ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАРИКАТУР
В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
THE HISTORY OF THE EMERGENCE AND ROLE OF POLITICAL CARTOONS IN THE MODERN POLITICAL PROCESS
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 4, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 32.019.5
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Morozova Oksana Sergeevna — Head of the Department of Political Science and Social Studies of Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Candidate of Political Sciences, Docent, Associate Professor.
E-mail: osmorozova80@mail.ru
TYPE: Article
DOI: 10.29039/2413-1695-2024-10-4-148-159
PAGES: from 148 to 159
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS political cartoons, reforms, public opinion, social mobilization.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article is devoted to the study of the history of the emergence and identification
of the role of political cartoons in the modern political process on the example of various
countries such as the USA, Great Britain, Italy, Mexico and South Africa, etc. The historical
role of cartoons is considered, starting with the works of Thomas Nast, who exposed corruption
in the United States in the 19th century, and James Gilray, whose cartoons contributed to
the electoral reform of 1832 in Great Britain. The article also explores examples from Italy
and Mexico, where cartoons helped mobilize the public to support democratic change and
election transparency. The problem of the study lies in the fact that political cartoons analyzed
by representatives of various sciences have so far been little studied from the point of view
of political science assessment. The author concludes that political cartoons remain an
importantfactor in shaping public opinion, democratic transformations and electoral reforms,
especially in the context ofdigitalization. The article may be of interest to experts in the field of
the electoral process, journalism and philology, as well as to a wide range of readers.
Политические карикатуры как форма визуальной сатиры оказывают значительное
влияние на общественное мнение и политические процессы. Способность передавать
сложные политические идеи с помощью метафор и символов представляет их важным
инструментом для обсуждения актуальных социальных и политических проблем.
Влияние политических карикатур на политический процесс является одним из
ключевых аспектов, составляющих проблему данного исследования, поскольку они
могут выступать в качестве катализатора изменений в политических системах.
Изучение политических карикатур особенно актуально в условиях современного
информационного общества, где визуальные медиаиграютвсё большуюроль. Работытаких
известных карикатуристов, как Томас Наст в США и Джеймс Гилрей в Великобритании,
уже в XIX в. показали, что карикатуры способны мобилизовать общественность для
борьбы с коррупцией и несправедливостью. Современные исследования подтверждают,
что этот вид искусства по-прежнему оказывает значительное влияние на политические
процессы [1, с. 70].
В научной литературе активно обсуждается роль карикатур в политической
коммуникации. Исследователи подчеркивают, что карикатуры помогают не только
критиковать политическую элиту, но и продвигать идеи демократических изменений [2]. В
Италии и Мексике, например, карикатуры способствовали разоблачению фальсификаций
на выборах, что привело к реформированию избирательных систем [3]. В Южной Африке
карикатуры стали важным элементом демократических преобразований после апартеида,
что подтверждает их роль в формировании политического дискурса [4, с. 10].
Актуальность данного исследования заключается в том, что в эпоху цифровизации
карикатуры получили новый импульс развития. Социальные сети позволяют
мгновенно распространять визуальные изображения, увеличивая их охват и влияние
на политические процессы, что делает их важным элементом не только политической
критики, но и общественной мобилизации. Кроме того, цифровые карикатуры могут
использоваться как инструмент политической борьбы, что подчеркивает их значимость
в современной повестке [5].
Целью данной работы является исследование истории политических карикатур, а
также анализ их роли в современных условиях ускоряющейся цифровизации. В статье
рассматриваются примеры различных стран мира, показывающие, как карикатуры
способствуют изменению политических систем и укреплению демократических
институтов.
Для достижения цели были использованы качественные и историко-аналитические
методы. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с анализа доступных
источников, включая научные статьи, исторические документы и примеры карикатур,
повлиявших на политические процессы в США, Великобритании, Италии, Мексике
и Южной Африке. Использовалась методика содержательного анализа [6], которая
позволила выявить ключевые визуальные метафоры и символы, используемые
карикатуристами для мобилизации общественного мнения.
Исторический анализ был применен для изучения карикатур, созданных в периоды
значительных политических изменений, таких как реформы избирательного права
в Великобритании в 1832 г. и борьбы с политической коррупцией в США в XIX в.
Были исследованы работы Джеймса Гилрея и Томаса Наста, чтобы выявить их роль
в формировании общественных настроений и влиянии на инициирование реформ.
