ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСУМ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.Д. ШОРКИНА И 50-ЛЕТИЮ ЕГО НАУЧНОЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
MAN-UNIVERSE (TO THE 80TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF A.D. SHORKIN AND THE 50TH ANNIVERSARY OF HIS SCIENTIFIC AND TEACHING ACTIVITIES)
JOURNAL: « PROCEEDINGS OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE/ PHILOSOPHY/ POLITICAL SCIENSE. CULTURAL STADIES »
Volume 10 (76), № 2, 2024
Publicationtext (PDF): Download
UDK: 929 + 130.2
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS: Zudilina Nadezhda Victorovna – Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Faculty of Philosophy, Department of Philosophy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
E-mail: nadiya.zudilina@gmail.com
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1695-2024-10-2-4-20
PAGES: from 4 to 20
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: A.D. Shorkin, philosophy of culture, universum, scheme of universum, structure, philosophy of science, noospherology
ABSTRACT (ENGLISH): The article is dedicated to the 80th anniversary of a major Crimean philosopher – Alexey Davydovich Shorkin, and to the 50th anniversary of his scientific and teaching activities. An overview of the main stages of his professional development is given. The main areas of his research in the field of philosophy are considered, including, developed by A.D. Shorkin, the concept of the schemes of universa in the history of culture. A list of the main scientific publications of A.D. Shorkin is presented.
15 июня 2024 года исполнилось 80 лет со дня рождения Алексея Давыдовича Шоркина, одного из крупных отечественных философов, являющегося талантливым ученым, экспертом и общественным деятелем, доктором философских наук, профессором. Каждый человек – это универсум, особая, уникальная вселенная[1], но есть люди, которые в наибольшей степени заслуживают такое название: многосторонность их интересов, многоаспектность их познаний и опыта делает их целой богатейшей вселенной. К таким людям относится и Алексей Давыдович – человек-универсум, подлинный эрудит, универсально образованный человек с широким кругозором и глубокими познаниями в различных областях естественного и социально-гуманитарного знания – физике и математике, синергетике и ноосферологии, филологии, психологии, культурологии и экономике, а также в различных областях философского знания – философии и методологии науки, социальной и практической философии, а также в области философии культуры, в которой им разработана концепция схем универсумов в истории культуры.
Алексей Давыдович Шоркин родился 15 июня 1944 года в г. Сочи.
В 1961 году Алексей поступил на физико-математический факультет Крымского государственного педагогического института имени М. В. Фрунзе. Уже в студенческие годы проявились незаурядные способности Алексея, его свободолюбивая натура. Профессор был, по его собственным словам, «ершистым студентом», жил полной жизнью, реализуя свой потенциал во многих областях. Он легко схватывал новую информацию, любил музыку, в том числе, джаз. На протяжении всего обучения в вузе интенсивно занимался различными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика). Алексей любил рисовать, и ещё в школе выигрывал конкурсы по рисованию эмблем, в том числе, стал автором эмблемы Малой академии наук Крыма[2], а будучи студентом, рисовал стенгазеты и шаржи на преподавателей.
Со студенческих времён у Алексея Давыдовича проявилась страстная любовь к чтению, причём был он, по его словам, «всеядным»: читал и шедевры мировой классики, и любую отечественную и зарубежную художественную литературу, и разнообразные научные источники по многим естественным и социально-гуманитарным дисциплинам – от физики и экономики до этнографии и истории спорта или джаза. С той поры Алексей стал библиофилом, и все свои средства, в том числе, от получаемых им повышенных стипендий, использовал для покупки книг. В результате им была собрана уникальная библиотека, насчитывающая сотни экземпляров, в которой есть и редкие, дореволюционные издания, например, первый перевод произведений Вольтера на русский язык, изданный в 1805 году.
В 1966 году А.Д. Шоркин окончил физико-математический факультет Крымского государственного педагогического института имени М. В. Фрунзе, а в начале 1967 года был призван в армию, в войска связи. Он закончил службу в конце этого же года в звании офицера. За год службы он побывал на учениях во многих странах, в том числе в Греции, Югославии, Румынии, Молдове. Алексей Давыдович достиг значительных успехов во многих видах спорта, имел первый разряд по фехтованию, футболу и лёгкой атлетике, а во время трёхмесячной командировки в Москву участвовал в спартакиаде.
В 1968 году молодой специалист был приглашён в alma mater на родной физико-математический факультет, в качестве лаборанта кафедры общей физики, где проработал до 1969 года.
C 1969 по 1974 год Алексей Давыдович был техником и старшим инженером в Институте минеральных ресурсов в г. Симферополе. В этот период Алексею, совместно с командой исследователей, удалось создать лучшую в УССР лабораторную установку для высокочувствительного анализа химических элементов. Методом ядерно-эмиссионной спектроскопии удалось оптимизировать поиск нужных стране ресурсов – ртути и других редкоземельных металлов.
Хотя А.Д. Шоркина не хотели отпускать из Института минеральных ресурсов и предлагали защищать кандидатскую диссертацию по техническим наукам, в 1974 году он поступил в заочную аспирантуру Института философии АН УССР в Киеве. Чтобы поступить в аспирантуру, молодой специалист сумел победить в конкурсе, в котором было 22 человека на два места.
