К ВОПРОСУ О ДЕМАРКАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ И ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
ON THE ISSUE OF THE DEMARCATION OF NATIONAL IDEAS AND IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA: A POLITICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES»
Volume 11 (77), № 2, 2025
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 328.132.5(470+571)
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Bikeykin Maxim Evgenievich — postgraduate student at the Scientific Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk.
E-mail: bikeykinm@bk.ru
TYPE: Article
DOI: 10.29039/2413-1695-2025-11-2-151-162
PAGES: from 151 to 162
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: national idea, ideology, state ideology, patriotism, rule of law.
ABSTRACT (ENGLISH): The article presents an analysis of the contradictions in the understanding of the national idea and ideology existing in the Russian political and political science discourse. The rhetoric of the President of Russia VV Putin about his vision of the national idea of the country, set out in public speeches for 2014-2024, has been studied. The views and suggestions of leading researchers on the vision of the national idea and its correlation with various forms of political ideology are presented. On the basis of the analyzed material, the demarcation between the national idea and ideology is carried out, the justification for the need to avoid the adoption of a state ideology in the Russian Federation is presented.
После обострения отношений Российской Федерации со странами коллективного Запада в 2014 г. начал стремительно меняться официальный политический курс страны. Многие исследователи отмечают, что данный процесс был запущен еще в феврале 2007 г. после выступления В.В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Однако он принял совсем иной масштаб после государственного переворота в Украине 2013-2014 гг. Приоритетом России стало возвращение политического, экономического и духовного суверенитета, вследствие чего актуализировался вопрос о национальной идее и идеологии. Процесс продолжается до сих пор, дискуссии о национальной идее России становятся все активнее, а отдельные ее фрагменты получают нормативно-правовое оформление.
Цель данной статьи — проанализировать соотношение понятий национальной идеи и идеологии, существующее в российском политикуме и научном сообществе, выявить ключевые маркеры их демаркации, а также определить возможности и ограничения по использованию концепции патриотизма в качестве национальной идеи современной России.
Президент России В.В. Путин за последние десять лет неоднократно высказывался о необходимости сформулировать национальную идею России и озвучивал свое видение данного вопроса. Для систематизации и наглядности приведем ряд высказываний национального лидера в хронологическим порядке (табл. 1)
Тезис о том, что национальной идеей России является патриотизм, последовательно проходит в выступлениях В.В. Путина. Анализ интенций показывает, как со временем на концепт патриотизма наслаивались новые смыслы, которые конкретизировали видение президентом национальной идеи страны. В.В. Путин подчеркивает консолидирующее значение патриотизма, его способность объединить российское общество. Также в речах президента присутствуют утверждения о необходимости правильного понимания патриотизма в качестве национальной идеи страны и происходит конкретизация смысловых аспектов национальной идеи, таких как приумножение российского народа, крепкая семья и ряд других.
Таблица 1. В.В. Путин о национальной идее России: 2014-2024 гг.
Высказывание | Дата |
«У нас нет никакой, и не может быть друзой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо» [1]. | 03.02.2016 |
«Да. в патриотизме. Я думаю, что ничего другого нс может быть. Патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым… Это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее. В этом залог успеха» [2]. | 10.05.2020 |
«Часто слышу, что нам нужна национальная идея, все об этом говорят, образ будущего. Вы знаете, уважаемые друзья, я стараюсь избегать каких-то высокопарных слов, но считаю, что крепкая благополучная семья, в которой растут двое, трое, четверо детей — по сути и должна быть вот этим образом будущего России» [3]. | 24.08.2021 |
«Великий русский мыслитель Дмитрий Иванович Менделеев еще на рубеже XIX-XX веков, по сути, сформулировал нашу главную национальную идею приумножение парода России» [4]. | 25.04.2023 |
«Нужны объединительные идеи и, конечно, такой объединительной идеей, и сегодняшние события показывают это, может быть патриотизм» [5]. «Однако и сам патриотизм необходимо правильно оформить» [6]. |
07.06.2024 |
Тезис о том, что национальной идеей России является патриотизм, последовательно проходит в выступлениях В.В. Путина. Анализ интенций показывает, как со временем на концепт патриотизма наслаивались новые смыслы, которые конкретизировали видение президентом национальной идеи страны. В.В. Путин подчеркивает консолидирующее значение патриотизма, его способность объединить российское общество. Также в речах президента присутствуют утверждения о необходимости правильного понимания патриотизма в качестве национальной идеи страны и происходит конкретизация смысловых аспектов национальной идеи, таких как приумножение российского народа, крепкая семья и ряд других.