Сравнительный метод позволил провести параллели между различными национальными
контекстами, выявляя общие черты и различия в том, как карикатуры способствовали
избирательным реформам [2].
Для анализа современных карикатур и их влияния на политические процессы в эпоху
цифровизации был использован кейс-метод. В частности, рассматривались примеры
карикатур, распространявшихся через социальные сети и вызвавших резонанс среди
общественности, особенно в Мексике и ЮАР [4]. Это дало возможность оценить, каким
образом цифровые медиа усиливают влияние политических карикатур на общественные
настроения и политические реформы.
Каждый этап исследования сопровождался анализом расширенного объема
литературы по теме из различных научных дисциплин: политологии, журналистики,
филологии, современного языкознания, философии и др. Были использованы работы,
освещающие как историческую, так и современную роль политических карикатур
в политической коммуникации и демократических процессах [7, 8]. Например,
исследование С. Гуань [9] позволяет глубже понять уникальность визуальных метафор
в карикатурах, а также их влияние на восприятие политических процессов. Данные из
вторичных источников, такие как работа Р Миллера [10], были проверены на предмет
достоверности и сопоставлены с современными политическими изменениями, что
позволило сделать обоснованные выводы относительно продолжающейся значимости
карикатур в политическом дискурсе.
Таким образом, методология исследования сочетает качественный и количественный
анализ исторических и современных данных, что позволяет глубже понять значение
политических карикатур в контексте стран и эпох [3, 11].
Политические карикатуры в XIX-XX вв. Политические карикатуры играют важную
роль в инициировании и поддержке реформ в различных странах мира, демонстрируя
свою способность оказывать влияние на политические процессы через визуальную
сатиру. Примеры из США, Великобритании, Мексики и других стран подтверждают, что
карикатуры не только отражали общественные настроения, но и активно способствовали
мобилизации граждан для борьбы с коррупцией, несправедливостью и манипуляциями,
в том числе, в избирательных процессах. Рассмотрим ключевые примеры из тех стран,
где политические карикатуры стали катализатором значительных изменений.
США: Томас Наст и избирательные реформы XIX в. Один из наиболее известных
примеров влияния политических карикатур на политический процесс относится
к творчеству Томаса Наста в США в конце XIX в. Наст, который работал в журнале
Harper’s Weekly, использовал карикатуры для разоблачения коррупции, связанной с
политической машиной Таммани-холл в Нью-Йорке, возглавляемой Уильямом «Боссом»
Твидом. Его карикатуры, такие как «Let Us Prey» и «The Tammany Tiger Loose», стали
мощным визуальным обвинением в адрес коррумпированных политиков [8, 10]. Эти
изображения показали общественности истинные масштабы политической коррупции,
что привело к формированию общественного давления на власть и последующим
реформам, направленным на повышение прозрачности выборов. Наст в своих
карикатурах изображал Твида и его союзников как жадных хищников, эксплуатирующих
народ, что способствовало созданию новых институтов для борьбы с коррупцией [2, 3].
Великобритания: Джеймс Гилрей и Реформа 1832 г. В Великобритании в первой
половине XIX в. политические карикатуры также сыграли важную роль в политике,
особенно в процессе инициирования и реализации Реформы 1832 г. Джеймс Гилрей,
один из самых известных британских карикатуристов того времени, активно критиковал
существующую избирательную систему, высмеивая её несправедливость и коррупцию.
Его карикатуры, которые изображали политиков как представителей интересов богатой
элиты, а не народа, стали ключевым инструментом в мобилизации общественного мнения
в направлении избирательных реформ. Визуальные образы Гилрея продемонстрировали
разрыв между представителями власти и народом, что способствовало поддержке
требований о расширении избирательного права и проведении реформ, таких как отмена
«гнилых местечек» и увеличение числа избирателей [12]. Реформа 1832 г. стала важным
шагом к демократизации политической системы Великобритании, и карикатуры Гилрея
сыграли важную роль в подготовке общественности к этим изменениям.