На протяжении вот уже 50 лет Алексей Давыдович работает в вузе и занимается научной и преподавательской деятельностью (1974–2024). С 1974 года Алексей Давыдович трудился сначала старшим лаборантом, а затем ассистентом и старшим преподавателем на кафедре философии в Симферопольском государственном университете имени М.В. Фрунзе[3]. Под руководством заведующего кафедрой А.Т. Шумилина[4], Алексей Давыдович, в составе других преподавателей кафедры, организовал в различных городах Крыма восемь всесоюзных конференций по проблемам творчества. Это было значительное событие в научной жизни страны: количество участников достигало 400 человек, выступали ведущие философы Советского Союза, в их числе А.В. Гулыга, Г.С. Батищев, Б.М. Кедров, А.Г. Спиркин и другие. По итогам конференций были изданы восемь сборников материалов, которые были набраны, отредактированы и подготовлены к печати силами А.Д. Шоркина, А.П. Цветкова и Л.И. Зиннуровой.
В 1979 году Алексей Давыдович завершил работу над кандидатской диссертацией «Роль философских идей в формировании физических теорий», подготовленную под руководством профессора Петра Сидоровича Дышле́вого[5]. Однако защита в тот год не состоялась: по обвинению секретаря ЦК КПУ по идеологии В.Е. Маланчука, профессора П.С. Дышле́вого уличили в «идеологической неблагонадёжности» и лишили поста заместителя директора АН УССР и должностей декана философского факультета и заведующего кафедрой диалектического материализма в Киевском государственном университете[6]. Только через два года, в 1981 году, Алексей Давыдович успешно защитил диссертацию в специализированном совете при Белорусском государственном университете в Минске (специальность 09.00.08 Философские вопросы естествознания). Первым оппонентом на защите выступила Инесса Ивановна Жбанкова[7], видный белорусский философ.
А.Д. Шоркин провёл диссертационное исследование на обширном материале, отражающем достижения не только отечественной, но и зарубежной естественно-научной и философской мысли. Так, спустя четверть века, известный постпозитивист Джозеф Агасси[8], принимая участие в научной конференции, состоявшейся в Таврическом национальном университете в Доме науки, был глубоко тронут тем, что первое представление его трудов в Советском Союзе было осуществлено в работах Алексея Давыдовича, в том числе, в его кандидатской диссертации, где были представлены переводы фрагментов трудов Агасси.
Продолжая преподавание на кафедре философии в Симферопольском государственном университете имени М. В. Фрунзе, А.Д. Шоркин в 1984 году получил учёное звание доцента. Под руководством профессора В.Н. Сагатовского[9], возглавлявшего кафедру философии, были проведены всесоюзные конференции по деятельностному и системному подходам, в организации которых Алексей Давыдович принимал активное участие. В тот период усилиями кафедры были подготовлены пять выпусков по философии, для внутреннего использования в университете. Из этих выпусков был составлен учебник по философии, который был опубликован в издательстве «Высшая школа». Раздел, написанный А.Д. Шоркиным, был сочтён редакторами «Высшей школы» самым интересным, и ему было предложено осуществить второе издание учебника. К сожалению, по ряду причин, этот проект не был реализован.
В 1994 году, в результате многолетних научных исследований, А.Д. Шоркин подготовил к изданию монографию «Схемы универсумов в истории культуры: Опыт структурной культурологии» [см. 4], в которой изложил оригинальную философско-культурологическую концепцию, базирующуюся на синергетической парадигме и идеях структурализма. Работа над книгой проводилась в тяжёлые постперестроечные времена, поэтому хотя монография была готова ещё в 1994 году, из-за недостатка средств она была издана только через два года, в 1996 году.
Известный философ и культуролог Сергей Борисович Крымский[10], ознакомившись с монографией А.Д. Шоркина, оценил оригинальность его концепции, и подтолкнул к защите докторской диссертации[11]. В 1999 году Алексей Давыдович успешно защитил докторскую диссертацию «Схемы универсумов: методологический проект связности культуры», в специализированном совете при Киевском государственном университете им. Т.Г. Шевченко.
Остановимся кратко на некоторых положениях концепции А.Д. Шоркина.
Изучение истории культуры путём диахронического прослеживания трёх изолированных «историй» – истории литературы, истории искусства и истории науки – приводит к тому, что мы не видим глубинной связности культуры и допускаем ретроспективные искажения. Культура связана схематиками универсумов, поэтому в дополнение к диахронической культурологии, А.Д. Шоркин предлагает синхроническую культурологию, которая, для того чтобы быть связной, должна быть структурной [см. 4, с. 4]. Такая культурология основана на комплементарности всех явлений культуры: ценностные установки, нормы деятельности и когнитивные структуры представляют собой некоторую, неповторимую для каждой эпохи, целостность. Основаниями комплементарности являются схемы универсумов, то есть, так или иначе подразумеваемые в данной культуре «…структуры, порождающие единство и многообразие культурных проявлений» [4, с. 3–4]. За всем фантастическим разнообразием культурных феноменов есть простые основания, исходные примитивы[12]. Эти основания, как правило, остаются вне поля рефлексии, являясь «…главными ориентирами критического разума, но не его предметом» [4, с. 4]. Обнаружение этих оснований и их критика означают распад этой культуры и становление новой[13]. Опыт структурной культурологии состоит в стремлении замены метафоричности, используемой при описании исходных оснований культуры, простотой несущих их структур [см. 4, с. 5].