Патриотизм действительно выступает объединяющим фактором в российском обществе, на протяжении столетий служа опорой государства. Однако в нашем понимании национальная идея должна обладать практической реализуемостью, исходя из идейно-смысловых и ценностных ориентиров общества (народа), одним из которых для россиян, безусловно, является патриотизм. Идейно-смысловые и ценностные ориентиры — это часть национального сознания народа, они во многом формируют, обуславливают национальную идею, но в то же время ее не заменяют.
Для более точной иллюстрации нашей мысли мы предлагаем обратиться к рассуждениям известного американского социолога Роберта Беллы, обосновавшего в 1960-е гг. существование в США так называемой «гражданской религии». Анализируя общественно-политические события и явления, сопровождавшие историю США как государства, Роберт Белла делает вывод о трансформации духовных, политических и социальных практик жизни американцев в своеобразную систему символов, ритуалов и идей, имеющую сакральное значение и разделяемую абсолютным большинством американского общества вне зависимости от конфессиональной принадлежности отдельных его членов. Собственно, система этих ритуалов, определенная Р. Белла как «гражданская религия», и выступает консолидирующим фактором, скрепляющим американское общество, которое состоит из носителей различных религий, культур, этнических и прочих атрибутов. Патриотизм же является неотъемлемым базовым элементом гражданской религии (по Р. Белле), а в более широком смысле — частью национального сознания народа [7, с. 172], институционализированным выражением которого и стало появление «гражданской религии». Патриотизм как часть национального сознания служит мобилизации общества (народа) и способствует достижению национальных целей [7, с. 177], но сам по себе национальные цели он не заменяет.
А.Б. Багдасарова определяет национальную идею как духовную доминанту конкретного этапа национального строительства, которая служит идеологическим обоснованием данного процесса и движущим фактором этнической мобилизации. По мнению исследователя, национальная идея представляет собой одну из важнейших частей национального сознания народа и самосознания отдельных его представителей. Вместе с тем появление национальной идеи выступает маркером глубоких социальных, в частности — этнических противоречий в обществе, поскольку национальная идея возникает в результате запроса на объединение на уровне обращения к этнокультурным ценностям народа [8, с. 55].
Если следовать логике А.Б. Багдасаровой, то патриотизм может служить национальной идеей, поскольку несет в себе высокий консолидирующий потенциал. Но в долгосрочной перспективе патриотизм не сможет дать идейное обоснование устремлениям народа и государства. Патриотизм является платформой, безусловной необходимостью и почвой для произрастания национальной идеи, но самостоятельно патриотизм не решает проблему смыслового наполнения национальной идеи. Национальная идея на определенном этапе может быть реализована или стать неактуальной, уступая место новой национальной идее, обусловленной появлением перед народом и государством других вызовов и задач. Патриотизм же необходим для консолидации народа вне зависимости от преобладания на определенном этапе национального строительства той или иной национальной идеи. Чтобы избежать смешения понятий, необходимо провести четкую грань между патриотизмом как элементом национального сознания народа и национальной идеей, диктующей национальные цели и имеющей практическое выражение, то есть реализуемость. Конечно же, патриотизм необходим для воплощения национальной идеи, но как инструмент мотивации, а не как ее смысловое наполнение. Сам по себе патриотизм не генерирует смыслы и, более того, чувство любви к Родине формируется как раз таки в результате воздействия на индивида и общество определенных смыслов и идей.
