. Доступ: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (проверено 09.02.2023). // Kunčenko A. [Record in the community Ostrov Zelenyi (Rostov-on-Don) about abnormal places of Rostov!] // Vkontakte. 2014. 18 jan. Access: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (verified 09.02.2023).
- Голдрейн Т. [запись в сообществе Остров Зелёный (Ростов-на-дону) о аномальных местах РОСТОВА!] // Вконтакте. 2013. 10 мая Доступ: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (проверено 09.02.2023). // Goldrejn T. [Record in the community Ostrov Zelenyi (Rostov-on-Don) about abnormal places of Rostov!] // Vkontakte. 2013. 10 may Access: https://vk.com/topic-26609256_25726179 (verified 09.02.2023).
- Кузнецов М. Возобновлены поиски загадочно исчезнувшего 10 лет назад на Зеленом острове ростовчанина. Доступ: https://www.panram.ru/news/underground/vozobnovleny-poiski-ischeznuvshego-10-let-nazad-na-zelenom-ostrove-rostovchanina/ (проверено 10.02.2023). // Kuznecov M. Vozobnovleny poiski zagadočno isčeznuvšego 10 let nazad na Zelenom ostrove rostovčanina [Search resumed for a Rostov citizen who mysteriously disappeared 10 years ago on Zelenyi Ostrov]. Access: https://www.panram.ru/news/underground/vozobnovleny-poiski-ischeznuvshego-10-let-nazad-na-zelenom-ostrove-rostovchanina/ (verified 10.02.2023).
- Сахарков С. В Ростовской области на Зеленом острове бесследно пропала женщина с двумя детьми. Доступ: https://u-f.ru/News/u250/2013/04/19/653831 (проверено 10.02.2023).Saharkov S. V Rostovskoj oblasti na Zelenom ostrove bessledno propala ženŝina s dvumâ detʹmi [A woman with two children disappeared without a trace in the Rostov region on Zelenyi Ostrov]. Access: https://u-f.ru/News/u250/2013/04/19/653831 (verified 10.02.2023).
- Кузьмина А. В Ростове 58-летний рыбак чуть не погиб у понтонного моста на Зеленом остров. Доступ: https://rostov.mk.ru/incident/2022/05/23/v-rostove-58letniy-rybak-chut-ne-pogib-u-pontonnogo-mosta-na-zelenom-ostrove.html (проверено 10.02.2023). // Kuzʹmina A. V Rostove 58-letnij rybak čutʹ ne pogib u pontonnogo mosta na Zelenom ostrove. [A 58-year-old fisherman almost died near the pontoon bridge on Zelenyi island in Rostov] Access: https://rostov.mk.ru/incident/2022/05/23/v-rostove-58letniy-rybak-chut-ne-pogib-u-pontonnogo-mosta-na-zelenom-ostrove.html (verified 10.02.2023).