КОНСОЛИДИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
CONSOLIDATED MODEL OF REGIONAL POWER ORGANISATION AS FACTORS OF EFFECTIVE REGIONAL GOVERNANCE
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 3, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 328.18
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Petrov E.S. St. Petersburg State University, St. Petersburg
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/ 10.29039/2413-1695-2024-10-3-116-131
PAGES: from 116 to 131
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: executive power, legislative power, region, efficiency, public administration, Leningrad Oblast, Republic of Tatarstan.
ABSTRACT (ENGLISH): Over the past few years, the landscape of the Russian state’s politics has changed radically. Foreign policy threats have affected both the national and sub-national levels, whose authorities have had to adapt to the new environment and develop new approaches to solving unprecedented problems. In this regard the problem of effective public administration of the region has become even more urgent, and the thesis that the effectiveness of governance depends on the development of the system of organisation of public authority in a particular subject is beyond doubt. There are many factors that contribute to the efficiency of public administration, but within the framework of this paper it is proposed to consider one of them, namely, the model of interaction between regional executive and legislative authorities, since at present the constitutional principle of separation of powers is designed to ensure the systemic nature of achieving the overall state goals. The author proposes to consider the consolidated model of interaction between regional executive and legislative authorities as a factor of effective regional governance, in which the actual power is concentrated within one body of state power. The subjects of the Russian Federation analysed are the Leningrad Oblast and the Republic of Tatarstan. These are two regions that for a long time have been recognised leaders by the criterion of regional public administration efficiency. Based on these cases the factors that contribute to the formation of a consolidated model of interaction between regional executive and legislative authorities are highlighted, and the relationship between the model of interaction between regional authorities and the effectiveness of public administration is analysed.
Национальная политика Российской Федерации претерпела существенные изменения в связи с рядом обстоятельств, произошедших за последние два года. В современных условиях геополитической нестабильности, специальной военной операции, внешнего санкционного воздействия на экономику России со стороны коллективного Запада, становится важным соблюдение политической устойчивости региональных моделей управления с акцентом на сохранение и приумножение благосостояния населения субъекта. В настоящее время проблема эффективности государственного управления становится все более актуальной, поскольку новые беспрецедентные вызовы требуют не только консолидации различных групп общества, но и единства органов власти в преодолении возникающих проблем. Политический курс страны, установленный в нормативных документах, таких как «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» [1], Указ Президента Российской Федерации № 309 от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2] определяет основные направления развития страны. Среди них выделяются: сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, комфортная и безопасная среда для жизни; экологическое благополучие; устойчивая и динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Достижение указанных целей невозможно без слаженной работы государственного аппарата на всех уровнях, в том числе на региональном и местном. В связи с этим основная задача региональных органов государственной власти состоит в том, чтобы наладить взаимодействие таким образом, чтобы исключить процессы, замедляющие или негативно влияющие на принятие политических решений.
В контексте данного исследования эффективность определяется конкретными результатами проводимой политики региональных органов власти. В качестве такого показателя взяты результаты итоговых рейтингов, составленных как федеральными структурами, так и частными исследовательскими организациями. Рейтинг региона, сформированный по определенным показателям, позволяет отобрать лучшие практики регионального управления и распространить их на другие субъекты РФ. В юридической науке эффективность государственного управления рассматривается в качестве достижения стратегических целей государства, получения социально значимых эффектов [3, с. 18]. Эффективность государственного управления классифицируется по отраслям общественной жизни: экономическая эффективность охватывает рост, структуру производства и спроса, инвестиции, бюджет, резервы, частное финансирование, научный прогресс, транспорт, энергетику и госконтроль; социальная эффективность измеряется качеством жизни, распределением доходов и уровнем здравоохранения; экологическая эффективность включает состояние землепользования, водные ресурсы, облесение, заповедники, энергопотребление и выбросы; внешнеэкономическая эффективность определяется международной торговлей, финансовой помощью и капиталовыми потоками [4, с. 62].
Проблема влияния различных факторов на эффективность государственных институтов является хорошо проработанной. Исследователи рассматривают проблемы государственного управления с разных подходов. С позиции эффективности государственных институтов – С.В. Козлова, О.М. Грибанова, [5], О.Ю. Еремина [3], А.М. Байменов [6], В.А. Рубан, М.О. Литвиненко [4], в рамках проблемы консолидации региональной элиты – К. Росс и другие [7], Р.Ф. Туровский [8], с позиции взаимодействия акторов в рамках политических институтов – Д. Норт [9], П.Б. Кононенко [10], Д.А. Будко [11]. В целом, по данной теме имеется достаточное количество исследований, но проблема взаимосвязи региональной модели взаимодействия исполнительной и законодательной власти и эффективности государственного управления в современных политических условиях остается мало изученной.