Е.В. Гайнутдинова рассматривает патриотизм в качестве национальной идеи России с точки зрения мотивационных аспектов его актуализации через призму концепции К.Х. Момджяна и выделяет три вида патриотизма — эмоциональный, рассудочный и долженствующий [9, с. 209]. Согласно позиции автора, в сознании индивида патриотизм проходит три этапа от зарождения сильной позитивной эмоции до формирования ценностных приоритетов и появления осознанности. Патриотизм может быть национальной идеей только на третьем этапе, с уходом от эмоциональности к осознанности [9, с. 210]. Примечательно, что автор выделяет именно мотивационный потенциал патриотизма как формы национальной идеи, отмечая необходимость осознанности, которая приходит к индивиду только после впитывания определенных идейно-смысловых нарративов. Если патриотизм основывается исключительно на эмоциональной составляющей, то служить национальной идеей страны он не способен, хотя даже в таком случае патриотизм все равно сохраняет свой консолидирующий и мотивационный потенциал.
Вместе с тем в российском общественно-политическом пространстве существует немало противоречий относительно понимания идейного содержания и форм проявления патриотизма.
О.В. и И.В. Бахловы отмечают, что ведущие политические силы России предлагают разное смысловое наполнение понятия «патриотизм», в зависимости от идеологической ориентации. Например, во время выборов в Государственную Думу РФ 2021 г. все партии, прошедшие в нижнюю палату парламента, в разной степени апеллировали к концепции патриотизма, но каждая партия использовала его в собственном контексте, предлагая избирателям отличающиеся смыслы [10, с. 193].
В 2019 г. авторы провели исследование крупных интернет-ресурсов, использовав поисковые системы «Яндекс» и «Поиск Mail.ru», продемонстрировавшее, что среди ин-тернет-пользователей также нет единства в понимании патриотизма как основы национальной идеи России, но присутствует «патриотическая и державническая тематика», которая местами смещается в сторону легкой шовинистической риторики [11, с. 34].
В.С. Ромадыкина приводит данные социологического исследования, согласно которому 64% опрошенных россиян считают, что быть патриотом означает любить свою страну, и только 30% понимают патриотизм как активные действия, направленные на развитие страны и улучшение жизни народа. Исследователь напоминает, что в 1990-е гг. уже была предпринята попытка замены национальной идеи концепцией государственности, основанной на патриотизме («демократический патриотизм» Б.Н. Ельцина), однако консолидирующего потенциала данной концепции не хватило на продолжительное время [12, с. 70].
Мы предлагаем рассматривать национальную идею с позиции практических целей и задач, реализуемых материально, используя проектный подход [13, с. 721]. Данный подход для нашей страны исторически обоснован и проверен. СССР всегда ставил максимально амбициозные цели и разрабатывал проекты их реализации. Для иллюстрации нашей мысли предлагаем обратиться к мнению известного российского писателя и историка С.С. Минаева, который утверждает, что на определенном этапе существования СССР национальной идеей страны являлось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Государство поставило цель освоения ресурсов и потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока, для достижения которой оно активно мотивировало граждан участвовать в самом масштабном проекте по развитию данного региона. В качестве стимулирования использовались самые разные инструменты и методы — от агитации с обращением к патриотическим чувствам граждан до различного рода материальной поддержки участников стройки [14]. Строительство БАМ — лишь частный пример национальной идеи СССР, на определенном этапе оформленной в конкретный проект. Сюда же можно отнести электрификацию, освоение целинных земель, систему пятилеток, послевоенное восстановление страны, освоение Арктики, освоение космоса и другие.
Конечно, национальной идеей СССР в широком смысле было построение коммуни-стического/социалистического общества, однако рассматривая в качестве национальной идеи коммунизм или концепции вроде «Москва — третий Рим» [15, с. 68] и «Православие. Самодержавие. Народность» применительно к сегодняшнему дню, мы неизбежно попадаем на поле идеологии, а не национальной идеи. На уровне риторики идеология может подменять собой национальную идею, но, на наш взгляд, это заблуждение. Идеология представляет собой определенный образ мысли и взглядов на существующую политическую и социально-экономическую действительность и декларирует видение страны в будущем, национальная идея же должна апеллировать к чему-то конкретному и реализуемому прямо сейчас (т.е. в осязаемой перспективе), способному объединять общество (народ) для достижения целей национального развития. Принятие официальной идеологии — это опасный путь, потому что любая идеология является продуктом конкретной временной эпохи, определенного исторического этапа, а смена идеологического вектора зачастую сопровождается масштабными социально-политическими потрясениями. Последнее время чаще стало звучать мнение о необходимости введения государственной идеологии, но это противоречит Конституции РФ, о чем в июне 2024 г. напомнил Президент России В.В. Путин во время выступления на ПМЭФ [6].