Мексика: Карикатуры против PRI и реформы 1990-х гг. В Мексике политические
карикатуры активно использовались для критики Институционно-революционной
партии (PRI), которая на протяжении десятилетий контролировала политическую
систему страны. В конце XX в. карикатуры стали важным инструментом для разоблачения
политических махинаций и фальсификаций на выборах. Мексиканские карикатуристы,
такие как Эдуардо дель Рио (Rius), активно критиковали коррумпированную
избирательную систему и PRI за её авторитарные методы [13] Карикатуры обличали
манипуляции на выборах и несправедливость политической системы, что способствовало
росту недовольства среди населения и усилению давления на правительство. Эти усилия
привели к реформам избирательной системы в 1990-х годах, когда были внедрены
меры по обеспечению прозрачности выборов и создан независимый Федеральный
избирательный институт (IFE) для борьбы с фальсификациями.
Россия: советская эпоха и современность. В российском контексте политические
карикатуры также имеют долгую историю воздействия на политический процесс. В
дореволюционной России, а затем в Советском Союзе, карикатуры использовались
как инструмент государственной пропаганды, а после распада СССР стали важным
элементом критики власти и политической элиты. Определенную роль в этом аспекте
играли работы карикатуристов, таких как Борис Ефимов и Юлий Ганф, которые
создавали образы, формирующие отношение к политическим лидерам и реформам.
В современной России политические карикатуры продолжают играть важную роль в
формировании общественного мнения [14, с. 210].
Многие современные российские исследователи подчеркивают значение
политической карикатуры в период реформ. Так, в своих работах О. В. Дехнич и Е.В.
Середина показывают, как визуальная сатира помогает критиковать действующую
власть и направлять общественные настроения в поддержку демократических
изменений. Авторы отмечают, что карикатуры позволяют вскрывать коррумпированные
элементы власти, что создаёт условия для общественного запроса на реформы [15, с.
6]. Другие исследователи акцентируют внимание на роли карикатур в формировании
политической идентичности и в продвижении идей социальной справедливости в
условиях современных политических вызовов [16, с. 63].
Италия: Карикатуры и переход к республике. После Второй мировой войны
Италия столкнулась с необходимостью политической трансформации, что привело
к референдуму 1946 года, на котором решалась судьба монархии. Политические
карикатуры того времени активно использовались для продвижения идеи республики,
высмеивая устаревшие и коррумпированные монархические институты [17]. Эти
карикатуры помогли сформировать общественное мнение против монархии, изображая
её как символ прошлого и диктаторских режимов. Карикатуры, например, показывали
короля Умберто II как слабого лидера, что способствовало усилению поддержки
республиканского движения.
Политические карикатуры также сыграли значительную роль в продвижении
последующих реформ, направленных на демократизацию политической системы и
предотвращение возвращения фашистских тенденций. Визуальные сатиры служили
мощным инструментом разоблачения коррупции и способствовали укреплению новых
демократических институтов в стране.
Южная Африка: Карикатуры в эпоху апартеида и после. Южная Африка предоставляет
еще один пример того, как политические карикатуры могут сыграть ключевую роль
в борьбе за демократию и реформы. В эпоху апартеида карикатуры стали одним из
немногих доступных способов критики режима. Множество карикатуристов, таких как
Джонатан Шапиро (известный под псевдонимом Zapiro), использовали свои работы для
обличения несправедливости апартеида и мобилизации общественного мнения против
него [11]. После окончания апартеида и перехода к демократии, карикатуры продолжили
оставаться важным элементом политического дискурса, критикуя действия новой власти
и помогая формировать общественное восприятие политических изменений [18].
Карикатуры играли важную роль в продвижении идей свободных и справедливых
выборов, что способствовало разработке концепции и реализации избирательных
реформ, укрепляющих демократические институты ЮАР. Визуальные изображения,
критикующие фальсификации на выборах и коррумпированные действия политиков,
помогли продвинуть процесс демократизации и обеспечить более прозрачные и
справедливые выборы [18].
Филиппины: Карикатуры против диктатуры Маркоса. На Филиппинах политические
карикатуры сыграли важную роль в борьбе с диктатурой Фердинанда Маркоса в 1980-
х годах. Карикатуры активно использовались для разоблачения авторитарных методов
правления Маркоса, включая фальсификации на выборах и подавление оппозиции. Эти
карикатуры стали мощным средством мобилизации граждан на борьбу против режима,
особенно в условиях ограниченной свободы слова и цензуры традиционных медиа.
Одним из наиболее известных карикатуристов того времени был Филипп
Букоянг, чьи работы разоблачали политические махинации Маркоса и его окружения.