Новизна исследования заключается в том, что автором разработана собственная типология моделей взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти, в которой выделяется консолидированная и конкурентная. По причине того, что тематика данного исследования посвящена анализу взаимодействия представительных и исполнительных органов власти в рамках консолидированной модели, подробные характеристики конкурентной модели взаимодействия региональных органов государственной власти рассматриваться не будут.
Цель данной статьи заключается в определении взаимосвязи консолидированной модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти и степени эффективности государственного управления регионом.
Поставлены следующие исследовательские задачи:
- проанализировать рейтинг эффективности государственного управления регионом и глав региональной исполнительной власти,
- определить тип политических элит в анализируемых регионах,
- выявить тип региональных парламентов в рассматриваемых субъектах,
- оценить степень поддержки глав исполнительной власти со стороны федерального центра.
Формулировка исследовательской гипотезы представлена следующим образом: «Консолидированная модель взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти является одним из факторов эффективного управления регионом».
В качестве методологии исследования выбран неоинституциональный подход, предметом анализа которого выступают политические институты в интерпретации теории рационального выбора. Акцент сделан на анализе формального и неформального взаимодействия политических акторов, преследующих свои индивидуальные интересы в вопросе сохранения своего существующего положения, а также минимизации издержек при максимизации результата. Формальное взаимодействие закреплено в нормативных документах и регулируется ими, неформальное взаимодействие или неформальные политические практики – «это взаимодействия индивидов в сфере властных отношений на основе принятых в конкретном обществе норм и порядков, не закрепленных законодательно» [11, с. 9].
Основополагающие понятия данного исследования – консолидированная модель взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти на уровне субъекта Российской Федерации и эффективность государственного управления. Консолидированный формат предполагает взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти между собой, при котором политические акторы нацелены на выполнение поставленных руководством страны задач, а не на завоевание политических очков в конкурентной борьбе между собой. В качестве особенности консолидированной модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти выделяется фактическое сосредоточение властных полномочий при принятии политических решений у одного органа региональной власти. Автором введены определенные характеристики консолидированной модели, такие как: высокая оценка эффективности государственного управления аналитическими структурами, высокий рейтинг главы региональной исполнительной власти, подчиненный тип парламента по отношению к главе региональной исполнительной власти, монолитный (сплоченный) тип политических элит, поддержка главы исполнительной власти со стороны федерального центра.
В целом, в Российской Федерации имеется достаточное количество субъектов с консолидированной моделью взаимодействия региональных органов государственной власти, однако предлагается рассмотреть Ленинградскую область и республику Татарстан в качестве примеров регионов с аналогичной моделью взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти, поскольку они являются признанными лидерами по качеству государственного управления с развитым экономическим сектором в продолжительном периоде. Статус регионов подтверждается результатами различных рейтингов. В соответствии с интегральным рейтингом социально-экономического положения регионов Российской Федерации по итогам 2023 года Республика Татарстан заняла 3 место, Ленинградская область – 9 место [12]. Исследование подготовлено экспертами «РИА рейтинг», по данным Федеральной служба государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России и Центрального банка Российской Федерации. Методика основана на агрегировании показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов.
По результатам ХI рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2023 году [13], составленного на основе оценок 181 эксперта (политологи, экономисты, политтехнологи, публицисты, общественные деятели), оба региона входят в число лучших (ТОП-13) по эффективности управления.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, составленного АНО «АСИ» совместно с деловыми ассоциациями, в 2024 году республика Татарстан заняла 2 место, а Ленинградская область – 10 место [14]. Рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса.
В итоговом рейтинге за 2023 год оценки уровня развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, составленном Министерством экономического развития Российской Федерации: Ленинградская область занимает 4 место, республика Татарстан – 10 место [15]. На основании представленной информации автором предлагается связать параметр «эффективность государственного управления» с результатами рассмотренных рейтингов, составленных как федеральными структурами, так и частными исследовательскими организациями.
Таким образом, выбраны типичные случаи, на основе которых предполагается осуществить анализ взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти и проследить связь с эффективностью государственного управления регионом.