И.Н. Куксин и Н.В. Селихов говорят о необходимости конституционной реформы в России, поскольку, по их мнению, Основной закон является «юридическим вместилищем национальной идеи любого государства» [16, с. 734], а «заимствование конструктов социального и правового государства в Конституцию России не принесло ощутимой пользы» [16, с. 737]. По мнению авторов, главная угроза единству российского общества (народа) — это социальное неравенство, которое усилилось в постсоветский период из-за отсутствия «положительной идеологии». В понимании исследователей побороть социальное неравенство может изменение Конституции РФ, ограничивающей возможность принятия официальной идеологии [16, с. 739].
Е.С. Толмачева озвучила крайне интересную мысль о том, что конституционный запрет на принятие государственной идеологии в России тоже является видом идеологии, означающим и запрет на существование в стране национальной идеи [17, с. 365]. Исследователь предлагает собственную концепцию правового регулирования национальной идеи, но отмечает необходимость сохранения политического плюрализма как атрибута правового государства и демократического достижения российского законодательства [17, с. 367].
Схожей точки зрения придерживаются Г.А. Куршева и Е.Н. Бикейкин, отмечающие, что статья 13 Конституции РФ запрещает существование в России государственной идеологии, а, стало быть, запрету подвергается и наличие национальной идеи, хотя страна в ней нуждается. Исследователи подчеркивают, что национальная идея должна отвечать на основополагающие вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, объединяя их в самосознании индивида в цельную идейно-смысловую картину [18, с. 22]. Рассуждая с позиции историзма, авторы обосновывают возможность использования в качестве сущностного наполнения национальной идеи концепцию единения народов России.
Во избежание терминологической путаницы, необходимо осуществить демаркацию между политической идеологией и идейно-смысловыми и аксиологическими (ценностными) ориентирами национального сознания народа. Не исключено, что в чем-то они могут совпадать, однако государственная идеология неизбежно приведет к ограничению политической мысли в стране. К тому же значительная часть идейно-смысловых и ценностных воззрений российского народа уже закреплена на уровне нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования. Так, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. содержится список ценностей, близких всем народам России, среди которых: патриотизм; служение Отечеству; семья; созидательный труд; гуманизм; социальная справедливость; взаимопомощь и коллективизм [19]. А в 2022 г. Президентом России В.В. Путиным подписан указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в который кроме выше упомянутых ценностей также вошли: жизнь, достоинство, права и свободы человека; высокие нравственные идеалы; приоритет духовного над материальным; милосердие; взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений; единство народов России [20].
У официального принятия государственной идеологии есть и серьезное глубинное препятствие, которое Н.С. Аникеева определяет как «нигилистическое правовое сознание» российских граждан, имеющее две формы выражения — обыденный и ведомственный правовой нигилизм. По мнению исследователя, в российском обществе в результате переплетения правовой неосведомленности и стереотипов значительная часть общества скептически относится к работе правовых механизмов и законов. Причем такая форма сознания присуща не только малообразованным гражданам, но и представителям интеллигенции, а также сотрудникам государственных институтов и структур [21, с. 13]. Данное социальное явление в перспективе способно нивелировать работу государственных идеологов, особенно если господствующие идеологемы со временем начнут расходиться с реальностью, как это часто бывает. Примечательно, что сторонники конституционной реформы с целью введения государственной идеологии И.Н. Куксин и Н.В. Селихов тоже отмечали склонность массового сознания россиян к впадению в «правовой инфантилизм и правовой нигилизм» [16, с. 737].
Очевидно, страна не может жить без грамотного целеполагания, но в XXI в. это целеполагание не обязательно должно иметь форму государственной идеологии. Вместо того государству будет правильнее предлагать обществу конкретные реализуемые проекты, обоснованные национальными интересами и ценностями, идея и смысл которых заключаются в том, чтобы сделать страну успешнее, а жизнь граждан комфортнее и благополучнее. Причем такие идеи уже есть. Как пример — система национальных проектов России, направленных на развитие страны в таких сферах как демография, здравоохранение, образование, культура, предпринимательство, экология, туризм, цифровые коммуникации, транспортная инфраструктура и другие.