Как отмечает А.Д. Шоркин, само понятие «универсум», до публикации его монографии «Схемы универсумов в истории культуры…», почти не использовалось в отечественной философской литературе. Благодаря его монографии, понятие универсума было введено в оборот, и появился целый ряд публикаций, в которых использовался данный концепт[14].
Продолжая работать на кафедре философии Таврического национального университета имени В.И. Вернадского[15], Алексей Давыдович получил в 2003 году учёное звание профессора по специальности «Философская антропология, философия культуры».
Огромная заслуга Алексея Давыдовича состоит в том, что его усилиями в Крыму была начата подготовка профессиональных философов: в 1993 году А.Д. Шоркин открыл специальность «Философия», на которую был осуществлён первый набор студентов, обучавшихся на образованном под эту специальность философском отделении при историческом факультете. Алексей Давыдович разработал также учебную программу по специальности «Философия»: из трёх-четырёх конкурирующих вариантов учебных программ, предложенных сотрудниками кафедры, была избрана, согласована и принята коллективом кафедры, во главе с В.Н. Сагатовским, программа, разработанная А.Д. Шоркиным. Вспоминая этот период, Алексей Давыдович отметил, что открытие специальности было сложным процессом, требующим больших затрат и усилий. Сторонников открытия специальности «Философия» было мало, а те немногие, кто помогал, отступили перед трудностями. Главным мотивом, подвигнувшим Алексея Давыдовича на это трудное дело, было желание организовать подготовку профессиональных философов в Крыму, что, в свою очередь, обеспечивало более интересную работу и возможности для профессионального роста.
В 2000 году О.А. Габриелян, заведующий кафедрой политологии и социологии[16], открыл специальность «Политология», а Д.С. Берестовская, заведующая кафедрой украинской и зарубежной культуры[17], при поддержке А.Д. Шоркина, открыла специальность «Культурология». Соответственно, были осуществлены первые наборы студентов на эти специальности[18].
Наличие трех выпускающих кафедр с их кадровым потенциалом, а также студенческого контингента по трём специальностям, сделали возможным создание философского факультета. Реализована эта возможность была почти через десять лет после открытия специальности «Философия» (1993): в конце 2002 года, преодолев все препятствия, Алексей Давыдович создал философский факультет[19] и стал его первым деканом (в январе 2003 года). Открытие специальности «Философия» и создание философского факультета – это огромная заслуга Алексея Давыдовича. Без его энергии, ума и настойчивости философия в Крыму осталась бы только на уровне преподавания общевузовской дисциплины.
Алексей Давыдович успешно руководил факультетом с 2003 по 2007 год. За этот период философский факультет стал взаимосвязанным организмом со множеством междисциплинарных связей. На всех трёх направлениях подготовки («Философия», «Политология» и «Культурология») читались общие для всех трёх направлений, хорошо подготовленные курсы, что способствовало повышению уровня преподавания, интеграции преподавателей и студентов всего факультета. Проводились совместные, междисциплинарные научные конференции, на которых специалисты из различных областей гуманитарного знания обогащали друг друга своими идеями.
В период пребывания А.Д. Шоркина на посту декана получила новый импульс развития научная деятельность на факультете: начали эффективно функционировать два специализированных совета по защите диссертаций – была налажена работа диссовета по философии[20] и открыт диссовет по политическим наукам[21]; успешно осуществлялась подготовка специалистов высшей квалификации, защищались кандидатские и докторские диссертации. Были разработаны и введены новые учебные программы и множество новых дисциплин, в том числе, спецкурсов, соответствующих научным интересам преподавателей. Это обеспечивало постоянный профессиональный рост кадрового состава факультета, улучшение его качества.
В 2005 году Алексей Давыдович стал инициатором и руководителем проекта «Таврические чтения “Анахарсис”», в рамках которого ежегодно, в сентябре месяце на побережье Крыма проводится научная конференция. За уже почти двадцатилетнюю[22] историю её существования, в ней приняли участие философы и деятели науки из многих стран мира. Материалы лучших докладов публикуются в форме научных статей в ВАКовском журнале «Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия “Философия. Политология. Культурология”». С самого основания проекта «Анахарсис», и на протяжении многих лет его существования, А.Д. Шоркин был председателем оргкомитета и руководителем конференции, а ныне является её президентом.
Оставив пост декана, Алексей Давыдович продолжил вести активную научную и преподавательскую деятельность на должности профессора кафедры философии. С 2009 по 2021 год профессор А.Д. Шоркин был главным редактором журнала из списка ВАК «Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия “Философия. Политология. Культурология”»[23]. На этом посту Алексей Давыдович многое сделал для сохранения журналом статуса ВАКовского и повышения качества публикуемых статей, в том числе, нередко лично редактировал статьи, поступающие в журнал для публикации[24]. Алексей Давыдович является членом редколлегии и некоторых других философских журналов. Как высококвалифицированного специалиста, его постоянно привлекают для рецензирования статей.
В настоящее время Алексей Давыдович продолжает плодотворно работать на кафедре философии Института «Таврическая академия» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, ведёт активную научную и творческую деятельность, выдвигает различные инициативы, направленные на развитие кафедры философии, философского факультета и Института «Таврическая академия».