Одним из факторов, способствующих становлению консолидированной модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти, является высокая степень влияния главы субъекта на внутриполитический процесс. Кроме того, «в повышении эффективности государственного управления также важное место занимает лидерство» [6, с. 31]. Данный параметр возможно также операционализировать посредством рейтингов, составленных экспертами, изучающими российскую региональную публичную политику. В качестве таковых взяты: рейтинг «Агентства политических и экономических коммуникаций» [16], «ЦИК Рейтинг»: Национальный Рейтинг Губернаторов [17], Фонд «Петербургская политика» [18]. Эксперты указанных структур на основании различных критериев ранжируют глав исполнительной власти субъектов России по степени их влиятельности. Методика анализа следующая: опрос экспертов, проводимый методом закрытого анкетирования, касающийся оценки роли главы субъекта в достижении определенных социально-экономических результатов, степени лоббирования высшим должностным лицом интересов субъекта в федеральных структурах, активность в СМИ, на публичных мероприятиях, оценка результатов работы другими акторами политического процесса, населением, а также тональность упоминаний в СМИ всех уровней. Условно всех высших должностных лиц можно разделить на три категории: «очень сильное влияние» (место в рейтинге 1–20), «сильное влияние» (место в рейтинге 21–50), «среднее влияние» (место в рейтинге 51–89). На основании вышеизложенного в таблицах представлен рейтинг глав исполнительной власти республики Татарстан (табл. 1) и Ленинградской области (табл. 2), начиная с 2018 года.
Таблица 1
Место Р.Н. Минниханова в рейтинге, по данным «АПЭК», среди глав всех субъектов Российской Федерации
Год | Месяцы | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
2018 | — | — | — | — | — | — | — | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
2019 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 |
2020 | 7 | 7 | 6 | 9 | 8 | 6 | 7 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 |
2021 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 8 | 8 |
2022 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
2023 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2024 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Таблица 2
Место А.Ю. Дрозденко в рейтинге, по данным «АПЭК», среди глав всех субъектов Российской Федерации
Год | Месяцы | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
2018 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 13 | 18 | 16 |
2019 | 24 | 21 | 22 | 22 | 17 | 20 | 16 | 13 | 15 | 13 | 15 | 15 |
2020 | 15 | 14 | 15 | 16 | 14 | 14 | 16 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 |
2021 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 | 12 | 12 | 14 | 12 | 11 | 13 |
2022 | 15 | 17 | 18 | 13 | 18 | 12 | 14 | 11 | 9 | 11 | 13 | 16 |
2023 | 14 | 15 | 14 | 13 | 11 | 11 | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 |
2024 | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 |
Как видно из результатов рейтинга, Р.Н. Минниханов и А.Ю. Дрозденко оказывают очень сильное влияние на политику в своем регионе, соответственно в отношении с другими политическими акторами, в том числе с региональными парламентами. На основании этого критерия можно предположить, что они являются доминирующими акторами в системе властных отношений. Данный показатель подтверждает один из критериев отнесения модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти к консолидированной.
Следующий параметр – степень консолидации региональной элиты. В России внутренняя сплоченность регионов обусловлена иерархической «вертикалью власти» между региональным правительством и местными администрациями, а также характером и консолидацией региональной элиты. Продолжительность срока руководства субъектом способствует консолидации элиты, формированию патрон-клиентских отношений и персоналистских режимов. Губернаторы укрепляют связи с политическими акторами и подавляют конкурирующие группы, что увеличивает шансы региональной элиты проводить необходимую им политику [7, p. 7–15]. К. Росс, Р. Туровский и М. Сухова, на основании эмпирических данных, делают вывод о том, что одним из факторов монолитности (сплоченности) политической элиты является продолжительность пребывания губернатора в качестве руководителя региона. Р.Н. Минниханов является главой республики Татарстан с 25 марта 2010 года, а А.Ю. Дрозденко занимает пост губернатора Ленинградской области с 28 мая 2012 г. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что оба политика длительное время занимают данную должность, что способствует сплочению, созданию монолитной региональной политической элиты, которая является одним из факторов формирования консолидированной модели взаимодействия региональных органов власти.