Нам близка позиция А.А. Фатьянова, считающего отождествление национальной идеи и государственной идеологии неконструктивным подходом применительно к современному национальному и государственному строительству [22, с. 57]. Исследователь подчеркивает, что национальная идея не должна быть монолитным и неподвижным постулатом, а обязана видоизменяться в зависимости от приоритетов государства и общества на определенном этапе [22, с. 54]. А.А. Фатьянов предлагает собственную формулировку национальной идеи для современной России через обращение к образу родного дома, которым является Российская Федерация для всех народов, проживающих на ее территории. Исследователь отмечает, что подобная интерпретация национальной идеи позволит донести ее до большей части российского общества благодаря отсутствию излишней политизированности и идеологизированности, способных стать причиной раскола между сторонниками противоположных взглядов на вектор государственного развития. Вместе с тем идея России как родного дома ставит перед обществом конкретные задачи, которые необходимо выполнить, чтобы в этом доме всем было комфортно жить. А.А. Фатьянов определяет их через обеспечение пяти необходимых условий: обустройство, безопасность, свобода, достоинство и защита [22, с. 58].
Возвращаясь к вопросу поиска национальной идеи для современной России, мы еще раз подчеркиваем, что в ее основу необходимо закладывать конкретные достижимые цели и задачи, которые можно представить в форме проектов, имеющих дорожные карты и планы реализации. Но мы не отрицаем необходимости идейно-смысловой «обертки» для данных проектов, под которой их необходимо презентовать и разъяснять обществу (народу).
Подводя итог нашим рассуждениям и обобщая проанализированный материал, можно сформулировать следующие выводы:
1. Концепция патриотизма не может заменить национальную идею в долгосрочной перспективе, поскольку сама по себе она не генерирует идейно-смысловое наполнение для обоснования национальных интересов страны. При этом тактически концепция патриотизма способна временно играть роль национальной идеи, но, как показывает практика, непродолжительное время. Однако невозможно отрицать тот факт, что патриотизм необходим для реализации национальной идеи, поскольку является мощным фактором мобилизации и мотивации общества.
2. Между национальной идеей и идеологией существуют отличия, хотя на уровне риторики они размываются. Идеология требует государственного закрепления в Конституции, иначе она не будет работать. При этом официальное принятие идеологии не является гарантированно эффективным решением, которое улучшит целеполагание государства, — о его ограничениях мы писали выше. С нашей точки зрения, национальную идею от идеологии отличает практическая направленность и смысловая доступность. В свою очередь для идеологии характерна более сложная концептуализация, поскольку идеология состоит из нескольких взаимосвязанных идей (идеологем), представляя собой определенную систему мировоззрения.
- Владимир Путин считает патриотизм национальной идеей России [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/2907 274?ysclid=lyfs4q2iqm125898952 (дата обращения: 10.07.2024).
Vladimir Putin considers patriotism to be the national idea of Russia [Electronic resource]: Kommersant newspaper. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2907274 ?ysclid=lyfs4q2iqm125898952 (date of reference: 07/10/2024). - Путин: не нужно все время хвататься за наше героическое прошлое [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/4341 435?ysclid=lyfxosfef3883764910 (дата обращения: 10.07.2024).
Putin: we don’t need to grab onto our heroic past all the time [Electronic resource]: Kommersant newspaper. URL: https://www.kommersant.ru/doc/43414357ysclidHyf xosfef3883764910 (accessed: 07/10/2024). - Путин рассказал об образе будущего России [Электронный ресурс]: Информационное агентство «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20210824/ buduschee-1747083891.html?ysclid=lyhcv0bl4u876978108 (дата обращения: 11.07.2024).