А.Д. Шоркин является автором и соавтором более 150 научных работ, 12 монографий, учебника по философии, в том числе, учебной программы общевузовского курса «Ноосферология», опубликованной в 2008 году в коллективной монографии по ноосферологии [см. 9, с. 414–417]. Общевузовский курс «Ноосферология» стал своего рода «визитной карточкой» Таврического национального университета, носящего имя Владимира Ивановича Вернадского[25], одного из основателей учения о ноосфере. Алексей Давыдович помог поднять курс ноосферологии до уровня общевузовского, а предложенная им учебная программа стала одним из образцов для преподавания этой дисциплины в Таврическом национальном университете. Ноосферология, являясь междисциплинарной областью знания, посвящённой исследованию современного состояния и перспектив развития ноосферы, в период ректорства Н.В. Багрова, объединила собой не только философский факультет, но и весь университет.
В области культурологии А.Д. Шоркин исследует структуру культуры и её динамику, а в области философии науки – специфику науки как типа знания, типа рациональности, а также действующие факторы и модели развития науки. Недавно внимание Алексея Давыдовича, привлекла проблематика практической философии. В 2023 году им опубликованы две статьи [см. 10, 11], в которых рассмотрено, что понимается под словосочетанием «практическая философия». Согласно А.Д. Шоркину, практическая философия – «…это функция философии, а не часть» [10, с. 32]. В первой статье выделены три версии понимания практической философии, которые референциально сопрягаются, дополняют друг друга: философия поступка, достойного образа жизни (целью такой практической философии обязательно должен быть поиск истины [см. 10, с. 33]) и утешения[26]. Во второй статье, напротив, выделены иные версии понимания практической философии, лишенные референциального сопряжения [см. 11].
Профессор А.Д. Шоркин является высококвалифицированным преподавателем, которого любят и ценят студенты. Его лекции и семинары отличаются методологическим мастерством, чувством юмора, доброжелательным стилем общения, и неизменно пользуются успехом. В течение десятков лет Алексей Давыдович является научным руководителем студентов и аспирантов. Многие из них занимали призовые места на различных конкурсах и олимпиадах, а многие научные работы обучающихся были отмечены дипломами и наградами на конференциях.
За время работы в университете А.Д. Шоркин разработал и прочитал множество авторских учебных курсов: «Схемы универсумов в истории культуры», «Символические формы культуры в истории общества», «Актуальные вопросы философии культуры», «Политическая культура», «Философская и социальная антропология», «Человек-персона», «Проблемы современной философской антропологии», «Перспективы антропологии в эпоху глобальных трансформаций», «Ноосферология», «Социальная динамика в эпоху глобальных трансформаций», «Социально-философский анализ текстовой коммуникации», «Анализ научного текста», «История и теория рациональности», «История логики», «История и методология науки», «Актуальные проблемы современного социального знания», «Методология и методики исследования общества», «Методика преподавания философии в высшей школе», «Методика преподавания философии и обществознания» и другие.
Профессор А.Д. Шоркин пользуется заслуженным авторитетом не только в университете, но и за его пределами, ведёт активную общественную деятельность. Многие годы он являлся членом конкурсной комиссии по присуждению премий Государственного Совета Республики Крым студентам вузов Крыма. В течение ряда лет исполнял работу в экспертном совете по философии Высшей аттестационной комиссии Украины, а также являлся членом Государственной аккредитационной комиссии Украины. Был участником «Программы развития и интеграции Крыма» Организации объединенных наций.
За большой вклад в подготовку квалифицированных кадров в области философии, развитие образования Крыма и высокий профессионализм, Алексей Давыдович Шоркин был отмечен различными наградами и почётными званиями: почетное звание «Залуженный профессор Таврического национального университета им. В. И. Вернадского»; нагрудный знак Таврического национального университета им. В. И. Вернадского; диплом Министерства образования Украины; диплом Академии педагогических наук за монографию «Лики ментальности и поле политики»; значок ветерана к 100-летию университета и др.
С 2003 по 2007 год А.Д. Шоркин был руководителем Крымского Совета экспертов. Междисциплинарный склад ума, глубокие и всесторонние познания, в том числе, в области экономики, а также истории и этнографии Крыма, помогли Алексею Давыдовичу стать эффективным экспертом, которого регулярно привлекают для оценки и прогнозирования в таких областях, как межэтнические отношения[27] и перспективы социального развития. Кроме того, А.Д. Шоркин является экспертом в вопросах общего экономического характера, и способен выявлять их философские аспекты. Интересен результат, полученный Алексеем Давыдовичем в области математического моделирования мир-системных[28] процессов: им была выявлена математическая зависимость, показывающая, как связана изобретательская активность с валовым продуктом на душу населения. Ещё при А.Т. Шумилине, в рамках хоздоговорной темы, Алексей Давыдович разработал модель оценки результатов научно-технического творчества, и выступал, защищая и обсуждая эту модель, в различных вузах СССР, в том числе, в МГУ им. М.В. Ломоносова.
На протяжении многих лет профессор А.Д. Шоркин является членом диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В настоящее время он состоит в трёх диссоветах. Кроме того, Алексея Давыдовича постоянно привлекают для оппонирования диссертаций и их рецензирования.