В политической науке глав российских регионов принято делить на две категории. «Местные», то есть те, кто построил свою политическую карьеру на территории региона, которым сейчас управляют. «Варяги» – политические акторы, не имеющие ранее связь с данным регионом, и политическая карьера которых развивалась в другом субъекте, федеральных структурах или назначенные федеральным центром и получившие легитимацию посредством выборов. Краткий обзор биографии А.Ю. Дрозденко [19] показывает, что его политическая карьера развивалась в Ленинградской области, что позволяет классифицировать его как «местного». Анализ биографии Р.Н. Минниханова [20] свидетельствует о том, что его политическая карьера связана с республикой Татарстан, по этой причине он входит в число «местной» политической элиты. По мнению О.Б. Подвинцева, это создает предпосылки для создания монолитной политической элиты, а занимаемые им государственные посты позволяют отнести к правящей политической элите региона [21]. Следовательно, набор рассмотренных факторов укрепляет положение главы региона в вопросе конструирования сплоченной региональной политической элиты.
На примере анализа реальной политики субъектов РФ можно подтвердить обозначенные положения. Губернатор Ленинградской области может жестко реагировать на возражения муниципальных элит. Например, в одной конфликтной ситуации А.Ю. Дрозденко дал главе муниципалитета последнее предупреждение [22]. По итогам визита в Колтушское поселение по проблеме распространения борщевика Сосновского губернатор приказал главам муниципальных образований прибыть на «политико-воспитательную беседу» [23]. Это свидетельствует о контроле губернатора над местными элитами, позволяя ему формировать монолитную политическую структуру под своим руководством.
В республике Татарстан также отчетливо наблюдается контроль главы региона над местными политическими элитами. Так, происходит перераспределение полномочий в части сокращения полномочий местной власти в пользу исполнительной в области градостроительной деятельности [24]. При этом какого-либо сопротивления со стороны муниципальных элит не было.
Взаимодействие губернатора и Законодательного собрания Ленинградской области. Индекс эффективного числа партий Лааксо и Таагепера [25] используется для измерения уровня фрагментации партийной системы, обычно учитывает только результаты выборов по пропорциональной системе. С целью применения этого индекса к российскому избирательному законодательству, предлагается в подсчет также включить депутатов, избранных по мажоритарной системе. Распределение мандатов в Законодательном собрании Ленинградской области в 2016 году было следующим: «Единая Россия» – 40 мест (80%); ЛДПР – 4 (8%); КПРФ – 3 (6%); «Справедливая Россия» – 3 (6%) [26]. Кроме того, все 25 мандатов по одномандатным округам получили члены «Единой России». Учитывая это в расчете, индекс эффективного числа партий будет таким:
(1)
С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам в 2021 году, распределение мест выглядит следующим образом: у «Единой России» 35 мест (70%), у ЛДПР – 3 места (6%), у КПРФ – 7 мест (14%) и у «Справедливой России – За Правду» – 5 мест (10%).
(2)
Исходя из этого, индекс эффективного числа партий в 2021 году составил 1,9, а в 2016 году – 1,5, что свидетельствует о полном доминировании одной партии в региональном парламенте. В Законодательном Собрании Ленинградской области созывов 2016 и 2021 годов сложилась система с доминирующей партией. Эта партия может без существенного сопротивления принимать законопроекты, отвечающие ее интересам, и преодолевать вето губернатора.
По данным, имеющимся в публичном доступе, законопроекты от исполнительной власти принимаются чаще, чем от законодательной [27]. Частота обсуждений или отказов по законопроектам, предложенным исполнительной властью, определяет степень фактической самостоятельности регионального парламента. В 2018 году было принято 37 (64%) законопроектов от губернатора и 38 (38%) от депутатов. В 2019 году из 54 законопроектов главы региона было принято 39 (72%). В 2020 году из 148 принятых законов 93 (63%) были внесены губернатором, а 48 (32%) – депутатами.
В 2020 году А.Ю. Дрозденко был переизбран на пост высшего должностного лица субъекта, и его заместители были утверждены региональным парламентом без сопротивления [28]. Представление ежегодных отчетов губернатора по итогам работы предшествующего года региональному парламенту проходит без существенных замечаний со стороны последних или, как правило, без уточняющих вопросов. В 2021 году выборы в Законодательное собрание прошли без публичных конфликтов с губернатором, и спикер парламента сохранил свою должность. С сентября 2018 года не было существенных публичных конфликтов между исполнительной и законодательной властью.
Подчиненный статус регионального парламента и высокая автономия губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко значительно усилились после внесения изменений в Устав региона, которые устранили ограничения на количество сроков пребывания в должности высшего должностного лица субъекта. Это может трактоваться не только как попытка потенциального переизбрания в 2025 году, но и усиление позиции действующего губернатора в модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти.