Карикатуры стали символом сопротивления диктатуре и сыграли важную роль в
организации народных протестов, которые в конечном итоге привели к свержению
Маркоса и проведению демократических выборов в 1986 году, известных как «Народная
революция». Избирательные реформы, последовавшие за свержением режима, включали
меры по обеспечению прозрачности выборов и защите демократических институтов [2].
Аргентина: карикатуры и закон Сааенс-Пеньи 1912 г. В начале XX века политические
карикатуры в Аргентине играли важную роль в борьбе за демократические реформы.
Политическая система характеризовалась тем, что значительная часть населения была
исключена из избирательного процесса. Карикатуры стали эффективным средством для
критики коррупции и манипуляций на выборах, поддерживая общественные движения,
требовавшие реформ. Карикатуры часто изображали политиков как коррумпированных
«кукловодов», управляющих системой выборов в своих интересах, что способствовало
формированию массового недовольства [19].
Эти усилия привели к принятию Закона Сааенс-Пеньи в 1912 г., который установил
тайное и обязательное голосование для всех мужчин. Карикатуры помогли мобилизовать
общественное мнение в поддержку этого закона, ставшего ключевым шагом на
пути к демократизации избирательной системы Аргентины. Консерваторы, которые
десятилетиями оставались у власти благодаря сомнительным выборам, не могли
консолидировать политическую партию без народной поддержки. В результате принятия
закона все политические партии были вынуждены реорганизоваться, пересмотрев свои
уставы, создав избирательные платформы, открыв местные отделения и периодически
собирая собрания.
Франция: карикатуры и борьба за всеобщее избирательное право. Во Франции в конце
XIX и начале XX в. политические карикатуры активно использовались для поддержки
движения за расширение избирательных прав. Политическая сатира тех времён часто
высмеивала элитаризм и неравенство в избирательной системе, где значительная часть
населения, особенно рабочие и женщины, не имела права голоса. Карикатуристы
изображали политическую элиту как удалённую от реальных проблем общества, что
помогло усилить общественное давление на власть [20].
Карикатуры сыграли важную роль в мобилизации гражданского общества в
направлении введения всеобщего избирательного права, что привело к постепенным
реформам. Например, избирательные реформы начала XX в. расширили избирательные
права для рабочих, а карикатуры стали важным инструментом в борьбе за избирательное
право для женщин, которое было введено во Франции только в 1944 г.
Индия: карикатуры и избирательные реформы после независимости. После
обретения независимости в 1947 г. Индия столкнулась с необходимостью создания
демократических институтов. В это время политические карикатуры стали важным
инструментом критики авторитарных тенденций и коррупции. Карикатуры высмеивали
политиков и бюрократов, которые злоупотребляли своими полномочиями, и
способствовали формированию общественного запроса на реформы, направленные
на обеспечение честных и справедливых выборов [21]. Карикатуры также сыграли
важную роль в процессе реформирования избирательной системы в 1950-х и 1960-
х годах, когда были приняты законы, усиливающие независимость избирательных
комиссий. Визуальные сатиры помогли мобилизовать население для участия в выборах
и сформировать общественное мнение в поддержку демократии [22].
Выводы
Таким образом, политические карикатуры оказались мощным инструментом для
мобилизации общественности и воздействия на политический процесс [23]. В США
работы Томаса Наста способствовали разоблачению коррупции и созданию условий
для реформирования избирательной системы. [24]. В Великобритании карикатуры
Джеймса Гилрея помогли сформировать общественное мнение в поддержку реформы
избирательной системы 1832 г. В Мексике карикатуры стали важным средством в борьбе
с авторитарным режимом, что способствовало демократическим преобразованиям в
1990-х годах.
Политические карикатуры оказывали значительное влияние на политические
процессы и избирательные реформы не только в США, Великобритании и Мексике,
но и в других странах. Примеры из Италии, ЮАР и Филиппин показывают, что этот
инструмент визуальной сатиры и критики стал неотъемлемой частью борьбы за
демократию и справедливые выборы, оказывая воздействие на массовое сознание и
стимулируя политические изменения. [25].
В Италии карикатуры помогли мобилизовать общественное мнение в поддержку
республики и демократических изменений. В Южной Африке они стали важным
элементом борьбы с апартеидом и продвижения свободных выборов. На Филиппинах
карикатуры играли ключевую роль в сопротивлении диктатуре Маркоса и способствовали
возвращению демократических выборов.