Под руководством профессора А.Д. Шоркина подготовлено и защищено две диссертации на соискание ученой степени доктора наук и четырнадцать диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. В их числе, кандидатская диссертация «Формирование идентичности в Интернет-сообществах» [см. 14], принадлежащая автору данной статьи, который искренне благодарен Алексею Давыдовичу за внимательное и терпеливое отношение, уважение к мнению диссертанта, за человеческую и научно-методологическую поддержку и помощь, за пример житейской мудрости, выдержки и уравновешенности.
Автор и редколлегия журнала сердечно поздравляет Алексея Давыдовича с юбилейными датами, и желает ему здоровья, счастья, благополучия и дальнейших научных и творческих успехов!
Список основных публикаций А.Д. Шоркина
Философия и методология науки
- Эвристическая роль философских принципов в научном творчестве // Проблемы философии. – Вып. № 44. – Киев: «Вища школа», 1978. – С. 82–90.
- Универсумы культур и типы рациональности // Анализ знаковых систем. История логики и методологии науки (тезисы докладов IX Всесоюзного совещания). – Киев: «Наукова думка», 1986. – С. 142–143.
- Рациональность как мироотношение // Учёные записки Крымского института экономики и хозяйственного права. – Вып. 1. – Симферополь: КИЭХП, 1997. – С. 87–96.
- Суждение как референциальная функция / Осознать смысл, осмыслить сознание: разум и Другая рациональность: сб. статей / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. – М.: ООО «Садра», 2023. – С. 124–149.
- Диалог-Послесловие (совместно с А.В. Смирновым) / Осознать смысл, осмыслить сознание: разум и Другая рациональность: сб. статей / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. – М.: ООО «Садра», 2023. – С. 150–156.
Философия культуры
- Схемы универсумов в истории культуры: [монография] / А.Д. Шоркин. – Симферополь: Редотдел Крымского комитета по делам печати и информации, 1996. – 214 с.
- Пространства речи и умолчания в универсумах культуры // Коллективные стратегии языковой коммуникации. – Симферополь: ТНУ, 1998.
- Смерть и бессознательное: метафизика присутствия и небытия // Наука і освіта. – № 4 (спецвыпуск). – Одеса: ПНЦ АПН України, 2001. – С. 83–85.
- Метафизика присутствия и небытия // Гипнос, Танатос и Асклепий в культуре народов Крыма: гуманитарный и медицинский аспекты. – Вып. № 1. – Симферополь: Крымский архив, 2003. – С. 10–16.
- От тенда к синтому // Актуальные проблемы философии: общество, политика, культура. – Вып. 2. – Симферополь, ТНУ, 2006. – С. 4–5.
- Постбинарные структуры: живые игры бинарных оппозиций // Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2011. –Т. 24 (63). – № 3–4. – С. 8–20.
- Культурология лжи // Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2012. – Т. 24 (65). – № 1–2. – С. 102–122.
- Декаданс современного лексикона культурологии // Studia Culturae. – Вып. 2 (28). – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. – С. 85–96.
- Редеющая телесность артефакта // Вестник СПбГУ. Серия «Философия и конфликтология». – 2021. – Т. 37. Вып. 2. – С. 322–337.
Ноосферология
- Грани ноосферной парадигмы // Культура народов Причерноморья. – Май, 2002. – № 31. – С. 19–28.
- Человек и техника в парадигме ноосферы / Ноосферология: наука, образование, практика: [сб. науч. ст.] / Н. В. Багров [и др.]; общ. ред. О. А. Габриелян; Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь: Издательство «Феникс», 2008. – С. 248–274.
- Модель динамики населения мира // Геополитика и экогеодинамика регионов. – Том 1 (11). Вып.3. – Симферополь, 2015. – С. 5–22.
Социальная проблематика
- Ментальность: культурологический аспект / Лики ментальности и поле политики / Н.Ф. Калина, Е.В. Черный, А.Д. Шоркин. – Киев: Агропромиздат Украины, 1999. – 183 с.
- На шаткой лестнице услуг // Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Социология. Педагогика. Психология.». – 2023. –Т. 9 (75). – № 1. – С. 36–50.
Философия образования
- Миссия новых поколений // 1917–2017: Россия в поисках будущего: монография / Науч. ред. И.И. Кального. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. – С. 205–228. – ISBN 978–5–907032–39–2.
- Метаморфозы поколений // Вызов времени и ответы России: 1917–2017. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – С. 143–163.
- Социальный τελος образования / Образование в России: поиск новой парадигмы. – Симферополь: «Селта», 2020. – С. 108–140.
- Участь образования в цифровой метакультуре / Человек и его просвещение идеи, проекты, практика. – М.: ИНФРА-М, 2021. – С. 245–260.
Технологии: история и методология
- К истории технелогической оснащённости человечества (проблема соотношения техники и морали) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2015. – Т. 1 (67). – № 1. – С. 29–37.
- Этапы лидирующих инноваций (от мезолитической революции до бронзового века) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2015. – Т. 1 (67). – № 2. – С. 20–29.
- Лезвие и рукоять (от осевого времени до смутных времен демографической катастрофы) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2016. – Т. 2 (68). – № 3. – С. 61–70.