Государственный Совет республики Татарстан. По итогам выборов 2019 г. [29] по пропорциональной и мажоритарной системам у «Единой России» – 85 мест, что составляет 85%; у КПРФ – 6, что составляет 6%; у «Справедливой России» – 1 (1%), у ЛДПР – 1 (1%), у Партии роста – 1(1%), у самовыдвиженцев 6.
(3)
Следовательно, низкий индекс позволяет сделать вывод о том, что из всех представленных партий только одна («Единая Россия») может действительно влиять на политический процесс в пределах регионального парламента. Спикер и большинство парламента, действующий глава региона принадлежат к одной политической партии «Единая Россия». Общая идеологическая направленность позволяет исключать большую часть потенциальных конфликтов между региональной исполнительной и законодательной властью. Данный тезис подтверждается на примере процедуры рассмотрения региональным парламентом законопроектов, инициированных исполнительной властью. В 2023 году Р.Н. Минниханов внес на рассмотрение законопроект о внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» [30], который значительно расширяет его институциональные полномочия. Законопроект был одобрен региональным парламентом без возражений. Ранее систему и структуру органов исполнительной власти устанавливал Государственный Совет, при этом глава исполнительной власти (на тот момент именуемый президентом) определял их структуру. В настоящее время полномочия по утверждению системы и структуры органов исполнительной власти полностью перешли в исключительное ведение главы республики Татарстан.
Еще один пример, демонстрирующий полную подчиненность регионального парламента главе региона, можно увидеть в следующем случае. Председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Государственного Совета вынес на обсуждение проект, в соответствии с которым предполагалось введение нового типа муниципальных образований – муниципальных округов [31]. Р.Н. Минниханов раскритиковал данный законопроект, после чего региональный парламент единогласно его отклонил. Следовательно, данный кейс свидетельствует о том, что глава республики обладает значительным влиянием на региональный парламент.
На усиление позиции главы региона во взаимоотношениях как с региональным парламентом, так и местными элитами влияет высокий уровень поддержки со стороны федерального центра. Под понятием «поддержка федерального центра» исключительно в контексте данного исследования понимается поддерживание, нефинансовая помощь центральных органов федеральной власти (президент, правительство, федеральное собрание, федеральные политические элиты) региональным органам исполнительной, законодательной власти [32, с. 46]
Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» ежемесячно оценивает глав регионов России. Контакты с федеральными властями оцениваются по балльной системе: 5 баллов за встречу с президентом, 3 балла за поддержку члена Политбюро 2.0 (близкого окружения В.В. Путина), 2 балла за поддержку кандидата в члены Политбюро 2.0, 1 балл за поддержку члена «ЦК» (высокопоставленного министра, партийного лидера, бизнесмена или медиавлиятельного). Штрафные баллы вычитаются за конфликты с указанными лицами: минус 3, минус 2 и минус 1 балл, соответственно. Итоговый балл отражает степень поддержки главы региона федеральным центром, влияя на его шансы на победу в региональных конфликтах [32, с. 47]. А.Ю. Дрозденко регулярно набирает 8 баллов, Р.А. Минниханов по аналогичному критерию набирает 9 баллов, по этой причине можно утверждать, что главам исполнительной власти федеральный центр оказывает поддержку. Кроме того, представители аналитической структуры отмечают отсутствие региональных и федеральных конфликтов у обоих глав субъектов.
Отмечается высокий уровень доверия со стороны президента и федеральных структур лидеру Татарстана. Так, например, на инаугурацию на должность президента республика Татарстан в 2020 году прибыли высокие федеральные государственные служащие: вице-премьер М.Ш. Хуснуллин, заместитель полпреда президента в Приволжском федеральном округе О.А. Машковцев [33].
Р.Н. Минниханов не идет на публичную конфронтацию с федеральным центром, даже в вопросах, которые многими считаются принципиальными. Так, глава региона был вынужден подписать закон о поправках к Конституции Татарстана, предусматривающий переименование высшего должностного лица в «раиса» [34]. Также сократились институциональные полномочия главы исполнительной власти и регионального парламента республики, поскольку данные органы власти утратили полномочия по согласованию кандидатуры на должность прокурора Татарстана. Кроме того, начиная с 2025 года утратят силу нормы о гражданстве республики Татарстан.
Таким образом, исследование модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти Ленинградской области и республики Татарстан позволяют сделать определенные выводы.
Предложена авторская классификация моделей взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти: конкурентная и консолидированная. Критерии консолидированной модели включают: высокую оценку эффективности государственного управления аналитическими структурами, высокий рейтинг главы региональной исполнительной власти, подчиненность парламента главе региональной исполнительной власти, сплоченность политических элит и поддержку главы исполнительной власти со стороны федерального центра.