В Аргентине карикатуры способствовали принятию Закона Сааенс-Пеньи, который
установил более справедливые и прозрачные выборы. Во Франции карикатуры
поддерживали движение за всеобщее избирательное право, играя важную роль в
демократизации страны. В Индии карикатуры помогли сформировать общественный
запрос на реформы и создать условия для проведения честных и независимых выборов.
Эти примеры подчеркивают универсальность и силу политических карикатур как
средства мобилизации общественности и продвижения демократических реформ [26].
Приведенные данные показывают, что карикатуры продолжают оказывать значительное
влияние на политические процессы, и их роль в формировании политического дискурса и
инициировании реформ остаётся актуальной и в современную эпоху.
Отвечая на вопрос о том, смогут ли карикатуры идти в ногу со временем и
адаптироваться к требованиям современных СМИ, можно сказать, что для этого не
существует никаких видимых препятствий. Несмотря на кажущееся сокращение
присутствия политических карикатур в печатных СМИ, благодаря сети интернет жанр
политической карикатуры и политического мема продолжает развиваться: создаются
глобальные платформы, где художники со всего мира делятся своими произведениями,
например, cartoonmovement.com, gocomics.com, politico.соm и др.
- Середина Е.В. Визуальная метафора в политической карикатуре // Вестник Ко-
стромского государственного университета. 2012. Т 18, № 3. С. 70-73.
Seredina E.V. Vizual’naja metafora v politicheskoj karikature [Visual metaphor in political caricature] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kostroma State University]. 2012. T. 18, № 3. S. 70-73.
- Renwick A. The Politics of Electoral Reform: Changing the Rules of Democracy.
Cambridge University Press. 2010. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511676390
3. Calderon F. Democracy and Electoral Reforms in Mexico // SciELO Mexico.
Available at: https://www.scielo.org.mx
4. Schulz-Herzenberg C., Southall R. Election 2014 South Africa: The Campaigns, Results and Future Prospects. Jacana Media. 2014. 256 p.
5. First Amendment Museum. How Political Cartoons Inspired Electoral Reforms
// First Amendment Museum. [Year not specified]. Available at: https://
firstamendmentmuseum.org/how-political-cartoons-inspired-electoral-reforms
6. Richards L. Handling Qualitative Data: A Practical Guide [21 paragraphs] // Forum
Qualitative Sozialforschung. 2005. Vol. 7, No. 2, Art. 24.
7. Conners J.L. Popular Culture in Political Cartoons: Analyzing Cartoonist Approaches
// Political Science and Politics. 2007. Vol. 40, No. 2. P. 261-265. DOI: http://dx.doi.
org/10.1017/S1049096507070400
8. Conners J.L. Political Cartoons and Public Debates // Library of Congress. 2016.
Available at: https://www.loc.gov/classroom-materials/political-cartoons-and-
public-debates
9. Guan S., Sun Y. Multimodal metaphor and metonymy in political cartoons as a means
of country image construction // Russian Journal of Linguistics. 2023. Vol. 27. P.
444-467. DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-31664
10. Miller R. Populist Cartoons: An Illustrated History of the Third-Party Movement in
the 1890s. Truman State University Press. 2011.
11. Paget D. The Anti-Authoritarian Populisms: Ideologies of Democratic Struggle in
Tanzania, Zimbabwe and Worldwide // Government and Opposition. 2023. P. 1-22.
DOI: https://doi.org/10.1017/gov.2023.42
12. Political Cartoons and Public Debates // Library of Congress. Available at: https://
www.loc.gov/classroom-materials/political-cartoons-public-debates
13. Horcasitas J., Weldon J. Reforming Electoral Systems in Mexico // In: Shugart M.,
Wattenberg M. (eds), Mixed-Member Electoral Systems: The Best of Both Worlds?
Oxford University Press. 2003. DOI: https://doi.org/10.1093/019925768X.003
14. Чжан Б. Прецедентные феномены в сатирических поликодовых текстах (на ма-
териале политической карикатуры) // Политическая лингвистика. 2023. № 3. С.
209-213.
Chzhan B. Precedentnye fenomeny v satiricheskih polikodovyh tekstah (na materiale
politicheskoj karikatury) [Precedent phenomena in satirical polycode texts (based
on the material of political caricature)]// Politicheskaja lingvistika. [Political
Linguistics]2023. № 3. S. 209-213.