- Европейский путь к рациональным технологиям Нового времени (1400-1650 годы) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2017. – Т. 3 (69). – № 1. – С. 35–44.
- Становление «технелогий» science и рационального индивидуализма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2017. – Т. 3 (69). – № 2. – С. 46–54.
- IT: безупречный код и уязвимые нарративы // Человек во власти цифры: мышление, знание, сознание. Материалы Всероссийской научной конференции «XVIII Таврические философские чтения “Анахарсис”». – М.: РГГУ, 2022. – С. 6–9.
Практическая философия
- Шоркин А.Д. «Практическая философия»: сопряжение референций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2023. –Т. 9 (75). № 2. – С. 28–40.
- Шоркин А.Д. «Практическая философия»: рассогласованность множественных референций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 41–56.
Учебник
1. Філософське розуміння світу (раздел учебника) / Філософія. – Київ: «Вища школа», 1995.
- Ayto J. Word Origins: The Hidden Histories of English Words from A to Z / John Ayto. – London: A&C Black, 2005. – 563 p.
- Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch / Julius Pokorny. – Bern, München: Francke Verlag, 1959. – 1183 p.
- Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 1999. – 944 с. – ISBN 5–8291–0003–7. // XIX–XX Centuries Philosophers of Russia. Biographies, Ideas, Works. – 3rd, revised and extended ed. – Moscow: Academic Project, 1999. – 944 p. – ISBN 5–8291–0003–7.
- Шоркин А.Д. Схемы универсумов в истории культуры: [монография] / А.Д. Шоркин. – Симферополь: Редотдел Крымского комитета по делам печати и информации, 1996. – 214 с. // Shorkin A.D. Schemes of Universa in the History of Culture: [monograph] / A.D. Shorkin. – Simferopol: Editorial department of the Crimean Committee for Press and Information Affairs, 1996. – 214 p.
- Barnsley M. F. Fractals Everywhere / Michael Fielding Barnsley; answer key by Hawley Rising III. – 2nd ed.; rev. with the assistance of Hawley Rising III. – Boston: Academic Press Professional, 1993. – 531 p. – ISBN 0–12–079069–6.
- Барышев, Ю. Фрактальная структура вселенной: Очерк развития космологии / Юрий Барышев, Пекка Теерикорпи. – Нижний Архыз: САО РАН, 2005. – 410 с. – ISBN 5–98823–013–X. // Baryshev Yu. Fractal Structure of the Universe: Essay on the Development of Cosmology [English title: Discovery of Cosmic Fractals] / Yurij Baryshev, Pekka Teerikorpi. – Nizhny Arkhyz: Special Astrophysical Observatory of the Russian Academy of Sciences, 2005. – 410 p. – ISBN 5–98823–013–X.
- Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 605 с. – (Philosophy). – ISBN 5–17–010707–2. // Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions: Transl. from English / T. Kuhn; Comp. V.Yu. Kuznetsov. – Moscow: Publishing House ACT, 2003. – 605 p. – (Philosophy). – ISBN 5–17–010707–2.
- Крымский С.Б. Ценностно-смысловой универсум как предметное поле философии: Философское понимание человека // Философская и социологическая мысль. – 1996. — № 3-4. – С. 102–116. // Krymsky S.B. The Value- and Sense-based Universum as a Subject Field of Philosophy: Philosophical Understanding of Man // Philosophical and Sociological Thought. – 1996. – № 3–4. – P. 102–116.
- Шоркин А.Д. Учебная программа курса «Ноосферология» (структура тем и проблем) / Ноосферология: наука, образование, практика: [сб. науч. ст.] / Н. В. Багров [и др.]; общ. ред. О. А. Габриелян; Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь: Издательство «Феникс», 2008. – С. 414–417. // Shorkin A.D. Curriculum of the course “Noospherology” (the structure of topics and problems) // Noospherology: Science, Education, Practice: [collection of scientific articles] / N.V. Bagrov [et al.]; Editor-in-chief O.A. Gabrielyan; V.I. Vernadsky Taurida National University. – Simferopol: Publishing House “Phoenix”, 2008. – P. 414–417.
- Шоркин А.Д. «Практическая философия»: сопряжение референций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2023. –Т. 9 (75). № 2. – С. 28–40. // Shorkin A.D. “Practical philosophy”: The Linking of References // Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Series “Philosophy. Political science. Culturology”. – 2023. –Vol. 9 (75). № 2. – P. 28–40.
- Шоркин А.Д. «Практическая философия»: рассогласованность множественных референций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Политология. Культурология». – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 41–56. // Shorkin A.D. “Practical philosophy”: Inconsistency of Multiple References // Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Series “Philosophy. Political science. Culturology”. – 2023. –Vol. 9 (75). № 2. – P. 41–56.
- Hadot P. Philosophy as a Way of Life // P. Hadot. Philosophy as a Way of Life. Spiritual Exercises from Socrates to Foucault / Ed. and with an Introduction by Arnold I. Davidson. Oxford UK & Cambridge USA: Blackwell, 1999. – P. 264–276.
- Davidson A.I. Introduction: Pierre Hadot and the Spiritual Phenomenon of Ancient Philosophy // Hadot P. Philosophy as a Way of Life. Spiritual Exercises from Socrates to Foucault / Ed. and with an Introduction by Arnold I. Davidson. Oxford UK & Cambridge USA: Blackwell, 1999. – P. 1–45.