Следуя вышеперечисленным критериям, было определено, что Ленинградская область и республика Татарстан входят в число лидеров по эффективности государственного управления регионом. Кроме того, влияние глав регионов, представляющих региональную исполнительную власть, оценивается как достаточно высокое. На основе анализа взаимодействия политических акторов выявлено, что в исследуемых регионах сложился монолитный (сплоченный) тип политических элит. В вопросе взаимодействия губернатора (главы) региона с региональным представительным органом отмечено, что в обоих субъектах сформировался подчиненный тип регионального парламента. Степень поддержки федеральным центром политики А.Ю. Дрозденко и Р.Н. Минниханова также оценивается как высокое. Следовательно, можно сделать вывод, что формат взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти в анализируемых субъектах соответствуют критериям консолидированной модели взаимодействия региональных органов представительной и исполнительной власти.
По итогам проведенного эмпирического анализа региональной политики анализируемых регионов, положения исследовательской гипотезы подтвердились: консолидированная модель взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти является одним из факторов эффективного управления регионом. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для повышения качества государственного управления регионы Российской Федерации должны стремиться к установлению консолидированной модели взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти, но при этом не исключать и другие факторы, которые оказывают не меньшее влияние на степень эффективности государственного управления регионом.
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // КонсультантПлюс // Edinyj plan po dostizheniju nacional’nyh celej razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda i na planovyj period do 2030 goda (utv. rasporjazheniem Pravitel’stva RF ot 01.10.2021 N 2765-r) // Konsul’tantPljus
- Указ Президента Российской Федерации № 309 от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // КонсультантПлюс // Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 309 ot 07.05.2024 «O nacional’nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» // Konsul’tantPljus
- Еремина О.Ю. Теоретико-правовые основы оценки эффективности государственного управления в социальной сфере //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М. – 2020. – 26 с. // Eremina O.Ju. Teoretiko-pravovye osnovy ocenki jeffektivnosti gosudarstvennogo upravlenija v social’noj sfere [Theoretical and legal foundations for assessing the effectiveness of public administration in the social sphere] //Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata juridicheskih nauk. – M. – 2020. – 26 s.
- Рубан В.А., Литвиненко М.О. Развитие системы оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. — 2018. №3. С. 61– 66. // Ruban V.A., Litvinenko M.O. Razvitie sistemy ocenki jeffektivnosti gosudarstvennogo upravlenija v Rossijskoj Federacii [Development of the system for assessing the effectiveness of public administration in the Russian Federation] // Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. — 2018. №3. — S. 61-66.
- Козлова С.В., Грибанова О.М. Актуальные проблемы повышения эффективности управления государственным имуществом на федеральном и региональном уровнях в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. №1. С. 44 – 54. // Kozlova S.V., Gribanova O.M. Aktual’nye problemy povyshenija jeffektivnosti upravlenija gosudarstvennym imushhestvom na federal’nom i regional’nom urovnjah v Rossii [Actual problems of increasing the efficiency of state property management at the federal and regional levels in Russia] // Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2021. №1. S. 44 – 54.
- Байменов А.М. О некоторых факторах эффективности государственного управления // Государственная служба. 2020. № 1.С. 26 – 32. // Bajmenov A.M. O nekotoryh faktorah jeffektivnosti gosudarstvennogo upravlenija [On some factors in the effectiveness of public administration] // Gosudarstvennaja sluzhba. 2020. № 1.S. 26–32.
- Ross, C., Turovsky, R., & Sukhova, M. Subnational State Capacity in Russia: The Implementation of the 2012 Presidential “May Decrees”. Demokratizatsiya, 30(2). Advance online publication. Vol. 30. No. 3. 2021. P. 263-282.
- Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис, 2009. C. 77–95. // Turovskij R.F. Regional’nye politicheskie rezhimy v Rossii: k metodologii analiza [Regional political regimes in Russia: to the methodology of analysis] // Polis, 2009. C. 77–95.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. И науч. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с. // Nort D. Instituty, institucional’nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki [Institutions, Institutional Change and the Functioning of the Economy] / per. s angl. A.N. Nesterenko; predisl. I nauch. red. B.Z. Mil’nera. – M.: Fond jekonomicheskoj knigi «Nachala», 1997. – 180 s.