15. Дехнич О.В., Середина Е.В. Метафоризация визуального компонента в совре-
менной американской политической карикатуре // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Лингвистика. 2019. Т 16, № 1. С. 5-10.
DOI: https://doi.org/10.14529/ling190101
Dehnich O.V., Seredina E.V. Metaforizacija vizual’nogo komponenta v sovremennoj
amerikanskoj politicheskoj karikature [Metaphorization of the visual component in
modernAmerican political caricature] // Vestnik Juzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo
universiteta. Serija: Lingvistika.[ Bulletin of the South Ural State University. Series:
Linguistics.] 2019. T 16, № 1. S. 5-10. DOI: https://doi.org/10.14529/ling190101
16. Чжан Б., Катышев П.А. Визуальная метафора в сатирических поликодовых тек-
стах интернет-коммуникации: на примере карикатур и демотиваторов об анти-
российских санкциях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т 16, Вып. 7. С. 61-68. DOI: https://doi.org/10.30853/phil20230046
Chzhan B., Katyshev P.A. Vizual’naja metafora v satiricheskih polikodovyh tekstah
internet-kommunikacii: na primere karikatur i demotivatorov ob antirossijskih
sankcijah [Visual metaphor in satirical polycode texts of Internet communication:
on the example of cartoons and demotivators about anti-Russian sanctions]//
Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki.[ Philological Sciences. Questions
of theory and practice] 2023. T 16, Vyp. 7. S. 61-68. DOI: https://doi.org/10.30853/
phil20230046
17. Marin-Arrese J.I. Political Cartoon Discourse: Creativity, Critique and Persuasion //
Culture, Language and Representation. 2019. Vol. 22. P. 117-134. DOI: https://doi.
org/10.6035/CLR.2019.22.7
18. Fölscher M., Nyenhuis R. Populist parties shifting the political discourse? A case
study of the Economic Freedom Fighters in South Africa // The Journal of Modern
African Studies. 2021. Vol. 59, No. 4. P. 535-558. DOI: https://doi.org/10.1017/
s0022278x21000276
19. Alles S. Electoral Reform in Latin America // Oxford Bibliographies. 2019. Available
at: https://www.oxfordbibliographies.com/display/document/obo-9780199756223/
obo-9780199756223-0287.xml
20. Fauvelle-Aymar C., Lewis-Beck M., Nadeau R. French Electoral Reform and the
Abstention Rate // Parliamentary Affairs. 2010. Vol. 63. [Page numbers not specified].
DOI: https://doi.org/10.1093/pa/gsq009
21. Equbal M. Electoral reforms in India: An analysis // International Journal of
Political Science and Governance. 2019. Vol. 1. P 43-45. DOI: https://doi.
org/10.33545/26646021.2019.v1.i1a.186
22. Electoral Reforms in India. [Year not specified]. Available at: https://www.clearias.
com/electoral-reforms-in-india/
23. Мошнин А.С. Визуальная метафора в политической карикатуре // Молодой уче-
ный. 2020. № 41 (331). С. 72-74.
Moshnin A.S. Vizual’naja metafora v politicheskoj karikature[A visual metaphor in
a political caricature] // Molodoj uchenyj.[ Young Scientist] 2020. № 41 (331). S.
72-74.
24. Knowledge Unlimited. Understanding and Creating Political Cartoons. 1998.
Madison, Wisconsin: Knowledge Unlimited. Available at: https://openlibrary.org/
works/OL5748426W/Understanding_creating_editorial_cartoons
25. Political Cartoons: A Visual Commentary on Society // LatAm ARTE. Available at:
https://www.latamarte.com/political-cartoons-visual-commentary
26. Гришин Н.В. Изучение инноваций государственной электоральной политики:
обзор научной литературы // Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т 18, № 2. С. 149-159. DOI: 10.17072/2218-1067-2024-2-149-159
Grishin N.V Izuchenie innovacij gosudarstvennoj jelektoral’noj politiki: obzor
nauchnoj literatury [The study of innovations in state electoral policy: a review
of scientific literature] // Vestnik Permskogo universiteta. Politologija.[ Bulletin
of the Perm University. Political science.] 2024. T 18, № 2. S. 149-159. DOI:
10.17072/2218-1067-2024-2-149-159