- Зудилина Н.В. Формирование идентичности в Интернет-сообществах: дис. канд. филос. наук: 09.00.04 Философская антропология, философия культуры / Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, 2012. – 242 c. // Zudilina N.V. Identity Formation in the Internet-based Communities [Manuscript]: PhD thesis…Candidate of Philosophical Sciences: 09.00.04 – Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture. – V.I. Vernadsky Taurida National University, Simferopol, 2012. – 242 p.
-
Слово «универсум» заимствовано из латыни (лат. ūniversum, форма ср. рода от universus – «общий, всеобщий, целый», буквально означает «превращенный в одно»; ūniversus – это сложное прилагательное, образованное от ūnus («один») и причастия прошедшего времени versus («повернувшийся»), от vertere («поворачивать», «превращать») [см. 1, с. 526] или vertō («поворачиваюсь»). Латинское слово vertō происходит от протоиндоевропейского u̯er-t- («поворачивать, вращать») [см. 2, с. 1157]. Хотя понятие «универсум» означает, прежде всего, мир как целое, Вселенную, всё сущее, взятое в единстве, однако в качестве некоторой неделимой целостности, особой «вселенной» могут рассматриваться и объекты меньшего масштаба, например, культура, наука, человек и т.д. ↑
-
Эмблема была выполнена по заказу Валентина Николаевича Касаткина – первого президента Малой академия наук Крыма. ↑
-
В 1972 году Крымский государственный педагогический институт имени М. В. Фрунзе был реорганизован в Симферопольский государственный университет имени М. В. Фрунзе. ↑
-
Шумилин Аркадий Тихонович (1919-1998) возглавлял кафедру философии с 1973 по 1984 год. В центре его научных интересов была проблематика творчества. ↑
-
Дышлевый Пётр Исидорович (вариантная форма отчества – Сидорович) (1927-2000) – крупный специалист в области методологии, философии естествознания, теории познания и философских проблем творчества. В 1954 году окончил аспирантуру ИФ АН УССР, работал в АН УССР младшим, а затем старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим отделом философских вопросов естествознания, заместителем директора. В 1968 году защитил докторскую диссертацию «Философские проблемы релятивистской физики». С 1972 был заведующим кафедрой диалектического материализма и деканом философского факультета Киевского государственного университета. [см. 3, с. 263–264]. ↑
-
В тот период в СССР уже заканчивалась эпоха борьбы за «идеологическую чистоту», но, к сожалению, профессор П.С. Дышлевый стал одной из последних жертв этой «охоты на ведьм». После его снятия с должностей в Киеве, П.С. Дышлевый переехал в Москву. С 1980 по 1997 год он был заведующим кафедрой философии Московского государственного института электронного машиностроения, а с 1995 по 2000 год – профессором в Российском университете Дружбы народов [см. 3, с. 264]. ↑
-
Жбанкова Инесса Ивановна (род. в 1933 г.) – белорусский философ, специалист в области философских проблем естествознания, философии физики, теории и методологии науки. С 1955 по 1979 год работала в Институте философии и права АН БССР, с 1979 года преподавала в Белорусском государственном университете в должности профессора кафедры философии естественных факультетов, с 1979 по 1987 год занимала должность заведующей кафедры. ↑
-
Агасси Джозеф (англ. Agassi Joseph) (1927–2023) – израильский философ и методолог науки, логик; работал в Великобритании, США, Канаде и Израиле. Исследовал историю наук, проблему научного метода и научной рациональности, разрабатывал рациональную философскую антропологию. Большое влияние на взгляды Агасси оказал Карл Поппер. ↑
-
С 1984 по 1993 год кафедру философии возглавлял Валерий Николаевич Сагатовский (1933–2014) – советский и российский философ, занимавшийся деятельностным подходом и философией антропокосмизма. В 1994–1995 годах заведующими кафедрой были Александр Петрович Цветков и Юрий Николаевич Мартынюк, а с 1995 по 2009 год кафедрой заведовал Феликс Васильевич Лазарев. ↑
-
Крымский Сергей Борисович (1930–2010) – советский и украинский философ и культуролог. С 1957 года начал работать в Институте философии АН УССР (с 1994 – НАН Украины) в должности младшего лаборанта и дошёл до заведующим отделом. Занимался проблемами методологии и культурологии науки: изучал логику научного исследования и динамику теорий, исследовал основы неклассической рациональности и принципы духовности, разработал концепцию человека как носителя культуры. ↑
-
Мирослав Владимирович Попович также предлагал А.Д. Шоркину защититься в АН УССР, но по организационным причинам было принято решение защищаться в университетском диссертационном совете. ↑
-
А.Д. Шоркин приводит эвристический пример – устройство калейдоскопа, где несколько цветных обломков и два-три зеркала создают бесконечное многообразие прекрасных узоров (или паттернов. – Н.З.) [см. 4, с. 4]. Как отмечает А.Д. Шоркин, идея о том, что за бесконечным многообразием стоит что-то очень простое, не нова: она прослеживается в кантовском учении об априориях, юнгианской концепции архетипов и идеях структуралистов Леви-Стросса и Фуко [см. 4, с. 4]. Отметим со своей стороны, что эта идея выводит нас также на теорию фракталов: принцип самоподобия, который лежит в основе фракталов, реализуется путём многократного повторения (итераций) простой формулы (или её части), в результате чего производится бесконечное многообразие объектов (фрактальных паттернов). Природные объекты имеют, как правило, фрактальную структуру и фрактальную динамику развития (периоды и циклы жизни) [см. 5, 6]. ↑