- Кононенко П.Б. Влияние глав субъектов Российской Федерации на эволюцию институтов региональной и местной власти: Дис. … канд. полит. наук: СПБ, 2017. – 239 c // Kononenko P.B. Vlijanie glav sub#ektov Rossijskoj Federacii na jevoljuciju institutov regional’noj i mestnoj vlasti: [Influence of heads of constituent entities of the Russian Federation on the evolution of regional and local government institutions] Dis. … kand. polit. nauk: SPB, 2017. – 239 c
- Будко Д.А. 2014. Политические практики взаимодействия органов региональной власти в современной России: Дис. … канд. полит. наук: СПб., 192 c. // Budko D.A. 2014. Politicheskie praktiki vzaimodejstvija organov regional’noj vlasti v sovremennoj Rossii: [Political practices of interaction between regional authorities in modern Russia] Dis. … kand. polit. nauk: SPb., 192 c.
- Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2023 года [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20240610/reyting-1951499062.html (дата обращения: 18.06.2024) // Rejting social’no-jekonomicheskogo polozhenija regionov po itogam 2023 goda Available at: https://ria.ru/20240610/reyting-1951499062.html (accessed: 18.06.2024)
- ХI рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2023 году [Электронный ресурс] URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91&ELEMENT_ID=9046 (дата обращения: 26.06.2024) // HI rejting jeffektivnosti upravlenija v sub#ektah Rossijskoj Federacii v 2023 godu Available at: http://www.apecom.ru/projects/item.php? SECTION_ID=91&ELEMENT_ID=9046 (accessed: 26.06.2024)
- Национальный инвестиционный рейтинг [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 18.06.2024) // Nacional’nyj investicionnyj rejting Available at: https://asi.ru/government_officials/rating/ (accessed: 18.06.2024)
- Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2023 год [Электронный ресурс] URL:https://www.economy.gov.ru/material/file/81ecb4b3ed1952d358c2d3396c21b9fc/reiting_gchp_2023.pdf (дата обращения: 28.06.2024) // Rejting sub#ektov Rossijskoj Federacii po urovnju razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2023 god Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/81ecb4b3ed1952d358c2d3396c21b9fc/reiting_gchp_2023.pdf (accessed: 28.06.2024)
- Рейтинг влияния глав субъектов РФ [Электронный ресурс] URL: http://apecom.ru/projects/list.php?SECTION_ID=101 (дата обращения: 21.06.2024). // Rejting vlijanija glav sub#ektov RF Available at: http://apecom.ru/projects/list.php?SECTION_ID=101 (accessed: 21.06.2024).
- Национальный рейтинг губернаторов [Электронный ресурс] URL: http://russia-rating.ru/info/category/gubernators (дата обращения: 24.06.2024). // Nacional’nyj rejting gubernatorov Available at: http://russia-rating.ru/info/category/gubernators (accessed: 24.06.2024).
- Рейтинг фонда «Петербургская политика» [Электронный ресурс] URL: https://fpp.spb.ru/ (дата обращения: 24.06.2024). // Rejting fonda «Peterburgskaja politika» Available at: https://fpp.spb.ru/ (accessed: 24.06.2024).
- Биография избранного губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/info/9448655 (дата обращения: 27.06.2024). // Biografija izbrannogo gubernatora Leningradskoj oblasti Aleksandra Drozdenko Available at: https://tass.ru/info/9448655 (accessed: 27.06.2024).
- Биография избранного главы Республики Татарстан Рустама Минниханова [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/info/9448143 (дата обращения: 27.06.2024). // Biografija izbrannogo glavy Respubliki Tatarstan Rustama Minnihanova Available at: https://tass.ru/info/9448143 (accessed: 27.06.2024).
- Подвинцев О. Б. Губернаторы – «варяги» и региональные политические элиты в современной России: условия и тенденции взаимодействия // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2009. – С. 56 – 71. // Podvincev O. B. Gubernatory – «varjagi» i regional’nye politicheskie jelity v sovremennoj Rossii: uslovija i tendencii vzaimodejstvija [Governors — ‘Vikings’ and regional political elites in modern Russia: conditions and trends of interaction]. // Politicheskaja jekspertiza: POLITJeKS, 2009. – S. 56 – 71.
- Дрозденко: Мной скоро муниципалы будут командовать [Электронный ресурс] URL: https://47news.ru/articles/169935/ (дата обращения: 23.06.2024). // Drozdenko: Mnoj skoro municipaly budut komandovat’ Available at: URL: https://47news.ru/articles/169935/ (accessed: 23.06.2024).