Putin spoke about the image of the future of Russia [Electronic resource]: RIA Novosti News Agency. URL: https://ria.ru/20210824/buduschee-1747083891. html?ysclid=lyhcv0bl4u876978108 (accessed: 07/11/2024). - Путин назвал главную национальную идею России [Электронный ресурс]: Интернет-газета «Фонтанка.ру». URL: https://www.fontanka.ru/2023/04/25/7224961 1/?ysclid=lyfwhqa9hv278569094 (дата обращения: 10.07.2024).
Putin named the main national idea of Russia [Electronic resource]: <url> online newspaper. URL: https://www.fontanka.ru/2023/04/25/72249611 /?ysclid=lyfwhqa9hv278569094 (accessed: 07/10/2024). - Объединительной идеей для России может стать патриотизм, считает Путин [Электронный ресурс]: Информационное агентство «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20240607/putin-1951488917.htmUysclidMyhbgwv1wm176851863 (дата обращения: 10.07.2024).
Patriotism can become a unifying idea for Russia, Putin believes [Electronic resource]: RIA Novosti News Agency. URL: https://ria.ru/20240607/putin-1951488917. html?ysclid=lyhbgwv1wm176851863 (date of reference: 07/10/2024). - Путин: введение государственной идеологии в России противоречит Конституции [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ». URL: https://www. kommersant.ru/doc/6759901?ysclid=lyhbiwbe5j644629967 (дата обращения: 10.07.2024).
Putin: the introduction of state ideology in Russia contradicts the Constitution [Electronic resource]: Kommersant newspaper. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6759901?ysclid=lyhbiwbe5j644629967 (accessed: 07/10/2024). - Веселова, С. Б. Гражданская религия в Америке Роберт Н. Белла / С. Б. Веселова, В. А. Егоров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Т 15, № 3. — С. 162-182.
Veselova, S. B. Civil religion in America Robert N. Bella / S. B. Veselova, V. A. Egorov // Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. — 2014. — Vol. 15, No. 3. — pp. 162-182. - Багдасарова, А. Б. Национальная идея: сущность и ее трансформация в русской социально-философской мысли / А. Б. Багдасарова // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2004. — № 36. — С. 55-62.
Bagdasarova, A. B. The national idea: the essence and its transformation in the Russian social- philosophical thought / A. B. Bagdasarova // Bulletin of Stavropol State University. — 2004. — No. 36. — pp. 55-62. - Гайнутдинова, Е. В. Патриотизм как национальная идея в России: мотивационные аспекты актуализации / Е. В. Гайнутдинова, М. Н. Руденко, В. Р. Свечкарева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2023. — № 4(77). — С. 206-214.
Gainutdinova, E. V. Patriotism as a national idea in Russia: Motivational aspects of actualization / E. V. Gainutdinova, M. N. Rudenko, V. R. Svechkareva // The Caspian region: politics, economics, culture. — 2023. — № 4(77). — Pp. 206-214. - Бахлова, О. В. Концепт «патриотизм» в партийном дискурсе Российской Федерации и Республики Беларусь / О. В. Бахлова, И. В. Бахлов // Труды Института постсоветских и межрегиональных исследований. — 2023. — № 6. — С. 189-200.
Bakhlova, O. V. The concept of «patriotism» in the party discourse of the Russian Federation and the Republic of Belarus / O. V. Bakhlova, I. V. Bakhlov // Proceedings of the Institute of Post-Soviet and Interregional Studies. — 2023. — No. 6. — pp. 189200. - Бахлова, О. В. Национальная идея России в теоретическом дискурсе и пространстве Интернета / О. В. Бахлова, Н. И. Изергина, И. В. Бахлов // Социально-политические науки. — 2019. — № 5. — С. 31-36.
Bakhlova, O. V. The national idea of Russia in theoretical discourse and the Internet space / O. V. Bakhlova, N. I. Izergina, I. V. Bakhlov // Socio-political sciences. -2019. — No. 5. — pp. 31- 36. - Ромадыкина, В. С. Национальная идея и национальная доктрина в современной России: основные подходы и ценности / В. С. Ромадыкина // Культура и цивилизация (Донецк). — 2022. — № 1(15). — С. 69-76.
Romadykina, V. S. National idea and national doctrine in modern Russia: basic approaches and values / V. S. Romadykina // Culture and Civilization (Donetsk). — 2022. — № 1(15). — Pp. 69-76. - Кузнецов, Н. В. Проектный подход как инструмент реализации национальных проектов в России / Н. В. Кузнецов, Т А. Першина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2023. — Т 14, № 4. — С. 716-732.