-
Идеи А.Д. Шоркина о структуре и динамике культуры близки концепции Томаса Куна о структуре и динамике науки [см. 7]. «Нормальная наука» находится в согласии с господствующей научной парадигмой. Основания парадигмы можно назвать «внутренней структурой», или «схемой» (в терминологии А.Д. Шоркина), задающей 1) «способы постановки и решения научных проблем» и 2) ценности данного научного сообщества. «Нормальная наука» существует до тех пор, пока количество накопленных «аномалий» (то есть фактов, которые в рамках этой парадигмы невозможно объяснить) не становится критическим. Тогда ограниченность старой парадигмы осознаётся, входит в поле рефлексии, что приводит к научной революции – смене существующей парадигмы новой (или же, в случае культуры, к смене одной схемы универсума другой). ↑
-
Так, например, С.Б. Крымский опубликовал целый ряд работ по ценностно-смысловому универсуму [см. 8]. ↑
-
26 августа 1999 года Симферопольский государственный университет имени М. В. Фрунзе был преобразован в Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского. ↑
-
Кафедра политологии и социологии в 2001 году была реорганизована в кафедру политических наук. ↑
-
В 2002 году кафедра украинской и зарубежной культуры переименована в кафедру культурологии. ↑
-
В 2001 году была создана ещё одна кафедра – социальной философии, заведующим которой был И.И. Кальной. ↑
-
В философский факультет вошли четыре кафедры: философии, культурологии, политических наук и социальной философии. ↑
-
Специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по философии, был первым в университете диссертационным советом, открытым ещё в 1997 году. Председателем диссовета был Ф.В. Лазарев. ↑
-
Специализированный совет был открыт в 2004 году. Председателем диссовета являлся О.А. Габриелян. ↑
-
В 2024 году состоится юбилейная конференция: Двадцатые Таврические чтения «Анахарсис». ↑
-
До 2015 года журнал назывался «Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия “Философия. Культурология. Политология. Социология”». ↑
-
С 2022 года главным редактором журнала «Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия “Философия. Политология. Культурология”» является А.В. Карабыков. ↑
-
В.И. Вернадский (1863–1945) – известный советский геолог, минеролог, выдающийся мыслитель и общественный деятель; одним из первых начал изучение геохимии, биогеохимии и радиогеологии. В период работы в Украине стал одним из основателей Украинской академии наук и её первым президентом (1918–1919). В 1920–1921 годах был ректором Таврического университета (ныне – Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского). ↑
-
В связи со второй референцией, в поддержку и дополнение размышлений А.Д. Шоркина, отметим несколько моментов. Во-первых, применение на практике не всякого теоретического знания является философией вообще, и «практической философией», в частности. Французский философ Пьер Адо выделил два способа понимания философии: 1) философия как дискурс, то есть особый способ рассуждения, теоретизирования; 2) философия как образ жизни, то есть особая практика [см. 12]. Главный критерий для различения этих пониманий состоит в том, применяется ли полученное знание на практике, причём, отметим от себя, не всякое полученное знание, а точное, истинное знание. В ранней античности только философия как образ жизни считалась философией. Иными словами, не было двух «частей» философии – «теоретической» и «практической». Была одна философия, и она была исключительно практической, в смысле ведения особого образа жизни. Однако главнейшим аспектом этой практики было созерцание Истины. Так, например, Пифагор, предположительно являющийся автором слова «философия», понимал философию как путь очищения (катарсис), целью которого является духовное спасение. Чтобы быть философом, необходимо вести праведный, аскетический образ жизни, направленный всецело на духовное преображение, очищение и обожение своей человеческой природы. Как отмечает П. Адо, «рассуждения о философии – это не то же самое, что философия» [12, с. 267]. Таким образом, «…в античности философ считает себя философом не потому, что он развивает философский дискурс, а потому, что он живет по-философски» [13, с. 27]. Сегодня, напротив, философия понимается преимущественно как дискурс, как «пустое» (то есть не подкреплённое духовной практикой) теоретизирование. Поэтому исходя из такого современного понимания философии, философию как образ жизни можно было бы условно назвать «практической философией», однако, подчеркнём, лишь условно, потому что умозрение, созерцание (греч. θεωρία) – это тоже практика (в современном, широком смысле этого слова), но ментальная. В целом же, для того чтобы устранить путаницу с понятием «практическая философия», надо точно определить и соотнести греческие понятия θεωρία (теория) и πρᾶξις (праксис). ↑
-
Имело место даже приглашение А.Д. Шоркина в качестве эксперта в суд, для рассмотрения коллизии в области этических отношений, и он успешно и в кратчайшие сроки разрешил эту проблему. ↑
-
«Мир-система», в терминологии одного из основателей мир-системной теории И.М. Валлерстайна, – это глобальная экономическая система. ↑