- Команда Капитана [Электронный ресурс] URL: https://t.me/komcap47/574 (дата обращения: 13.07.2024). // Komanda Kapitana [Jelektronnyj resurs] URL: https://t.me/komcap47/574 (accessed: 13.07.2024).
- Глав городов и районов Татарстана лишили всех градостроительных полномочий [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/news/620258 (дата обращения: 27.06.2024). // Glav gorodov i rajonov Tatarstana lishili vseh gradostroitel’nyh polnomochij Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/620258 (accessed: 27.06.2024).
- Laakso M., Taagepera R. “Effective” Number of Parties: A Measure with Application to West Europe // Comparative Political Studies, 1979. – № 12 (1). – P. 3-27.
- Избирательная комиссия Ленинградской области [Электронный ресурс] URL: http://leningrad-reg.izbirkom.ru/ (дата обращения: 06.06.2024). // Izbiratel’naja komissija Leningradskoj oblasti Available at: http://leningrad-reg.izbirkom.ru/ (accessed: 06.06.2024).
- «Такое чувство, что о депутатов вытирают ноги». Парламент без законов требует уважения Дрозденко и Ко [Электронный ресурс] URL: https://47news.ru/articles/159016/ (дата обращения: 23.06.2024). // «Takoe chuvstvo, chto o deputatov vytirajut nogi». Parlament bez zakonov trebuet uvazhenija Drozdenko i Ko Available at: https://47news.ru/articles/159016/ (accessed: 23.06.2024).
- ЗакС Ленобласти согласовал новое правительство Дрозденко. На экране мигало слово «ошибка» [Электронный ресурс] URL: https://47news.ru/articles/182605/ (дата обращения: 23.06.2024). // ZakS Lenoblasti soglasoval novoe pravitel’stvo Drozdenko. Na jekrane migalo slovo «oshibka» Available at: https://47news.ru/articles/182605/ (accessed: 23.06.2024).
- Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://izbirkom.tatarstan.ru/index.htm/news/1558371.htm (дата обращения: 28.06.2024). // Central’naja izbiratel’naja komissija Respubliki Tatarstan Available at: https://izbirkom.tatarstan.ru/index.htm/news/1558371.htm (accessed: 28.06.2024).
- О внесении изменений в Закон Республики Татарстан от 06.04.2005 № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» [Электронный ресурс] URL: https://rais.tatarstan.ru/file/laws/laws/laws_438181.pdf (дата обращения: 27.06.2024). // O vnesenii izmenenij v Zakon Respubliki Tatarstan ot 06.04.2005 № 64-ZRT «Ob ispolnitel’nyh organah gosudarstvennoj vlasti Respubliki Tatarstan» // Available at: https://rais.tatarstan.ru/file/laws/laws/laws_438181.pdf (accessed: 27.06.2024).
- «Всегда помни: «Я представляю Госсовет Республики Татарстан», – Емельянов-абзый, понял?» [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/article/440226 (дата обращения: 27.06.2024). // «Vsegda pomni: «Ja predstavljaju Gossovet Respubliki Tatarstan», – Emel’janov-abzyj, ponjal?» Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/440226 (accessed: 27.06.2024).
- Петров Е. С. Федеральная поддержка как фактор увеличения влияния регионального института публичной власти // Russian Studies in Law and Politics. Volume 5, Number 1, 2021. – С. 45 – 49. // Petrov E. S. Federal’naja podderzhka kak faktor uvelichenija vlijanija regional’nogo instituta publichnoj vlasti [Governors — ‘Vikings’ and regional political elites in modern Russia: conditions and trends of interaction // Political Expertise] // Russian Studies in Law and Politics. Volume 5, Number 1, 2021. – S. 45 – 49.
- Минниханов вступил в должность президента Татарстана [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru/news/481431 (дата обращения: 27.06.2024). // Minnihanov vstupil v dolzhnost’ prezidenta Tatarstana Available at: URL: https://www.business-gazeta.ru/news/481431 (accessed: 27.06.2024).
- Закон Республики Татарстан от 26.01.2023 № 1-ЗРТ «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан» [Электронный ресурс] URL: https://rais.tatarstan.ru/file/laws/laws/laws_427821.pdf (дата обращения: 27.06.2024). // Zakon Respubliki Tatarstan ot 26.01.2023 № 1-ZRT «O vnesenii izmenenij v Konstituciju Respubliki Tatarstan» Available at: https://rais.tatarstan.ru/file/laws/laws/laws_427821.pdf (accessed: 27.06.2024).