Kuznetsov, N. V. Project approach as a tool for the implementation of national projects in Russia / N. V. - Республика БАМ: История Байкало-Амурской магистрали / Уроки истории / МИНАЕВ [Электронный ресурс]: YouTube-канал «МИНАЕВ LIVE». URL: https:// www.youtube.com/watch?v=A7NcweVUDFY (дата обращения: 15.07.2024).
The Republic of BAM: The History of the Baikal-Amur mainline / History lessons / MINAEV [Electronic resource]: YouTube channel «MINAEV LIVE». URL: https:// www.youtube.com/watch?v=A7NcweVUDFY (date of application: 07/15/2024). - Монина, Н. П. Идеологема «Москва — третий Рим» в контексте национальной идеи России: культурологический аспект / Н. П. Монина // Международный журнал гуманитарных и естествMonina, N. P. Ideologeme «Moscow — the third Rome» in the context of the national idea of Russia: a cultural aspect / N. P. Monina // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2020. — № 11-1(50). — Pp. 67-69.енных наук. — 2020. — № 11-1(50). — С. 67-69.
- Куксин, И. Н. Национальная идея в конституции России: теоретическая оценка ключевых положений / И. Н. Куксин, Н. В. Селихов // Nomothetika: Философия. Социология. Право. — 2020. — Т 45, № 4. — С. 732-741.
Kuksin, I. N. The national idea in the Constitution of Russia: a theoretical assessment ofkey provisions / I. N. Kuksin, N. V. Selikhov // Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law. — 2020. — Vol. 45, No. 4. — pp. 732-741. - Толмачева, Е. С. Национальная идея Российской Федерации: анализ конституционно-правового регулирования / Е. С. Толмачева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 11(127). — С. 364-368.
Tolmacheva, E. S. The national idea of the Russian Federation: an analysis of constitutional and legal regulation / E. S. Tolmacheva // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. — 2013. — № 11(127). — Pp. 364-368. - Куршева, Г. А. Концепция единения народов России как сущностный атрибут национальной идеи страны / Г. А. Куршева, Е. Н. Бикейкин // Идеология будущего. — 2023. — №8. — С. 21-28.
Kursheva, G. A. The concept of unity of the peoples of Russia as an essential attribute of the national idea of the country / G. A. Kursheva, E. N. Bikeikin // Ideology of the future. — 2023. — No.8. — pp. 21-28. - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 15.01.2024) [Электронный ресурс]: Президент России. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 17.07.2024).
The strategy of the state national Policy of the Russian Federation for the period up to 2025: approved By the President of the Russian Federation dated 12/19/2012 No. 1666 (ed. from 01/15/2024) [Electronic resource]: The President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (date of reference: 07/17/2024). - Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: утв. Президентом РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]: Президент России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 17.07.2024).
Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: approved By the President of the Russian Federation dated 09.11.2022 No. 809 [Electronic resource]: The President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (date of application: 07/17/2024). - Аникеева, Н. С. Востребованность национальной идеи в современной России / Н. С. Аникеева, С. Е. Туркулец // Юридическая наука и практика: современное состояние и тенденции развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 31 мая 2024 года. — Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2024. — С. 12-17.
Anikeeva, N. S. The relevance ofthe national idea in modern Russia / N. S. Anikeeva, S. E. Turkulets // Legal science and practice: current state and development trends : Materials of the All-Russian Scientific and Practical conference, Khabarovsk, May 31, 2024. Khabarovsk: Far Eastern State University of Railway Engineering, 2024. — pp.12-17. - Фатьянов, А. А. Национальная идея для России: взгляд сквозь призму принципа правовой определенности / А. А. Фатьянов, А. В. Филиппова // Вестник Российской нации. — 2023. — № 5(91). — С. 53-59.
Fatyanov, A. A. National idea for Russia: a look through the prism of the principle of legal certainty / A. A. Fatyanov, A.V Filippova // Bulletin of the Russian Nation. — 2023. — № 5(91). — Pp. 53-59.